Смотреть на мир радостными глазами. 26 декабря отмечает 65-летие Владимир Нестерков
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Работоспособность этого художника удивляет, а его произведения неизменно привлекают внимание зрителя. И дело тут не только в высоком уровне мастерства, но и в неповторимой авторской эмоциональной интонации, невероятной силе создаваемых образов.
Бесконечная глубина
25 декабря в Белгородском художественном музее открылась выставка Владимира Нестеркова «В гармонии с миром». На ней представлены произведения, созданные за последние 15 лет.
«Мы уже организовывали выставки и на 55-летие, и на 60-летие Владимира Евгеньевича. Но они были малого формата. Нынешняя выставка собрала 60 избранных произведений живописи и графики. Экспозиция разместилась на четырёх площадках. Каждая из них отражает определённую тему. В холле первого этажа – «Человек и его время», в холле второго – «Времена года». В фиолетовом зале раскрывается тема духовности, а поднявшись на третий этаж, можно увидеть путешествия по городам России», – рассказывает старший научный сотрудник Белгородского художественного музея Людмила Булгакова.
Она показывает работу «Слава Богу, живы», которая недавно стала победителем народного голосования на выставке-конкурсе «Прохоровское поле».
«Во время одной из поездок я встретил возле монастыря человека. Он шёл, размахивал палочкой, произносил какие‑то слова. Подошёл ко мне, стал общаться и называть по имени. Сначала я даже не обратил на это внимания. Но потом понял, что он говорит и о событиях, давно произошедших со мной, и о личных помыслах. Меня это поразило. Мы познакомились. Он был достаточно неприхотливый и полностью отдавался жизни духовной. У меня мелькнула мысль написать картину. К нему постоянно подходили и усаживались коты – животные чувствуют состояние душевного мира и покоя», – вспоминает Владимир Нестерков.
Его дом-мастерская находится в Никольском. Проходя после обстрела возле разрушенного здания, он подумал, что нужно поместить увиденное на задний план полотна. Так родился благодарственный посыл картины – всё разрушено, а жизнь осталась. Слава Богу!
Это восприятие мира через призму божественного заложено в художнике с детства. У мамы в роду были священники. Маленький Володя с малых лет воспитывался в православной вере и думал, что все живут так. Он мог долго сидеть, любуясь облаками и меловыми горами. Размышлял, как это всё передать на бумаге. Но мысль выбрать художественную стезю пришла не сразу. На художественно-графический факультет Курского пединститута он поступил уже после армии.
«И пришло понимание того, что глубина живописи бесконечна, – отмечает Нестерков. – Художник Евгений Поленов подарил мне холст со словами «Как почувствуешь себя мастером – напишешь работу». И знаете, ещё не почувствовал. Во всём вижу несовершенства. Работа над картиной гораздо сложнее, чем кажется со стороны. Это мобилизация и духовных, и физических сил, опора на те произведения, которые ты видел раньше. Все мастера учились друг у друга. А потом надо найти то, что близко, и сделать выжимку, концентрат всего, чтобы родилось произведение, которое тебе по сердцу».
Читая пятое евангелие
Родился художник в Кемеровской области. Уже тогда произошло первое чудо – младенец тяжело заболел воспалением лёгких, но остался жив. Когда ему было три года, семья переехала в Белгород. Здесь Владимир Евгеньевич вырос, впитав красоту белгородской земли.
«Жили мы на окраине города. Рядом были поля, казавшиеся бескрайними. А Харгора в то время представляла собой телевышку и кукурузное поле. Вообще первые детские впечатления о Белгороде связаны с рождением моего брата. Катится «Волга» по пыльной дороге, я бегу и кричу: «Родилась Лена!» Своего брата Анатолия я долго звал Леной. Так мне хотелось сестрёнку», – с улыбкой вспоминает художник.
Он много путешествовал по стране. География его пейзажей обширна. Но самое главное место в сердце навсегда заняли красоты белгородской земли и улочки нашего города. Многие картины запечатлели Белгород уходящий, который потихоньку становится историей.
