Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 января 2024,  14:18

Штрихи к портрету заслуженного работника культуры РФ Петра Данильца

Пётр Данилец стал педагогом и наставником не для одного поколения белгородских музыкантов

Штрихи к портрету заслуженного работника культуры РФ Петра ДанильцаПётр ДанилецФото: Валерия Шатько
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Педагогическая и творческая деятельность в его биографии занимает более 60 лет. Это, конечно, если не считать того времени, когда он сам впервые взял в руки музыкальный инструмент: тогда можно сказать, что в музыке и творчестве он с ранних лет. Большая часть этого внушительного срока приходится на Белгород. А вот география стран и городов, где работают выпускники маэстро, довольно разнообразна. В феврале 2024 года Пётр Дмитриевич отметит 90-летие.

Играть по ладам

«Я музыкой занимаюсь, сколько себя помню. Так получилось, что Бог выбрал одно для меня: музыка и больше ничего», – говорит при знакомстве Пётр Данилец.

И вот уж воистину пути Господни неисповедимы! Родившись в Польше, он связал свою жизнь с Белгородом. А теперь – обо всём по порядку.

«Детства у меня не было, потому что оно пришлось на войну. Я помню, как в 39-м немцы за полдня прошли всю Польшу и никто им не сопротивлялся», – рассказывает Данилец.

Его семья – бабушка, отец – дьякон, мать, трое детей, из которых Пётр был младшим, – несколько лет прожила в немецкой оккупации. И только в 45-м Данильцов вывезли в прикарпатскую Коломыю.

Там 11-летний Пётр пошёл в школу.

«Мы получили домашнее воспитание, читали, приходя в читальни. Берёшь там то, что тебе нужно, почитал и оставил, – вспоминает он.  – После войны пошли с братом в школу, а я ни одного класса ещё не окончил к тому времени. Брат шёл в третий класс, а мне надо идти во второй. Какой второй? Пойду в третий!»

Одновременно с грамотой и в домашних условиях Пётр Данилец осваивал и музыку.

«Тянуло меня к инструментам, петь, – рассказывает он. – Особенно тогда была популярна в домашнем обиходе мандолина. Это первый инструмент, на котором я научился играть: брат мой был таким музыкальным, что нот не знал, но играл любые песни и меня научил на слух  – по ладам».

Были дома и другие музыкальные инструменты: цимбалы, барабан, скрипка. На последней Пётр научился играть ко времени переезда в Коломыю. Там и записался сразу в открывшуюся музыкальную школу, хоть и был для неё «уже большой», – по классу скрипки. 

Из учеников – в педагоги

После школы он поступил в педучилище – нет, от музыки не отказался!

«Каждый преподаватель, который окончил педучилище, должен уметь в какой‑то деревне организовать и хор, и ансамбль, должен знать и разбираться в этом деле. То есть музыку там преподавали», – объясняет он.

Там‑то Данилец и познакомился с домрой – инструментом, который стал ему ближе всех.

«Четырёхструнная домра и скрипка очень похожи всем, кроме ладов: тут щипком, а там  – смычком, – рассказывает он. – А я вообще музыкой был заинтересован!»

После педучилища Данилец узнал, что один из его педагогов музыкальной школы работает в Ивано-Франковском музыкальном училище. Что тут рассуждать? Ехать и поступать! Способного музыканта, неплохо владеющего домрой, приняли сразу на второй курс.

Пётр Данилец делал успехи, и когда в училище приехала в поисках молодых перспективных музыкантов комиссия из Харьковской консерватории, он прошёл её отбор: его пригласили на вступительные экзамены. Как считает сам, потому что освоил к тому времени многие народные инструменты.

Став студентом консерватории по классу домры и дирижирования, Пётр Данилец озаботился поиском работы. Рассудил здраво: устроиться в народный оркестр непросто, а что если руководить хором?

«К любому празднику нужен хор. За пять лет в консерватории я создал мужской хор в техникуме бухгалтеров. Там были почти все мальчики, да с такими голосами! Так что госэкзамен в консерватории я сдавал уже со своим народным хором», – рассказывает он. 

