Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 октября 2024,  11:00

Сабля красноармейца. В алексеевской Мухоудеровке собирают и бережно хранят историю села

В 1987 году в Мухоудеровской школе основали Музей боевой и трудовой славы

Сабля красноармейца. В алексеевской Мухоудеровке собирают и бережно хранят историю селаСтенд, посвящённый выпускникам, которые связали жизнь с военным деломФото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Экспонаты размес­тили в отдельной классной комнате, разделив её на два зала. Много лет учителя и дети собирают информацию о селе и своей школе, наполняя экспозицию самыми разными историческими предметами и местными реликвиями, начиная от сабли красноармейца и заканчивая майкой факелоносца Олимпиады-80. А когда кабинет переполнился, мухоудеровцы за счёт гранта вынесли часть экспозиции в школьную рекреацию.

Неверовское наследство

И. о. директора школы Наталья Щегольских – её ровесница. Здание построили в 1974 году – в год её рождения. Педагог трудится здесь три десятилетия.

А вообще Мухоудеровской школе уже 116 лет. Первое здание, в котором сейчас находится музей философа и писателя Николая Станкевича, возвели на деньги его друга Януа­рия Неверова.

«Это был крупный чиновник в Воронеже, – рассказывает Наталья Николаевна. – И когда умирал, оставил деньги на строительство школы в нашем селе. Интересно, что Януария Михайловича не стало ещё в конце XIX века, но различные бюрократические препоны не позволили сразу приняться за строительство. Только в начале XX века наши крестьяне узнали, что есть такое наследство. Люди поехали в Воронеж и просили построить школу. После этого желание покойного выполнили».

Наталья Щегольских: «В нашем музее хранится история не только школы, но и всего села» Наталья Щегольских: «В нашем музее хранится история не только школы, но и всего села» / Фото: Алексей Дацковский

 

За 28 тысяч рублей для деревенских детишек построили просторное двухэтажное деревянное здание с флигелем. Внешний вид первой школы дети воспроизвели на картине из соломки, которую можно увидеть в музее.

С 1933 года учителя стали вести альбомы с выпускными фотографиями. Теперь снимки выпусков разных лет, которые удалось отыскать, висят в школьном музее. Многие выпускники возвращаются сюда, чтобы посмотреть не только на себя, но и на своих родителей, бабушек и дедушек.

Над этими фотографиями расположили портреты многочисленных директоров школы, начиная с первого заведующего Митрофана Трояновского. Некоторые из директоров – ветераны Великой Отечественной войны.

Макет сторожевого острожка

«В нашем музее хранится история не только школы, но и всего села, – объясняет Наталья Щегольских. – Экспонатов очень много. Есть, конечно, пробелы, но мы в поиске. У нас дети занимаются поисковой работой. Ежегодно каждый класс с первого по одиннадцатый защищает своё поисковое задание для музея, которое определили в начале учебного года. Работаем совместно с территориальной администрацией, музеем Станкевича, Домом культуры».

Многое удалось собрать благодаря бывшему руководителю музея Юрию Лапшину, который работал учителем географии и замдиректора по воспитательной работе, а сейчас находится на заслуженном отдыхе. Юрий Николаевич – человек, увлечённый историей родного края и поиском сведений о погибших и без вести пропавших во время Великой Отечественной войны односельчанах. Неудивительно, что он стал идейным вдохновителем и руководителем школьной поисковой работы.

Например, Юрий Лапшин принёс найденную в семейных закромах советскую игрушку – педального коня – гибрид трёхколёсного велосипеда и лошадки на колёсиках. Он же нашёл майку местного жителя – участника эстафеты олимпийского огня 1980 года.

«Ещё когда я учился, музей находился в нашем Доме культуры, – вспоминает Юрий Николаевич. – Его основал парторг Виктор Берес­товой. Когда он уехал, музею стали уделять меньше внимания и экс­понаты убрали на хранение. А когда я пришёл работать в школу, то посчитал, что это не дело, и мы перенесли всё туда, своими руками обу­строили. Детям обязательно нужно это показывать и рассказывать. Я считаю, что тот, кто не знает своей истории, очень бедный человек. И сейчас я не прихожу в музей с пустыми руками. И люди, когда посещают мероприятия, всегда дарят что‑то».

