Не держаться за земное. Белгородка успела вывезти картины до того, как ВСУ сожгли её дом
В Международный день художника – 8 декабря – «Белгородская правда» рассказывает историю художницы Светланы Папановой

-
Статья
-
Статья
Три года назад у Светланы Папановой был дом в живописном селе Муром. Она слышала задорный смех своих воспитанников на занятиях в арт-студии, а в свободное время рисовала вдохновляющую природу тех мест. Вскоре весёлые голоса ребят сменились жужжанием дронов. Прилёты и разрушения вынуждали людей покидать село.
«История моей страны». О чём поведает коллекция марок супругов из Новой Таволжанки
Недавно сгорел и дом Светланы. Но она не опускает руки, продолжая творить и учить ребят.
Ничего не смогли сделать
Вместе мы идём по дорожке к дачному дому, где сейчас живёт художница. Вокруг желтеют последней ноябрьской листвой деревья. Сразу представляю, как живописно в этих местах весной и летом.
«Из Мурома мы решили уехать, когда в мой кабинет влетел снаряд. Ребята тогда уже перешли на дистанционное обучение, но мы, преподаватели, приходили на работу. К счастью, в тот день я была на больничном», – вспоминает Светлана.
Друзья предложили ей пожить на даче в Белгороде. Из Мурома сюда вывезли картины, некоторые вещи и посуду. Всё остальное сгорело вместе с домом в нынешнем сентябре.


«Позвонила знакомая, сказала: «Светочка, прости, мы ничего не смогли сделать». С дронов регулярно скидывают зажигательную смесь. И как раз был сильный ветер, много домов сгорело. Комиссия приняла решение о выделении нам нового жилья. Но это будет ещё не скоро», – рассказывает Папанова и восхищается мужеством тех, кто до сих пор остаётся в Муроме и продолжает работать.
Сама Светлана сейчас в качестве волонтёра помогает в Минстрое разбирать документы людей, которые так же, как и она, в результате обстрелов остались без жилья. Сотрудники такой помощи очень рады – работы много, и порой, чтобы всё успеть, приходится засиживаться допоздна.

Ни один её день не проходит без звонка 83-летней маме – она живёт в Харькове:
«Очень сильно за неё переживаю. Не захотела уезжать, сказала: «Никуда не поеду из своего дома». Спорить было бесполезно. Общаемся каждый день. К счастью, можно видеть и слышать друг друга благодаря видеозвонкам».
Сухие рисунки и акварель. Чему учит корочанцев молодая художница Татьяна Дюмина
Грибные поляны и аромат жасмина
В Муром она вместе с дочерью переехала в 2004 году из Нефтеюганска, чтобы быть поближе к родителям, в то время уже обосновавшимся на Украине. Планировала перебраться в Харьков и она. Дом в Муроме купила, чтобы прописаться. Но село настолько ей понравилось, что решила остаться там жить. Восхитили местные красоты и Свято-Троицкий храм, в котором чувствовалась особая благодать. Сразу нашлась и работа по профессии.
«Приехали мы в Муром, а вокруг жасмин. Аромат такой – аж голова кружится. Поставила веточку в хохломскую вазу, села и написала натюрморт», – показывает художница одну из картин.


Она вспоминает, как первое время ей каждый день хотелось ходить с этюдником, чтобы писать местные красоты. Последние два года такого вдохновения уже нет. Но и на новом месте жительства Светлана старается не унывать. Вместе с гражданским мужем ездит то на Шагаровский пруд, то в Прохоровский район. Он рыбачит, а она пишет этюды, улавливая постоянно изменяющиеся краски природы и её состояние.
«Небо меняется каждые пять минут. Облако плывёт… Так хочется всё это запечатлеть, а оно раз – и уплыло. Поэтому делаю маленькие работы – 30 на 40, чтобы успеть», – отмечает Папанова.
Вера в свет. Что волнует современных художников
И показывает ещё одну давнюю картину, вдохновлённую походом за грибами.
«Столько их в тот день насобирали: и белые, и подосиновики, и подберёзовики… Такую поляну с дочерью нашли – я кричала от восторга! Пришла и сразу картину написала. Вот так бывает: сядешь – и за один вечер всё готово. А порой пишешь неделю, две… И что‑то не получается. Но не брошу никогда. Мой учитель, директор художественной галереи «Югория» в Нефтеюганске Николай Савостьянов, говорил: «Никогда не бросай работу. Это сейчас кажется, что не получается. Пройдёт время, и поймёшь, что картина хорошая». Так и приучил доводить всё до конца».

