Из жизни помещиков слободы Спасской. Переломные моменты судьбы грайворонского Головчино
В этом году исполнилось 315 лет со дня основания села Головчино Грайворонского района Белгородской области, первоначально именовавшегося слободой Спасской
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Благодаря обнаруженному в Российском государственном историческом архиве (РГИА) документу «Дело о размежевании земель между гр. Шереметевым и Хорватом» установлена дата основания слободы – 1709 год, год славной победы русских войск над шведами под Полтавой.
Новый владелец земель
В архивном деле приводятся некоторые факты, касающиеся первоначальной истории Головчино, Антоновки и Тополей. Из земельных споров хотмыжан с Хорватом выясняется, что ещё в 1643 году по выписи хотмыжским казакам были даны сенные покосы «за рекою Ворсклом, вверх по речке Нижней Рудке, левая сторона смежно стрельцами и пушкарями». В 1709 году казаки, которых к тому времени осталось всего девять человек, «поступились», то есть продали свои участки полковнику Михайле Яковлевичу Кобелеву.
В 1709 году канцлер, граф Гаврила Иванович Головкин приобрёл у Кобелева в Хотмыжском уезде деревню «Иванеева, Шепиловка тож» (сейчас Антоновка), 840 четвертей в деревне «Ломна, Видилина тож» и др. Отошли к новому владельцу и сенные покосы по Нижней Рудке. Земель было много, а людей мало. Поэтому управляющие Головкина за короткое время в том же 1709 году привлекли на только что приобретённые земли большое число черкас-переселенцев «на коей (земле) с 1709 году слобода Спасская населена». В следующем, 1710 году, Гаврила Иванович обратился к Петру I с челобитной о пожаловании ему поместий в вотчину. 10 марта 1710 года царь «пожаловал государственного канцлера тайного советника и кавалера графа Гаврила Ивановича Головкина за усердную ево службу поместье ево в вотчину».
Лишение имущества и ссылка
Период истории слободы Спасской, связанный с деятельностью её основателей Головкиных, продолжался 32 года. В 1729 году обширные земельные владения Г. И. Головкина по духовному завещанию перешли к его сыну Михаилу. К тому времени в слободе насчитывалось 302 двора, считая и барскую усадьбу, и 1 490 человек мужского пола.
После дворцового переворота 25 ноября 1741 года, когда к власти пришла императрица Елизавета Петровна, Михаил Иванович Головкин был арестован, обвинён в государственной измене за сочинение «некоторого отменного о наследствии империи определения» и приговорён к смертной казни. В январе 1742 года свой приговор Елизавета Петровна заменила ссылкой на вечное поселение в зимовье Германг в Восточной Сибири с лишением чинов и имущества. Жена Михаила Головкина Екатерина Ивановна (Ромодановская) добровольно последовала за мужем. Два года супруги и сопровождающие их солдаты добирались до места ссылки.
Михаил и Екатерина Головкины прожили в Сибири 14 лет. После смерти мужа Екатерина Ивановна ещё год находилась в ссылке, впоследствии ей было позволено вернуться в Москву, куда она перевезла и прах мужа. Ослепнув «от пролитых в ссылке слёз», Екатерина Ивановна переселилась в Георгиевский монастырь и до конца жизни занималась благотворительностью.
Опальный генерал
В 1755 году имение в слободе «Головкино, Спасское тож» императрица Елизавета Петровна своим указом пожаловала основателю поселения «Новая Сербия» генерал-майору И. С. Хорвату. Но спустя некоторое время после смерти Елизаветы Петровны Ивану Самойловичу было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением и коррупции, в чём он, по мнению некоторых историков, виновен не был. Учреждённый Екатериной II специальный военный суд постановил: «…учинить ему, Хорвату, смертную казнь – повесить, а деревни ево все описать на Ея императорское величество». В Белгородской губернии присматривать за секвестрированными сёлами бывшего генерала был назначен подпоручик Выскребенцев из Старооскольского пехотного полка.
