Почему в музейном комплексе декабриста В. Ф. Раевского работают только женщины
Исследовательская работа и стремление к развитию – залог того, что гости музея останутся в восторге от него
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Одно из важнейших предназначений женщины – быть хранительницей очага, семейных ценностей, духовно-культурного наследства рода. Когда же природное и профессиональное кредо в жизни женщины совпадают, это даёт потрясающие результаты. В чём можно убедиться на примере деятельности женщин – сотрудниц мемориального комплекса В.Ф. Раевского, открытого в 1995 году в Богословке Губкинского городского округа. «Очень интересный музей. Особенно экскурсия. Не думал, что в глубинке бывает так интересно», «Лучше заранее заказать экскурсию по телефону – найдёте много интересного для себя, несомненно!», «Очень понравилось, информативно, люди, работающие там, очень любят свою профессию и делятся своими знаниями!» – читаем в Интернете.
По праву рождения
Сотрудницы хранят в первую очередь историю о мужчинах рода Раевских, пропуская её через женское восприятие человеческих достоинств, выискивая всё новые и новые детали в их характерах.
Главный исследователь и систематизатор музейных экскурсионных программ и экспозиции – научный сотрудник Галина Казьменкова, посвятившая большую часть своей жизни изучению всех имеющихся материалов, в том числе архивных, восстановлению событий жизни декабриста Владимира Федосеевича Раевского и последнего владельца усадьбы – Николая Владимировича Раевского (о нём Галина Алексеевна написала книгу).
Тем, кто ещё не побывал в этом уникальном месте, расскажем, что судьба была милостива к дворянскому особняку, в котором сейчас расположен музей, – это одно из немногих сохранившихся в области зданий такого рода. Хотя уповать лишь на волю небес, подчёркивают музейные работники, в этом случае неправильно: Раевские столько сделали для простого люда, что даже в минуты революционного лихолетья ни у кого рука не поднялась разорить дворянский дом.
Напомним, что построил его в середине XIX века Владимир Гаврилович Раевский (к слову, малозаметный в общественном смысле на фоне сородичей) – двоюродный брат известного декабриста.
Последний же связан с нашей областью по праву рождения: документы подтверждают, что в 1775 году он появился на свет в селе Хворостянка Старооскольского уезда (ныне территория Богословки). Неординарный был человек, жажда справедливости и совестливость которого стали причиной крутых судьбоносных перемен. Но он не боялся испытаний и собственному спокойствию, житейским преференциям предпочитал правду.
«Владимир Федосеевич с молодых лет понимал, как важно для нашей страны просвещение народа. Этой теме на протяжении всей жизни он отдавал силы, знания, сбережения – вообще всё, что у него было», – рассказывает Галина Казьменкова.
При этом ратовал дворянин за просвещение не гипотетически, а лично участвуя в нём на самом низовом уровне. Как все дворяне, Владимир Федосеевич служил в армии. И именно там обучал солдат грамоте: сначала в своей роте, затем стал начальником полковой школы, позже – дивизионной обучающей школы.
«По сути, был он не только педагогом, но и методистом названных учебных подразделений: лично составлял прописи, предметные программы, – делится научный сотрудник. – Разумеется, во время уроков Раевский вёл с солдатами «не те» беседы, за что его впоследствии обвинили в революционной пропаганде. Но сам он находил свою деятельность чрезвычайно полезной и даже писал сестре, что годы службы на юге России, в Кишинёве, где базировался его полк, были лучшими в его жизни».
Герой мальчишка
Там же, в Кишинёве, Раевский познакомился с Пушкиным. По тем временам они были уже достаточно взрослыми зрелыми людьми – Раевскому исполнилось 25 лет, а Пушкину – 21.
«Как показали дальнейшие события, они оказались единомышленниками и понравились друг другу. А сегодня мы понимаем, что понравиться Пушкину, сблизиться с ним дорогого стоило».
Отмотав назад несколько лет в биографии декабриста, расскажем, что Владимир Раевский на тот момент уже слыл храбрым боевым офицером: первый бой он принял под Смоленском в войне с Наполеоном, когда ему исполнилось 17 лет. Участвовал в 11 сражениях против французской армии, за Бородинскую битву получил золотую шпагу, а позже – орден Св. Анны IV степени.
«То есть юношей он стал общепризнанным героем Отечества. Когда к нам приходят на экскурсии ученики 10–11-х классов, мы обращаем на это внимание, ведь Раевский был их сверстником», – подчёркивает Галина Алексеевна.
