Уроки музыки. Почему пение полезно и взрослым, и детям
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
…На пороге актового зала переминается с ноги на ногу мальчик, с виду первоклассник.– Мне мама сказала, что тут будет хор! – твердит он.– Рыба моя, ты опоздал. Мы уже выступили. А занятие будет завтра, приходи в два часа. Придёшь? – с улыбкой приглашает учитель музыки Надежда Яворская.Тот кивает и убегает.
Виват хору!
Только что в школе № 47 Белгорода отгремел праздничный концерт, посвящённый Дню матери. И, конечно же, на нём выступал школьный детский хор, которым без малого 20 лет руководит Надежда Ивановна. Два десятка нарядных мальчиков и девочек пели простые и незатейливые песни про маму. А на следующем концерте юных певцов, возможно, будет на одного больше. Или даже на два-три. Живое это дело – школьный хор. Дети приходят постоянно… и остаются. Нет, кто‑то, конечно, и уходит, но большинство, втянувшись в занятия, с удовольствием разучивает новые песни.
«Их держу не я, а пение. В репертуаре у нас в основном те песни, которые детям нравятся. Хотя вот в этом году мы разучили «Ты не пой, соловушка» Глинки. Она медленная и печальная, а детям больше нравятся весёлые и быстрые. Но я‑то сложные и медленные песни ставлю в начале занятия. А потом уже подвижные, радостные, шутливые», – делится педагогическими хитростями руководитель хора.
О том, что в школе есть хор, ученики 47-й школы узнают ещё в первом классе на уроках музыки, которые тоже ведёт Надежда Яворская. И познакомившись с ней, дети тянутся к энергичному и эмоциональному педагогу. А дальше всё зависит от их желания.
«Вот девочка к нам недавно на хор пришла – Лера Балаба. Она уже в пятом классе учится. Посидела на двух репетициях, а потом спрашивает: «А можно мне с вами петь? Я все песни знаю!» Я ей говорю: «Ну конечно, выходи и пой!» Некоторые дети комплексуют на публике выступать, а она нет. И слава богу!» – радуется руководитель хора.
Нельзя сказать, что все желающие петь детки хорошо это делают. Особенно на первых порах. Но как отказать ребёнку, который с горящими глазами приходит петь и не пропускает ни одной репетиции? Надежда Ивановна и не отказывает. В том числе потому, что ситуация может поменяться.
«Я глубоко убеждена, что если с детьми заниматься, если они ходят и поют с удовольствием, то нужно продолжать, и однажды у ребёнка «выстрелит». Такое на моей практике бывало не раз. Да, поначалу он мог только гудеть, а потом, спустя год-два, чаще всего после летних каникул, происходит это чудо – ребёнок запел. Это можно объяснить просто: во первых, срабатывает накопительный эффект. Во‑вторых, подключается физиология. В третьих, похвала – простая, незатейливая, дающая детям крылья. Обязательно надо хвалить!» – рассказывает Надежда Яворская.
Конечно, в солисты выбиваются единицы. Но педагог старательно прививает любовь к музыке всем своим воспитанникам, среди которых за годы работы Надежды Ивановны в школе было немало перспективных, занимающих призовые места на областных вокальных конкурсах. Одной из таких «звёздочек» была, например, Алёна Бультник.
«Но не все талантливые дети выбирают музыкальную стезю. А ещё у некоторых ненужные амбиции возникают – они перестают работать и утрачивают то, что наработано годами. Потому что пение – это бесконечный неиссякаемый труд», – считает педагог.
Музыка не отпускает
Но как же приятно Надежде Ивановне порой встречать своих бывших учеников, которых музыка не отпустила. С улыбкой педагог рассказывает об одной из таких недавних встреч: в кафе к ней подошёл смутно знакомый молодой человек и поинтересовался, не она ли работает учителем музыки? И, получив утвердительный ответ, признался, что именно она когда‑то заразила его любовью к музыке. И вот сейчас он выступает в составе музыкальной группы. К слову, дочь Надежды Ивановны, Анна, тоже выбрала музыкальную стезю и поёт в белгородской группе «Агенты Смита». Её успехами мама особенно гордится.
Сама Надежда Яворская «заразилась» любовью к музыке в детстве. В семье пели все: и мама – Клара Ивановна, и папа – Иван Никифорович. Последний – обычный шофёр – был невероятно музыкален, играл на гитаре и балалайке, прекрасно танцевал.
«Тогда, в моём детстве, и в деревнях все пели, и пели хорошо: в два, в три голоса. К сожалению, сейчас хоровое пение не так популярно. А жаль. Ведь песня объединяет людей, а это сейчас архиважно», – поясняет педагог.