Позже, по именному указу от 1 декабря 1764 года, Екатерина II освободила Хорвата от смертной казни и повелела «жить ему неисходно на Вологде под воеводским присмотром». Описанную недвижимость Хорвата после выплаты казённых и иных (партикулярных) долгов было приказано вернуть или ему, или его наследникам. 3 декабря 1775 года Екатерина II издала указ, по которому Ивану Самойловичу Хорвату возвращались все его чины и ему разрешалось жить в своих поместьях, куда он и вернулся на следующий год.
Свои последние годы жизни опальный генерал Хорват проживал в имении в слободе Салтове Харьковского наместничества вместе с женой Магдалиной Ивановной и младшим сыном Дмитрием. Есть предположение, что Иван Самойлович умер 18 ноября 1786 года в возрасте 63–64 лет. После смерти родителей имение перешло по наследству Дмитрию Ивановичу. Старшему сыну – Антону Ивановичу – досталось имение в слободе Лютовке Ахтырской провинции Слободской губернии. Владельцем слободы Головкино (Спасское тож) Хотмыжского уезда стал Осип Иванович.
Череда несчастий
Осип Иванович Хорват – второй сын Ивана Самойловича и Магдалины Ивановны – родился в 1750 или 1751 году, незадолго до того, как его родители вместе со многими другими родственниками переселились в Российскую империю. После ареста и ссылки Ивана Самойловича в Вологду Осип вместе с отцом, братьями и дворовыми людьми проживал в приходе Петропавловской церкви. Приблизительно в 1770 году он, благодаря высоким покровителям, смог вернуться на военную службу и, женившись на юной дочери сенатора Александра Николаевича Зубова Анне Александровне, очень быстро продвинулся по служебной лестнице.
Анна Хорват была моложе своего мужа почти на 10 лет, но тем не менее была счастлива в браке. Через год после свадьбы у них родилась дочь, названная Екатериной, а спустя 10 лет – сын Николай. Коленька оказался слабым и болезненным ребёнком и умер во младенчестве, прожив чуть более двух лет. В 1795 году Осипа Ивановича постигло ещё одно несчастье – в возрасте 35 лет от простуды умерла горячо любимая жена. Единственную дочь – Екатерину – забрала на воспитание также недавно овдовевшая бабушка по материнской линии Харьковского .
По словам очевидцев, Екатерина Осиповна полностью соответствовала представлениям того времени о совершенной красоте – обладала тонкими и правильными чертами лица, изящным станом, белоснежной кожей и голубыми выразительными глазами. Её с восторгами принимали при дворе и назначили фрейлиной императрицы. Вопреки воле отца и бабушки, юная красавица тайно обвенчалась с князем Петром Ивановичем Тюфякиным, но счастье было недолгим. В это время в Россию из Франции пришло увлечение «античной модой», которую прозвали «нагой». Зимой, невзирая на лютый мороз, Екатерина Тюфякина надевала не только лёгкие полупрозрачные платья, но и, следуя моде, увлажняла их водой. В начале марта 1802 года после очередного бала княгиня сильно простудилась, слегла и вскоре скончалась на руках у безутешного мужа.
После отставки в поместье
После смерти императрицы Екатерины II и прихода к власти Павла I произошло падение Зубовых, а с ними и Осипа Хорвата. Он вышел в отставку, переехал жить в своё поместье Спасское-Головчино и на государственной службе уже больше не состоял. Незадолго до этого он женился снова. Его второй женой стала вдова дворецкого и берейтора Ивана Яковлевича Дегая – баронесса Анна Ивановна. От первого брака у неё остались сын Павел и дочь Мария. У Осипа Ивановича и Анны Ивановны родились два сына: Владимир и Иван.
В головчинском имении Осип Иванович создал крепостной оркестр и музыкальную школу, где способных дворовых ребятишек кроме музыки обучали чтению и письму. С его именем исследователи связывают постройку в слободе двух храмов – Преображенского (1796 г.) и Николаевского (1797 г.), а также и сооружение знаменитого на весь мир своей загадочностью Круглого здания. Умер Осип Иванович предположительно зимой 1814/1815 года.
Продолжил дело отца
Владимир Осипович, старший сын Осипа Ивановича и его второй жены Анны Ивановны, родился в 1802 году в слободе Спасской-Головчино Хотмыжского уезда Курской губернии. После смерти Осипа Ивановича имение до совершеннолетия сыновей перешло во владение его вдове Анне Ивановне.