В 1818 году в армии Владимир Раевский вступил в «Союз благоденствия», много времени посвящал написанию общественно-политических трактатов. По названиям его работ («О рабстве крестьян», «О солдате») несложно понять, что волновало его как гражданина.
«Сохранились воспоминания о том, что на одном из званых обедов Пушкин случайно подслушал разговор армейских начальников о необходимости ареста майора Раевского, через которого они планировали раскрыть революционное общество. Пушкин успел предупредить друга. Владимир Федосеевич сжёг документы, но ареста не избежал – 6 февраля 1822 года его посадили в тюрьму, где он провёл около пяти лет. Александр Сергеевич по этому поводу очень переживал, посвятил Владимиру Раевскому три стихотворения. Следствие по его делу намеренно затянули, поскольку Владимир Федосеевич был твёрд в убеждении, что в государстве и армии процветает коррупция, социальная несправедливость. Товарищей по тайному обществу он не выдал».
И хотя Раевский не стоял в 1825 году на Сенатской площади, его называли первым декабристом, а в 1827 году сослали в Сибирь с участниками восстания на вечное поселение. В селе Олонки (ныне там есть его дом-музей), ведя жизнь крестьянина, Владимир Федосеевич вновь занялся просвещением – основал школу для сельских детей, заметно продвинув образование в этой местности.
В старооскольской Хворостянке декабрист побывал на склоне лет после амнистии, найдя тёплый приём в доме брата Владимира Гавриловича. Обычно дополняет рассказ о поэте знакомство с его стихами: музейные сотрудники собрали их в сборник, и определение «Раевский-поэт» (наконец‑то!) обрело видимое подкрепление. Интересно, что для иллюстрации дара Владимира Федосеевича приводят его патриотические строки, но нам показалось, что именно его любовную лирику, полную страсти и огня, можно отнести к выдающемуся образцу своего времени.
Достойный потомок
По сути, образ декабриста Владимира Раевского – генный ключ к биографии последнего владельца усадьбы Николая Владимировича Раевского (сына того самого гостеприимного Владимира Гавриловича). Здесь воочию можно наблюдать, как через поколения по крови передаётся стремление человека к жизни, полной высоких смыслов, созиданию и любви.
Открытие его биографии широким массам тоже по большому счёту заслуга Галины Казьменковой. А помогла в этом, как часто бывает, неслучайная случайность. «В 1998 году в командировку на Лебединский горно-обогатительный комбинат приехал бизнесмен Александр Борисович Раевский. Перед поездкой ему сообщили, что в Губкинском районе есть музей Владимира Федосеевича Раевского, поэтому бизнесмен захватил из дома семейный альбом и воспоминания своей бабушки… Благодаря Александру Борисовичу через полгода в Богословку из Подмосковья приехала Нина Борисовна Мухина-Раевская, внучка последнего хозяина этого дома», – пишет Галина Казьменкова в своей книге.
Через них в наших краях и узнали о том, что произошло с потомками декабриста после революции, а музей получил фотокопии их архивов. В том числе последнее фото Николая Раевского в Богословке, где он запечатлён с сыновьями, дочкой, супругой, внуком и невестками. Интересно, что сама Нина Борисовна о существовании у деда имения в Курской губернии ничего не знала – в семье об этом не говорили, поскольку в 1929 году Николая Владимировича арестовали. Даже несмотря на то что в 1989 году его реабилитировали, тема оставалась закрытой.
«В 2004 году мне повезло: я обнаружила в Курском государственном архиве, в фонде по выселению бывших помещиков, дело Николая Владимировича Раевского за номером 326, в котором оказалось более 30 различных документов, собранных, как ни странно, самим Николаем Раевским. Эти документы раскрывали почти всю жизнь и общественную деятельность нашего земляка, кроме пяти последних лет, когда он жил в Ленинграде», – пишет Галина Казьменкова.
Собрал их бывший помещик (к слову, принявший революцию), надеясь на понимание новой власти по поводу выселения из родного дома, при этом местные крестьяне тоже свидетельствовали (!) в его пользу и защиту.
Тезисно перечислим основные этапы деятельности Николая Раевского. Он вернулся в родительский дом в 1887 году, окончив Харьковский университет. Начал работать сельским писарем, потом волостным учётчиком. Сход крестьян выбрал Николая Владимировича волостным старшиной, а в 1888 году Старооскольское земское собрание избрало его почётным мировым судьёй.
И везде, отмечает Галина Алексеевна, дворянин показывал себя как исключительно честный, самоотверженный, порядочный, компетентный, во всё вникающий человек. Так что карьера его складывалась вовсе не по праву рождения, а по трудам.