Нет ничего удивительного в том, что выросшая в музыкальной среде девочка поступила в музыкальное училище. Отучившись, с 1979 года Надежда Яворская поёт, дирижирует и руководит музыкальными коллективами. И очень благодарна педагогам дирижёрско-хорового отделения, которые помогли её профессиональному становлению.
А с детьми Надежда Ивановна работает уже 44 года. Сейчас под её руководством в школьном хоре занимается около 30 детей. В его составе в основном ученики начальных классов. Поэтому особо развиваться хору в плане усложнения репертуара не очень получается – состав плавающий, много новичков. Кроме того, Надежде Ивановне приходится совмещать функции хормейстера и концертмейстера. Она и репертуар подбирает, и разучивает новые песни с детьми, и за инструмент на концертах садится. Не говоря уже о том, что перед выступлением, как заботливая мама, кому бантик развязавшийся перевяжет, кому галстук поправит…
Вот и сегодня перед концертом она всем детям повязала яркие шарфики. Большой праздник у школьного хора: первый концерт после длительного перерыва (то ковид, то дистант!).
«Мы так давно не выступали! Подпевайте нам!» – обращается Надежда Ивановна к зрителям.
А тех и просить не надо. Слова песни хорошо знакомы, мамы из зала тихонько подпевают детям на сцене и после выступления хора не скупятся на аплодисменты.
«Жаль, что на сегодняшнем концерте нам не удалось спеть песню белгородского композитора Евгения Рыбкина «Про ворону». У него очень хорошие детские песни, которые нигде, кроме сборников, не встречаются. Поэтому я его популяризирую», – рассказывает Надежда Ивановна.
Педагог очень серьёзно относится к выбору репертуара для школьного хора и считает, что песни должны быть по возрасту. По мнению учителя музыки, ребёнок не сможет прочувствованно спеть любовный романс или песню на иностранном языке, просто заучив её слова и не поинтересовавшись переводом текста. А вот российский гимн, по наблюдению педагога, дети поют с удовольствием.
«Часто от родителей слышу: «Ой, что там ваша музыка и пение!» Но ведь это дыхание, улучшение кровоснабжения мозга, что влияет на память. А главное – у ребёнка эмоции развиваются! Это никакой пятёркой никогда не оценишь. Когда ребёнок слушает музыку, он её вбирает, вникает в неё. Это психотерапия, помимо всего прочего. А в хоре это ещё и объединяющее начало», – подчёркивает педагог.
Пение как лекарство
Музыка в школе, по мнению Надежды Ивановны, далеко не проходной предмет, как это принято считать.
«На своих уроках я детям говорю: «Ребята, зря вы так снисходительно к предмету относитесь. У вас будут в жизни такие ситуации, когда именно любимая музыка вас спасёт от безысходности или отговорит от рокового шага». Вот мы слушали недавно с 6-м «А» «Метель» Свиридова. Это же гениально! И я детям говорю: «Если у вас побегут мурашки, когда услышите трубу, значит, музыка в вас вошла». Один мальчик кричит: «У меня побежали!» И это же замечательно! Значит, есть эффект, которого я добивалась», – рассказывает учитель.
Особенно нужны уроки музыки в начальных классах – в этом возрасте детям полезно много петь. А дальше, по мнению педагога, можно было бы сделать этот предмет факультативом, причём не загружать школьников теорией. А вот петь – пожалуйста. Тем более что большинство детей очень любят это делать.
В неделю Надежда Ивановна проводит по 28 уроков музыки в школе. Плюс хор дважды в неделю. И как только сил и энергии у неё хватает?
«Ой, провожу занятия и падаю. Я же не только свою энергию отдаю, но и сами дети её из меня тянут. Порой в конце дня ощущаю себя выжатым лимоном. У нас же и уроки музыки, и репетиции на одном дыхании пролетают. Они очень динамично проходят, ни минуты простоя. Очень много эмоций уходит. А восполняю их на репетициях ещё одного любимого коллектива», – признаётся Надежда Ивановна.
Уже восемь лет она руководит народным коллективом – вокальным ансамблем «Мелодия» ГЦНТ «Сокол». Выступают в концертных залах и на площадках города.
Есть у Надежды Ивановны и ещё одна отдушина. И тоже творческая – картины по номерам. Попробовала рисовать однажды несколько лет назад – и втянулась.
«Я знаю, что не стану художником – не дано. Для меня это психотерапия и отдых – релакс невероятный!» – признаётся учитель музыки.
Десятки её картин сейчас украшают стены актового зала родной школы.
Тамара Акиньшина