Вера в свет. Что волнует современных художников
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
288 авторов из разных регионов России представили 476 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного, храмового и театрально-декорационного искусства на VI Белгородском открытом фестивале-конкурсе памяти заслуженного художника России Станислава Косенкова.
Лучшие работы показаны сразу на трёх площадках: в Белгородском государственном художественном музее, выставочном зале «Родина» и Центре культурного развития «Звёздный» в Строителе. Увидеть их можно до 26 ноября.
Узнаваемый почерк
Работы великих живописцев безошибочно узнаются по манере, присущей мастерам. У Ван Гога это яркие цвета и особый ритм, у Пикассо – свобода письма, у Гогена – плоскостной и декоративный стиль. Эти трое живописцев вдохновили и позволили выработать свой почерк одному из выдающихся художников-графиков России Станиславу Косенкову. Тяжёлое военное детство, трудные годы жизни в послевоенной деревне навсегда оставили след в его работах, которые и сегодня узнаваемы по всему миру, будь то иллюстрации к роману Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» или цикл гравюр «Прохоровское поле».
В 2011-м, в год 70-летия Станислава Косенкова, в память о талантливом земляке на Белгородчине учредили фестиваль-конкурс изобразительных искусств, который неизменно собирает лучших художников со всей России и не только. Помимо белгородцев, в разные годы его участниками становились авторы из Воронежской, Курской, Орловской, Брянской, Липецкой, Тамбовской, Московской областей, Крыма, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Ярославля, Твери, Киева и Харькова. Концепция конкурса не ограничена одной тематикой, что позволяет показать все виды и жанры изобразительного искусства.
«Фестиваль проходит каждые два года, – рассказывает директор Белгородского государственного художественного музея Татьяна Лукьянова. – С каждым годом он растёт, открывает новые имена. Фестиваль даёт возможность показать как уже признанных мастеров, так и молодёжь, которая зачастую получает свой первый выставочный опыт. А для нас, музейщиков, это возможность погрузиться в процессы развития современного изобразительного искусства».
Лучшие произведения для выставки отбирает специальная команда – выставком, а затем жюри определяет победителей.
«В этот раз работ выбрали столько, что, казалось, стен не хватит, чтобы все их разместить, – говорит заведующая сектором живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Галина Половина. – Это не случайно, интерес к нашему фестивалю растёт, увеличивается количество авторов, желающих принять в нём участие. Ведь межрегиональная выставка для них как конкурс профессионального мастерства. И всё‑таки нам удалось разместить работы так, чтобы они и тематически подходили друг другу, и гармонично соседствовали».
Позитивное впечатление
В рамках фестиваля также проходит межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития отечественного изобразительного искусства в провинции». Специалисты в области музееведения, искусствоведения, культурологии, истории, краеведения обменивались опытом, обсуждали проблемы изобразительного искусства и музейного дела. Кроме того, конференция даёт возможность представителям других регионов изучить творчество Станислава Косенкова и отобрать некоторые работы для выставки в других городах. Так, в этом году на фестиваль-конкурс приехала хранитель музейных предметов литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге Ольга Тихомирова.
«В Санкт-Петербурге я имею, что называется, на расстоянии вытянутой руки массу разных арт-пространств, которые представляют и классическую живопись, и современное искусство. Но, приехав в Белгород, я поразилась, какое количество здесь мастеров самых разных жанров, – поделилась впечатлениями Ольга Александровна. – Произведения, представленные и в художественном музее, и в «Родине», прекрасны. Я много фотографировала, чтобы показать по приезде своим коллегам. Я часто общаюсь с художниками и знаю, что им очень важно выставляться и быть увиденными. А ещё мне нужно выбрать работы Косенкова для выставки в нашем музее».
Традиционно в рамках фестиваля в музее-мастерской Косенкова экспонируются работы самого Станислава Степановича. Заведующая музеем-мастерской, дочь художника Мария Косенкова присутствовала на открытии всех трёх площадок нынешнего фестиваля.
«У меня осталось очень позитивное впечатление от выставки, она мне показалась действительно наполненной какой‑то, как говорил отец, верой в свет, – признаётся Мария Станиславовна. – Из представленных здесь я особо выделила бы работы Наташи Зоровой, я её давняя поклонница. Они такие концептуальные, интересные. Кстати, на конференции сегодня говорили, что Станислав Косенков был из тех художников, которые всегда поддерживали молодых, в том числе способствовал развитию новой плеяды орловских художников. Собственно, с его лёгкой руки молодые дарования ринулись иллюстрировать орловских писателей».
На злобу дня
Станислав Косенков в своих дневниках писал: «Важно не думать о теме, как её сделать, решить, а важно быть в состоянии творчества». Словно следуя завету мастера, каждый художник здесь стремится показать своё мастерство.
«Авторы представляют работы за последние два года – это одно из условий конкурса, – поясняет Татьяна Лукьянова. – Так что можно легко отследить, что волновало художников в это время. За два года много чего произошло в жизни страны. Не случайно здесь можно увидеть работы, связанные с ковидными ограничениями, общенародной акцией «Бессмертный полк», с СВО. И это понятно – настоящие художники всегда откликаются в своём творчестве на социальные проблемы или политические процессы, которые происходят в обществе, то есть пишут, что называется, на злобу дня».
Выдающийся художник-график Станислав Косенков тоже никогда не оставался в стороне от того, что происходило вокруг, глубоко переживал и пропускал через себя самые драматические моменты.
«Станислав Степанович на всё откликался моментально, – говорит дочь Мария. – В 1988 году, когда в Армении случилось страшное землетрясение, я была ещё очень маленькой, но отчётливо помню, как он переживал. Всё думал, как помочь, и не нашёл другого способа, кроме как послать туда свои картины. Мы с братом Артёмом часто задаём себе вопрос: если бы отец был жив, что бы он сейчас делал? Я считаю, что те события, которые разворачиваются на наших глазах, никак бы не прошли мимо его души. Возможно, пытался бы финансово помогать нашим бойцам, участвующим в СВО, или ездил вместе с волонтёрами «за ленточку». Не знаю, стал бы он писать что‑то, и если да, то что именно. Но безучастным отец не остался бы, это точно».
Действительно, творчество художника с мировым признанием, определившего вектор развития отечественной графики в 1980-е годы, и сегодня объединяет авторов, для которых имя Косенкова служит ярким маяком.
Арина Беседина