В начале 20-х годов XIX века Владимир занялся обустройством поместья, продолжив дело отца. Вступив в права наследства, он, будучи довольно богатым и хорошо образованным молодым человеком, сохранил оркестр и пополнил его покупкой крепостных музыкантов со стороны, а музыкальную школу увеличил и пополнил классом хорового и сольного пения.
Приблизительно в 1828 году Владимир женился на Клеопатре Петровне Ильинской. Для развлечения своей молодой супруги Владимир совместно с братом Иваном организовал из своих крепостных крестьян театральную труппу, для выступлений которой они построили недалеко от усадьбы целый театральный городок: небольшой деревянный театр с достаточно просторной сценой, вмещавший примерно 300 зрителей, и «терема» – флигели для крепостных артистов и прислуги. Возглавить труппу пригласили провинциального актёра Канищева, прослужившего несколько лет у одного из самых известных русских антрепренёров И. Ф. Штейна.
Владимир Осипович принимал деятельное участие в судьбе своего театра. Его расположение к театру было так велико, что он даже вместе с крепостными играл на сцене в театральных постановках, что в то время в дворянских кругах являлось редким явлением. Головчинская труппа, имея лучший в губернии оркестр, пользовалась известностью далеко за её пределами, а постановке в ней театрального дела могли позавидовать многие театры губернских городов. Владимир Осипович умер очень молодым в начале 1830 года.
Рачительный хозяин
Младший сын Осипа Ивановича Иван родился в 1805 году также в слободе Головчино. Продолжая военную династию в звании камер-юнкера, дослужился до гвардии капитана. В конце 20-х годов XIX века ушёл в отставку по болезни и поселился в своём любимом имении в Головчино.
После смерти старшего брата он остался единственным владельцем многочисленных имений в разных уездах Курской и Харьковской губерний. Женившись в конце 20-х годов XIX века на княжне Софье Николаевне Львовой, он стал ещё и владельцем земель в Кромском уезде Орловской губернии. У Ивана и Софьи родились сначала две очаровательные дочери: Анна и Елена, а затем и наследник – сын Николай. Иван Осипович всегда вёл открытый образ жизни, отличаясь большим гостеприимством.
Будучи рачительным хозяином, помещик Иван Хорват в 30-е годы XIX века основал сахарный завод, на котором в 1847 году уже производили сахар-рафинад, кристаллический сахар и сахарные головы. С именем Ивана Хорвата связано и переломное событие в судьбе слободы Грайвороны, которая при его активном участии в 1838 году стала уездным центром, получив статус города.
В октябре 1849 года, в 44 года от роду Иван Осипович скончался. Его единственный сын Николай, окончив курс наук в школе Гвардейских прапорщиков и юнкеров, проходил службу корнетом в Лейб-Гвардейском полку. В 1855 году он ушёл в отставку и поселился в своём имении в слободе Головчино. В угоду своей жене, большой любительнице музыки Варваре Александровне Винтуловой, новый хозяин головчинского имения собрал для дома небольшую часть когда‑то знаменитого оркестра.
Последний частный владелец
В середине 1860-х годов Николай Хорват похоронил мать – Софью Николаевну, а затем и жену. В 1870-х годах он окончательно распустил свой оркестр. В конце 1889 года Николай Иванович умер, не оставив наследников. Спустя год его сёстры Елена и Анна продали имение графу Михаилу Толстому, герою обороны Шипки во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, дальнему родственнику великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Кроме сахарного и винокуренного заводов, Михаилу Павловичу в слободе Головчино во владение достались два селитряных завода и суконная фабрика.
В 1913 году граф Михаил Павлович Толстой умер, и всё имущество перешло по наследству к его вдове – Ольге Александровне Толстой, урождённой княжне Васильчиковой. Её отец, князь Александр Илларионович Васильчиков, вошёл в историю России как секундант М. Ю. Лермонтова в трагической дуэли, на которой погиб великий поэт. Графиня была последним частным владельцем слободы Головчино. В 1918 году, после Октябрьской революции, имение вместе с другим имуществом было национализировано.
Елена Ягельская, директор Грайворонского историко-краеведческого музея