Облака в подсветке солнца. Семья художников-архитекторов нашла свой творческий путь
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
От живописи к архитектуре и обратно. Удивительно, но именно такой путь прошла семья художников Ковалёвых, которая по сей день живёт и дышит творчеством. Как уживаются вместе два талантливых человека, узнала «Белгородская правда».
Кадмий зелёный
В селе Гезово, в шести километрах от Алексеевки, в большой семье Ковалёвых 25 августа 1958 г. появился на свет 11-й ребёнок – Витя. Так уж получилось, что на улочке всего в 300 метров длиной, где стояла их хата, жили в разных домах восемь художников, а в самом крайнем – богомаз (так по‑украински называли иконописца). Маленькому Вите очень нравилось бегать в гости к живописцам, а одному из них даже повезло позировать.
Однажды Витя увидел, как сосед прямо в огороде писал зимний пейзаж. И мальчишку поразила одна краска на холсте – кадмий зелёный, прямо в душу запала. Он стал приставать к соседу: тоже писать хочу. Сосед улыбнулся, одобрил, посоветовал сначала кружку нарисовать или кувшин. Но пятиклассник Витя решил не мелочиться – взял и сделал сразу копию «Мадонны» Леонардо да Винчи.
Или другой случай: школа, куда ходил Витя, объявила конкурс на лучший рисунок к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Дети откликнулись, сдали рисунки кто в школьной тетрадке, кто на листах бумаги. А Витя Ковалёв принёс картины, написанные маслом, рамы к которым сделал сам. Работы безоговорочно заняли первое место в Алексеевке, затем их направили в Белгород.
Понятно, что в 10-м классе у Виктора уже не было сомнений, какой путь выбрать. Долго думал, в какую школу живописи поступать – варианты в разных местах были, но всё‑таки поехал в Харьков. Там художественных училищ имелось несколько. В первом не повезло, принимали после 8-го класса.
Попробовал поехать в школу Репина, что была на Пушкинской улице. Выяснилось, что за обучение придётся платить. Как платить? Чем? Откуда взять 25 рублей в месяц, когда родители пенсию в 37 рублей получают? Огорчился Витя, вернулся на вокзал расстроенный.
Поодаль от него стояли две девчонки с парнем, поглядывали на юношу и что‑то обсуждали. Попросили посмотреть его работы и сказали, что ему надо ехать в сельскохозяйственный институт, где раньше был архитектурно-строительный факультет.
В институт Виктор добрался уже после шести вечера. Его встретили, предложили переночевать в раздевалке, чтобы утром он мог показать свои холсты. Но от голода скрутило живот. Да ещё и полная неопределённость – куда идти, кого ждать, что завтра будет? В общем, рванул обратно на вокзал.
От фундамента до крыши
В следующий свой приезд в Харьков Виктор Ковалёв сдал на отлично рисунок и стал учиться на архитектурно-строительном факультете. Диплом тоже защитил на отлично.
Валя поступила на тот же факультет, только двумя годами позже. На третьем курсе будущие архитекторы поженились, а когда молодая жена ждала супруга из армии, встал вопрос о распределении.
«Я услышала, что в Алексеевке освободилось место архитектора, – вспоминает Валентина Васильевна. – Знала, что это родные места Вити, поэтому попросила администрацию сделать мне вызов туда. Так и получилось, что приехала в Алексеевку архитектором, а муж мой, отслужив в армии, вернулся на свою родину».
Виктор Ковалёв стал заместителем главного архитектора города и руководителем проектной группы, а Валентина трудилась там же в производственной группе. Всё бы хорошо, только у семьи Ковалёвых на свет появился больной ребёнок, которому требовался особый уход. Пришлось Валентине Васильевне работать из дома, затем перейти на частное проектирование. Кстати, по проектам Валентины Ковалёвой в Алексеевке построены здания филиала БелГУ, магазин «Лидер», «АлКОМ» и множество других объектов и жилых домов. Причём она не только проекты предлагала, но и разрабатывала к ним детальные расчёты – от фундамента до крыши. И всё это делала не на компьютере, а на кульмане – с помощью ватмана, карандаша и туши.
Особая гордость Валентины Васильевны – проекты храмов: в Глуховке радует красотой деревянный храм, а в самой Алексеевке верно служит священникам и прихожанам часовня над колодцем при храме Александра Невского.