Все материалы поисковых работ находятся здесь же, в музее. По одному из проектов школьник Максим Гуженко соорудил макет «Орлового» сторожевого острожка – оборонительного укрепления середины XVII века. Его описание и географическое положение парень обнаружил в «Книге Большому чертежу» – подробной карте территории России и соседних государств XVI–XVII веков. Затем школьник попытался при помощи спутниковых карт определить точные координаты исторических объектов Белгородской засечной черты.

За проделанную работу Максим получил гран-при областного конкурса творческих открытий и инициатив «Мы – белгородцы! Думай, решай, действуй!», а затем защищал свой проект в Москве, на Всероссийском конкурсе молодёжных авторских проектов «Моя страна – моя Россия».

 

Юрий Лапшин: «Я считаю, что тот, кто не знает своей истории, очень бедный человек» Юрий Лапшин: «Я считаю, что тот, кто не знает своей истории, очень бедный человек» / Фото: Алексей Дацковский

Библиотека для колхоза

Часть музея посвятили истории колхозов, которых на Мухо­удеровской территории существо­вало несколько, как и населённых пунктов, позднее слившихся в одно ­село.

Массовый поворот крестьян на колхозный путь начался в 1929 году. Как известно, далеко не все жаждали вступать в коллективные хозяйства. Процесс шёл тяжело. Например, в колхоз им. Будённого вошло 173 хозяйства, а его первым председателем стал Тихон Афанасьев. Осенью 1931 года его застрелили недовольные реформой жители, которых считали кулаками.

А в селе Ближнее Чесночное (входит в Мухоудеровскую территорию) из 153 хозяйств создали колхоз им. Крупской. Однажды колхозники Былдин и Павленков отправили вдове Владимира Ленина письмо, в котором посетовали на то, что в колхозе нет библиотеки.

Надежда Константиновна не прошла мимо такой беды и ответила: «Мы посылаем вам небольшую библиотечку (не для правления только, а для колхоза вообще). Организуйте выдачу книжек, и в первую очередь товарищам Былдину и Павленкову. Отдельным лицам мы библиотек не посылаем, посылаем в колхоз». В 1937 году пришло около 600 экземпляров книг.

 

Вид старой школы, выполненный из соломки, и фотографии выпускников Вид старой школы, выполненный из соломки, и фотографии выпускников / Фото: Алексей Дацковский

На средства гранта

Вторая часть музея посвящена боевой славе. Здесь можно узнать о местных жителях, которые участвовали в Великой Отечественной и других войнах, увидеть каски, гранаты и прочие военные атрибуты.

Посетителей часто интересует лётный шлем, который музею подарил житель села Владимир Павленко. Обычно гостям показывают следы крови внутри него.

«Владимир Иванович летал на истребителе, – говорит Наталья Щегольских. – Мы можем наглядно увидеть, какие перегрузки испытывает лётчик. Да, это романтичная профессия, но нужно помнить, какая она трудная».

Рядом хранят саблю времён Гражданской войны. Говорят, её владелец служил в конной армии Будённого, а потом прошёл Великую Отечественную войну. При этом сабля долгие годы оставалась его талисманом и всегда находилась рядом с ним. Интересно, что на эфесе вы­гравирован герб молодого советского государства.

В 2020 году мухоудеровцы решили, что школьный краеведческий музей нужно расширять. Экспонатов набралось очень много, помещение переполнилось, проводить экскурсии стало неудобно.

Часть экспозиции решили вынес­ти в просторный холл. Идея одержала победу в конкурсе президентских грантов: проект выиграл 500 тыс. рублей. На эти деньги стены оформили тематическими военными и мирными изображениями, закупили стенды, витрины и военную форму для экскурсий и исторических сценок. Также приобрели интерактивный стол с сенсорным экраном – музейный гид. Туда занесли информацию об экспонатах и ветеранах.

Позднее на средства уже другого гранта в этом же фойе разместили стенды о сегодняшних героях – выпускниках школы, которые связали жизнь с военным делом, и об участниках СВО.

Места, чтобы музей и дальше рос и развивался, вокруг ещё достаточно. Главное, чтобы у детей не пропадало желание узнавать историю родного края и пополнять витрины новыми экспонатами. 

Анна Емельянова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×