С дипломом в руках и вместе с другими молодыми энтузиастами Данилец едет в Тернополь, где открылось музыкальное училище, чтобы организовать там класс домры и дирижирования. Попутно создал оркестр народных инструментов из студентов, городской любительский симфонический и оркестр при танцевальном ансамбле филармонии. Работал с задором, понимал, что необходимо развивать у горожан любовь к творчеству.

В 1962 году Петра Дмитриевича пригласили в Белгород. Тут уже три года работало музучилище, а вот класса домры и студенческого оркестра народных инструментов не было: никто не брался за организацию.

«Меня переманили быстро, – вспоминает он. – Но создать всё надо было за один год, чтобы успеть провести госэкзамен. Дело в том, что я с Харьковом был связан, знакомых осталось много среди музыкантов и в Белгороде меня уже знали. И потом я любил всегда начинать сначала: а что получится?»

Индивидуальный способ воспитания

В Белгородском музучилище – сегодня факультете исполнительского искусства БГИИК – Пётр Дмитриевич проработал 56 лет. За это время вместе с ним к домре пристрастились – а как иначе, если сам Данилец всё делает с задором и запалом?! – 94 человека. Данилец воспитал не одно поколение музыкантов. 

«И это – индивидуальный способ воспитания, – объясняет он. – Берёшь ученика, занимаешься с ним четыре года, и он уже считается твоим выпускником. Из моих, если посчитать, столько лауреатов разных конкурсов! Оркестр народных инструментов (сегодня – Белгородский академический русский оркестр – прим. авт.) в нашей филармонии – многие мои ученики, уже третье их поколение».

Среди учеников – педагог, фольклорист, руководитель фольклорного ансамбля «Жалейка», лауреат премии «Душа России» Борис Горюнов, артист Российского национального оркестра им. Осипова Сергей Гаркуша и многие другие. Ученики Петра Дмитриевича работают в известных оркестрах и выходят на знаменитые сцены мира. Часто передают приветы своему педагогу, некоторые обращаются к нему даже за житейскими советами.

 

Данилец заложил основы становления музыкальной жизни Белгорода Данилец заложил основы становления музыкальной жизни Белгорода / Фото: Валерия Шатько

 

— Есть что‑то общее, что вы старались вложить в каждого ученика? – спрашиваю Данильца.

— Так получалось, что я специально ничего и не вкладывал. Я просто честно работал учителем. И говорил, что если будешь заниматься, то из тебя выйдет толк. А играть нужно каждый день, чтобы пальцы были беглыми. И вот он занимается год – у него получается. А потом – сцена, первые аплодисменты, – по мнению Петра Дмитриевича, это будоражит молодого музыканта. 

«Поиграйте нам ещё!»

Пётр Данилец замечает, что занимался и другими делами. В числе других дел – концерты студенческого народного оркестра не только в городе, но и за его пределами: настоящая популя­ризация музыки. Оркестр народных инструментов он организовал и на заводе «Сокол», а в училище – симфонический оркестр.

При городском отделе культуры создал камерный оркестр, собрав скрипачей – преподавателей музыкальных школ Белгорода и юных талантливых учеников. А почему взялся за камерную музыку? Да потому что близка она широкому слушателю, объясняет Пётр Дмитриевич.

Играл оркестр на разных площадках. 

«По понедельникам в драматическом театре был выходной, и мне его директор Виталий Слободчук, с которым мы давно знакомы, давал зал под концерт. Я сам удивляюсь, как так получалось! А когда было открытие сезона, так мы в вестибюле перед спектаклем играли!» – рассказывает Данилец. 

Большим другом камерный оркестр стал и для Белгородского художественного музея, который тогда только открылся.

«Мы днём там репетируем, потом уходим, и музей открывается для посещений. И вот мы играем, кто‑то пришёл и потом говорит: «Поиграйте нам ещё!» – вспоминает он.

Так началось тесное сотрудничество. Оркестр сопровождал вернисажи, а потом музей стал площадкой для фестиваля камерной музыки и «Декабрьских музыкальных вечеров» – удивительного явления в белгородской культурной жизни конца 80-х – начала 90-х, придуманного, разумеется, Данильцом.