Нестерков замечает, что в последнее время создаёт пейзажи-предчувствия:
«Вот, например, эта картина с Холковским монастырём, созданная в преддверии войны, – указывает он на произведение 2019 года. – Здесь напряжение тёмного неба, сходящая на нас тревога, предчувствие беды. И луч света – символ того, что может вывести из тупика. Вера – тот камертон, который позволяет видеть тонкое проявление Бога в творениях вокруг нас. Как‑то священник Николай Германский сказал: «Какие вы, художники, счастливые, постоянно читаете пятое Евангелие». «Какое пятое? Ведь их четыре», – удивился я. «Пятое – это природа, творение Господа». Художники, работающие на натуре, добрые и отзывчивые люди. Подумайте, почему мы выезжаем на природу. Не только ведь шашлыков поесть, но и оглядеться вокруг и прийти к гармонии. В природе, как и в человеческом теле, нет прямых линий. Мы плавны и нежны в сочетаниях форм».
Не искажать человека
Особый жанр в творчестве Нестеркова – портрет.
«Его рождение всегда непредсказуемо. Вижу человека – и чем‑то он меня цепляет. Происходит толчок в сердце, я чувствую, что обязан его написать. Погружаясь в работу, стараешься почувствовать внутреннее состояние своего героя. Это как раз тот ключик, который раскрывает душу, – почувствовать и увидеть лучшее. Я горюю, когда в портретах людей искажают, деформируют. Человек – образ Божий. Душа настолько удивительна и красива! Её трудно раскрыть. Надо найти лучшее, светлое, что заложено в каждом. Это и воздействует на зрителя», – отмечает он.
Особая ответственность – писать священников, старцев и святых. Вот и создание большого исторического полотна «Приезд святителя Иоасафа Белгородского в Грайворон в 1754 году» породило в сердце немало переживаний.
«Я долго не решался написать святителя Иоасафа. Думал, как я, грешник, к его лику прикоснусь? А потом пошёл к мощам, приложился и испытал такую радость, что понял – получил разрешение, благословение от святого на написание картины», – вспоминает Владимир Евгеньевич.
В людях, изображённых на этом полотне, угадываются черты знакомых художнику священников. Для создания образа девочки с иконой ему позировала маленькая дочка. А мальчонку Нестерков писал с собственного сына. Работа над картиной длилась около года. Для того чтобы она была более правдивой, художник схематично выстроил на крыше жилого дома, где раньше находилась мастерская, композицию, расставил героев, находил тулупы и зипуны…
Работать над собой Нестерков не прекращает.
«Каждый день подхожу к холсту и не знаю, как буду писать. Сказывается влияние мира. Видишь, что человек в силу перегруженности информацией даже не может долго смотреть на картину. Сейчас тенденция среди художников – привлечь внимание каким‑то пятном, жёсткой линией… Мне кажется, это неправильный путь. Всё‑таки картина должна передавать гармонию мира. Поначалу я шёл на поводу у натуры. Но потом понял, что за натурой надо подсматривать, но брать – только самое важное», – считает он.
Владимир Евгеньевич отмечает, что художнику не стоит думать о том, как положить мазок. Надо почувствовать картину сердцем. На вопрос, как ему столько лет удаётся во всём находить хорошее и наполнять свои картины светом любви, он отвечает:
«Мне жалко людей, которых не коснулось состояние благодати небесной. Ведь это даёт тебе внутренний стержень, наполняет твоё сердце теплотой и любовью к окружающим… Радуешься и пчеле, и каждому цветочку, и тем более человеку. Серафим Саровский встречал всех словами «Радость моя!» Это образец для подражания. Закон духовный говорит о подъёмах и падениях. Все мы сдаём духовный экзамен. Нельзя прожить без скорбей, болезней, душевных травм… Если выносишь из этого что‑то положительное, то растёшь. В духовном развитии нет точки зависания. Есть подъём вверх и падение вниз. Нельзя останавливаться. А надо за каждый день благодарить Бога. Это и позволяет смотреть на мир радостными глазами».
Анна Черкашина