Онлайн-формат
Среди работ Светланы Папановой выделяются колоритные киргизские пейзажи. В этой стране она родилась. С ностальгией вспоминает прекрасный местный климат и природу. Ещё школьницей переехала с родителями в молодой Нефтеюганск: отцу-строителю предложили там работу. Светлана же в юности была увлечена спортом. И даже немного успела поиграть в сборной Киргизии по баскетболу.
Однако потом болезнь перекрыла возможность профессионально развиваться в этом направлении, и она решила пойти учиться в строительный. Но не поступила. Подумала: почему бы не попробовать на художественно-графический факультет? Ведь творческие способности были видны с детства. И порой в школе учитель даже ставила ей тройки по рисованию, утверждая, что создавать картины маленькой школьнице помогает кто‑то из родителей. Однако вскоре педагог поняла, что девочка на самом деле талантлива.
Облака в подсветке солнца. Семья художников-архитекторов нашла свой творческий путь
Но всерьёз Светлана увлеклась живописью и графикой только в институте. Любимыми жанрами остаются пейзажи и натюрморты. Рисовала и портреты. Самый трогательный из них запечатлел любимую кошку Мэри, которая прожила у неё 18 лет. Мэри была очень добродушной. Но позировать кошки не любят. На призывы хозяйки оставаться на месте она отвечала недовольным взглядом, поэтому и на картине выглядит настороженно.
Коридор украшает копия картины Константина Васильева «Ожидание»: молодая женщина со свечой стоит у окна, покрытого морозными узорами. Этот художник нравится Светлане. Увлекают её и передвижники. В определённые периоды нравились Пикассо и Дали.

На полочках выстроились многочисленные книги по искусству и яркие поделки – своих воспитанников Светлана учит не только рисовать. В 2008 году в Муромском доме культуры под её руководством стала работать арт-студия «Фантазия». Через пять лет она получила звание образцовой.
«Ребят я обучаю с трёх лет. Они начинали ходить ко мне ещё в детском саду. Дети все талантливые. И до десяти лет они поголовно рисуют. Ходят на занятия всем классом. А потом начинают меняться взгляды, вкусы… Тогда уже остаются те, кто действительно хочет развиваться в этом направлении», – отмечает педагог.
И рассказывает, что юных воспитанников постоянно надо чем‑то удивлять. Каждому ребёнку хочется сесть и за несколько минут сделать шедевр.

«Дети любят нетрадиционные техники рисования, чтобы было легко и результат получился классный. Рисуем и с помощью пупырчатой плёнки, и мыльными пузырями, и пеной для бритья. Пену вообще любят больше всего. Красят её в разные цвета и создают всё что угодно», – говорит художница.
Интересуюсь:
«Наверное, сложно проводить творческие занятия в дистанционном формате?»
Но Светлана удивляет ответом:
«Наоборот. Из‑за онлайн-формата я всё рассказываю и показываю очень подробно. И детям порой даже проще понять. Когда вживую занимаюсь с группой, то, конечно, к каждому подхожу, объясняю, показываю. Но тут больше наглядности – с чего начать, чем закончить. Многие родители мне признаются, что во время дистанционного обучения тоже начали рисовать. Я заранее записываю видеоурок и выставляю, ребята вечером его просматривают. В выходные рисуют, потом присылают работы мне. По плану у нас много онлайн-выставок».
В какой‑то момент Светлана смотрит на огонёк лампады в комнате и вспоминает, как зашла в разрушенный кабинет, который раньше украшали творческие работы:
«Я была поражена. Рисунки, поделки – всё превратилось в пыль. В одно мгновение, в одну секунду… После этого думаю: не надо, наверное, нам сильно зависеть от земного. В одну секунду может всё это забрать Господь. Но, когда вспоминаю о своём разрушенном доме, всё равно расстраиваюсь. Поэтому гоню от себя эти мысли. Стараюсь думать только о хорошем».
Анна Черкашина