 

Штрихи к портрету заслуженного работника культуры РФ Петра Данильца - Изображение Фото: Валерия Шатько

«Музыкантам это было интересно, им хотелось играть», – вспоминает он, перелистывая альбомы с фотографиями.

К слову, об альбомах. Они и другие собранные Петром Дмитриевичем материалы – своего рода история музыкальной жизни Белгорода с начала 60-х и практически по наши дни. И Пётр Данилец с радостью готов передать свой архив в какой‑нибудь музей.

«Музыкант до мозга костей»

Тот, чьи уроки пронесли через всю жизнь. Тот, кто сумел воспитать не только музыканта, но и хорошего человека. Тот, к кому всегда можно обратиться за советом. Тот, кто сам олицетворяет собой искусство. Именно так отзываются о Петре Данильце и те, у кого он преподавал (вот уж где точно подходит выражение: «Учитель продолжается в своём ученике»), и те, кому довелось с ним работать.

Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Людмила Сидорова вспоминает:

«Ещё когда я была студенткой музыкального училища, Пётр Дмитриевич стал для нас просто олицетворением человека искусства, человека музыки, человека увлечённого. Уже тогда, в 60-е годы, было понятно, что он – неслучайный человек в музыке и музыкальной педагогике. Пётр Дмитриевич – это целая эпоха белгородской музыкальной культуры. В городе до него не было каких‑то крупных профессиональных музыкальных творческих объединений – и вдруг появляется камерный оркестр с дирижёром, с хорошей программой. Это были истоки больших профессиональных музыкальных коллективов, которые сегодня мы имеем уже в нашем городе». 

Сидорова продолжает:

«И это было открытие и для горожан: поражало, как люди тянутся к этой музыке, которую они до того в нашем городе не слышали. Пётр Дмитриевич организовал и «Декабрьские музыкальные вечера». Он всех заражал своей энергией, желанием создавать настоящую профессиональную музыку. С самого начала «Декабрьских музыкальных вечеров» он пригласил меня в качестве ведущей. Институт музыковедов только зарождался в нашем городе. Вместе с Петром Дмитриевичем я готовила вступительное слово, рассказывала людям о музыке. Это был такой музыкально-просветительский шаг вперёд. За то, что мне была предоставлена возможность накопить такой опыт, я благодарна Петру Дмитриевичу. Этот опыт пригодился уже в дальнейшем в Белгородской государственной филармонии, где я и по сей день работаю в качестве лектора-музыковеда».

Сейчас, когда Людмила Сидорова встречает своих однокурсников, когда кто‑то звонит из других городов, в разговоре одним из первых звучит имя Петра Дмитриевича. Его забыть невозможно: он действительно образец преданности искусству, действительно музыкант до мозга костей.

Артистка Белгородского академического русского оркестра Юлия Лысенко рассказывает:

«Я с шести лет пошла в музыкальную школу на фортепиано. Так как у меня сестра – пианистка, меня отдали к её преподавателю. Я отзанималась год со слезами: для меня этот инструмент был мучением. В это же время к нам в музыкальную школу приехал преподаватель из Воронежа по классу домры Андрей Артёмов. Он как раз был учеником Петра Дмитриевича. Я стала учиться играть на домре, делала успехи, участвовала в разных конкурсах. Потом поступила в Белгородское музыкальное училище к Петру Дмитриевичу, как мне и посоветовал Андрей Николаевич». 

За годы учёбы, говорит Лысенко, Пётр Дмитриевич стал ей вторым отцом, потому что воспитал её не только в музыке, но и хорошим человеком. 

«Как преподаватель он был и строгим, и добрым, и очень требовательным к нашему общему музыкальному делу. Было интересно и замечательно с ним работать. Даже сейчас, когда я уже сама преподаватель факультета исполнительского искусства (преподаю с 2020 года), иногда хочется в каких‑то моментах его совет услышать. Мы с ним до сих пор поддерживаем связь, созваниваемся, и он может мне что‑то подсказать».

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×