Прошёл тот же путь
В 1889 году Раевский, уже председатель Старооскольской уездной управы, открывал народные школы, библиотеки-читальни, строил больницы и амбулатории (более 20) в Старооскольском уезде, психиатрическую больницу в Сапогово на 1000 коек. С его подачи в 1891 году в уезде впервые в России ввели обязательное оспопривитие. Есть данные, что по уровню медицины и вообще социального содействия населению край был тогда в числе лучших в России.
В 1900 году Николая Раевского избрали гласным Курской городской думы, в 1901-м – председателем Курской губернской управы. Факты того времени: с 1890-го по 1914 год расходы губернии на народное образование выросли в 15 раз, учителей насчитывалось 1300, при управе построена бактериологическая лаборатория.
Одним из самых ярких событий в жизни Раевского Галина Алексеевна называет приглашение в 1906 году на пост городского главы города Баку.
«Вероятно, бакинские миллионеры поняли, что из их местных деятелей никто не может решить проблему со строительством водопровода, и требовался знающий человек со стороны с опытом земской работы», – считает Галина Казьменкова.
Интересно, что в это же время в Баку Владимир Григорьевич Шухов строил нефтепровод до Батуми. Такое вот совпадение.
Надо ли говорить, что Раевский свою идейно-практическую роль выполнил, и в феврале 1917 года Шолларский водопровод длиной 187,5 км ввели в эксплуатацию (интереснейшие подробности его сооружения можно узнать в ходе экскурсии в музее). Бакинцы пользуются им до сих пор, и его вода считается самой вкусной
Вернувшись на малую родину в 1918 году, он получил право жить в усадьбе.
«Первоначально Раевского и его садовника Пюкене наделили двумя коровами, двумя лошадьми и двумя свиньями, дали телеги, лошадиную упряжь и разрешили жить в отведённых флигелях. О чём это говорило? Раевский заслужил это хорошим отношением к селянам, своей благотворительностью. Был и другой важный момент: у него напрочь отсутствовала барская спесь, Раевский всегда был уважителен к простым людям», – поясняет Галина Алексеевна.
Аналогия со знаменитым предком налицо. Тем не менее революционный водоворот сделал своё дело: в 1925 году имущество Раевских описали, и решение о выселении помещика из дома было принято. Семья переехала в Ленинград, где Николаю Владимировичу предложили должность учёного секретаря в Академии наук.
Через четыре года по доносу он стал врагом народа. И прошёл фактически тот же путь, что и его предок-декабрист, которого обвиняли в противостоянии власти, а он говорил о хищениях и неумелом руководстве в ходе научных экспедиций. Он умер в возрасте 68 лет на пути в Котлас, куда его направили после оглашения приговора: десять лет ссылки. И долгое время лишь сохранённый местными жителями особняк напоминал о справедливой оценке его деятельности народом.
Туристическая индустрия
Сегодня в существовании дворянской усадьбы может и должен случиться новый виток развития. Конечно, с использованием всего того «культурного слоя», что нарабатывался и прежними владельцами, и музейщиками.
«Дворянские усадьбы всегда были образовательными, культурными, просветительскими и социально-экономическими центрами, душой России, и сегодня идеально полномасштабно использовать это направление в развитии туристической индустрии», – считает руководитель музея Мария Ковалёва.
Если говорить по‑простому, то история и научные изыскания есть, здание в прекрасном состоянии тоже, осталось «нарастить» вокруг этого мощного стержня присущие туристическому усадебному объекту составляющие: точки общепита, гостиницы, уголки отдыха на природе, прогулочные зоны, реконструкционные площадки сельского быта.
«Для этого нужно объединить местное сообщество, привлечь предпринимателей, инвесторов, которые помогут создать вокруг музейного комплекса инфраструктуру, где люди смогут задержаться больше чем на два часа экскурсии, провести время разнообразно, интересно. Это специфический сектор экономики, который должен стать обоюдополезным и для туризма, и для благосостояния сельской территории, и для музея», – уверена Мария Ковалёва.
Своё видение идеи она воплотила в проекте «Усадьба Раевских. Возрождение», выдвинув его на грант Президентского фонда культурных инициатив. И пусть он идёт не от самих Раевских, но энергия, напор и очевидная перспективность нового дела очень напоминают то, чем когда‑то занимались владельцы усадьбы. Ну невозможно здесь, зная их судьбы, роль в истории, стоять на месте. Это прекрасно понимают берегущие их наследие, знающие и любящие своё дело женщины.
Ольга Бондарева