Может быть, эта работа дала новый виток в художественном творчестве Валентины Ковалёвой. Время шло, надежда на выздоровление сына таяла, пришло смирение. Говорят, кто достойно переносит испытания, выпавшие ему, тот получает поддержку свыше.
Всё по канону
Она заинтересовалась иконописью. Возможности поехать на курсы не было – забота о сыне-инвалиде занимала почти всё время. И Валентина Ковалёва стала изучать иконописное дело по книгам.
«По книге монахини Марии Соколовой, что в Троицкой лавре преподавала иконопись, целый год одну икону писала, переписывала, ведь не у кого было спросить, правильно я делаю или нет, – поясняет Валентина Васильевна. – Теперь уже знаю, как делать всё по канону. Иконопись – очень трудоёмкое дело. Когда сам начинаешь работать, тогда понимаешь, за что так ценятся иконы».
Рисунок наносят темперными красками. Их делают вручную из растёртых минералов в эмульсии из яичного желтка и других компонентов. В самом конце добавляется позолота для отделки элементов одежды и нимбов.
В среднем на написание одной иконы может уйти до четырёх месяцев. Сюжеты Валентина Ковалёва берёт и канонические, и сама может придумать.
«Однажды я ездила в храм Песчанской иконы Божией Матери, что в Изюме. В этой поездке первый раз узнала о святителе Иоасафе Белгородском, который в 1754 году обрёл здесь чудотворную икону Богородицы, – рассказывает Валентина Васильевна. – Я заинтересовалась этой историей и стала читать о епископе. Тогда и возник у меня замысел иконы, где отцу святителя снится пророческий сон, в котором Богородица прислала ангела своего, он набросил на святителя мантию священническую».
Иногда она, получив благословение, реконструирует иконы по старым фотографиям. Есть в её уникальной коллекции и рублёвская «Троица». Все иконы, написанные Валентиной Ковалёвой, освящены, многие подарены храмам.
Знают о мастере иконописи и простые прихожане, они заказывают иконы себе домой. Когда удаётся, делает выставку своих работ – одна такая прошла в Троицком соборе.
Излюбленный жанр
Да и муж – Виктор Нифонтович – не отстаёт от супруги, вернулся к холстам, кистям, краскам после многих лет, отданных архитектуре. Кстати, о каждом из его сооружений можно написать отдельную книгу.
Например, работа над кафе «Русь». Нашли старое заброшенное здание. Виктору Ковалёву приходилось вставать в четыре утра, чтобы сделать из него настоящую сказку. Точнее, сказ, потому что на особый стиль оформления архитектора вдохновило «Слово о полку Игореве». Многие элементы декора – это резьба по дереву.
«Мы за два года совершили подвиг трудовой – светильники ручной работы, факелы по углам, точёные балясины у лестниц, арки, – вспоминает Виктор Нифонтович. – А когда приезжали иностранцы – поляки, немцы, они всё время спорили, ручная это работа или нет».
Коренные алексеевцы знают, что Виктор Ковалёв разработал ряд проектов зданий и сооружений в городе, в том числе стелу эфирокомбината, стелу в честь 300-летия основания г. Алексеевки, кафе «Золотой петушок». Кстати, он же автор идеи и соавтор рисунка герба города.
Но, несмотря на очевидный архитектурный успех, живопись продолжала звать и манить. И вот однажды Виктор Нифонтович решил сделать выставку своих работ. Что‑то осталось ещё со студенческих лет, что‑то дописал, и в здании алексеевской администрации прямо в день его 40-летия открылась персональная выставка мастера. Затем последовали ещё выставки, а после и вступление в Союз художников России.
За свою творческую жизнь Виктор Ковалёв написал больше 300 картин. Его работы украшают интерьеры общественных зданий в Алексеевке, находятся в частных коллекциях России и за границей. И до сих пор его излюбленным жанром остаются пейзажи.
«Я люблю писать природу за городом, где вид на лес и жнивьё, – говорит Виктор Нифонтович. – Как‑то этюд писал, начало темнеть, сумерки, поднял голову, а вверху такая красивая луна, да ещё облака в подсветке солнца – я просто заплакал от этого великолепия. Вообще, передать небо дано не всем, чтобы вышло нежно. Небо – это тонкая материя. Поэтому писать его надо душой, всё нужно сердцем писать».