Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 октября 2024,  13:00

История на каждом шагу. Почему роговатовцы с трепетом хранят свои традиции и обычаи

Сейчас жители передают своё культурное наследие будущим поколениям, чтобы оно точно не было забыто

История на каждом шагу. Почему роговатовцы с трепетом хранят свои традиции и обычаиФото: Елена Журавлёва
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Уникальное село находится на территории Старооскольского горокруга. Раньше оно называлось Погорелым, так как первые поселения образовались на месте сгоревшего леса. Основным занятием населения была служба, а также земледелие и ткачество.

Катанка, понёвы и бадик

В селе проживает около трёх тысяч человек. Славится оно своим традиционным блюдом – роговатовской катанкой. Название связано с процессом приготовления – маленькие шарики катают руками. Специально к нашему приезду местная жительница Анна Ивановна Фомина «накатала» целый лоток.

«Нигде такого нету. Для катанки берём обычное пшено, промываем его раза три, пока вода прозрачной не станет. Затем высыпаем всё в лоток, у меня деревянный, ещё дедушка мой делал. Отдельно делаем смесь из яиц и молока, взбиваем. А потом начинается самое интересное: берём муку, посыпаем пшено, помаленечку поливаем всё смесью. Нужно каждое зёрнышко охватить. И катаем. Смесь, мука, и так по кругу, – объясняет Анна Ивановна. – Работа эта долгая, самое меньше – пять часов. Но когда настроение есть, любая трудность по плечу».

Процессу приготовления Анна Ивановна научила своих дочек и внучек, а также не раз проводила мастер-классы для школьников.

 

Родник «Иордань» Родник «Иордань» / Фото: Елена Журавлёва

 

В результате получаются маленькие круглые шарики, которые нужно высушить в духовке или печи и немного поджарить. А потом катанку варят в воде с добавлением сливочного масла.

«У меня осталась настоящая русская печка, в ней вся еда вкуснее, нежели на газу», – добавила Анна Ивановна.

Уже много лет она возглавляет народный фольклорный ансамбль «Былина». Он образовался в 1982 году, и с тех пор каждые четыре года коллектив подтверждает звание народного, выступает на местных и областных праздниках.

Все участницы поют в традиционных народных костюмах, доставшихся им ещё от бабушек. Несмотря на внешнюю схожесть, некоторые детали одежды отличаются, например понёвы. Это элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка. Раньше существовали понёвы будничные, без украшений, и праздничные. Самой нарядной считалась свадебная – её надевала невеста на второй день торжества, а затем носила только по великим праздникам.

 

Народный ансамбль «Былина» Народный ансамбль «Былина» / Фото: Елена Журавлёва

 

Ещё один интересный элемент костюма «косица» – украшение с закрученным утиным пером.

«Его надевали на праздники и свадьбу. Подтыкали под головной убор, то есть под сороку или платок», – рассказала одна из участниц «Былины» Варвара Дмитриевна.

Дом Анны Ивановны украшен вышитыми рушниками. Участницы коллектива рассказывают, что раньше до свадьбы девушка должна была вышить 23 рушника. А ещё большое внимание уделяли обряду сватовства. Традиция до сих пор живёт в селе. Сватать невесту ходят только женщины и обязательно с бадиком – специальный посох, украшенный лентами и бантами.

Участницы коллектива – настоящий кладезь нематериальной культуры. Они наизусть помнят старинные песни и особенности народного говора. Поэтому частыми гостями Роговатого становятся лингвисты и исследователи. А местные жители и не против, с удовольствием встречают и радушно принимают учёных.

 

В музее можно увидеть старинную женскую одежду В музее можно увидеть старинную женскую одежду / Фото: Елена Журавлёва

Райский уголок

«Наши традиции – это наша гордость. Главное – сохранить и передать всё будущим поколениям, – рассказывает глава сельской территории Анатолий Кузнецов. – Раньше существовал строгий обычай, по которому супругу можно было выбирать только из родного села. Если не получилось, значит, какой‑то изъян был. Нужно было посоветоваться со старшими и только после их разрешения выбирать из соседнего поселения».

Анатолий Иванович – коренной житель, начинал работать на родной земле учителем, в 1988 году перешёл на должность председателя исполкома сельсовета. Рассказывает, что деревня возникла в 1663 году. Есть легенда про трёх братьев, старшего звали Фома. От него появилась самая распространённая фамилия – Фомины. Спустя примерно 10 лет в деревне построили церковь, и Роговатое стало называться селом.

Насчёт названия существует два объяснения. Первое – пригорки и овраги сформировали рельеф поселения в виде рога, отсюда и имя. А второе – от названия старинного женского головного убора – кички с рожками.

 

Анатолий Кузнецов: «Наши традиции – это наша гордость» Анатолий Кузнецов: «Наши традиции – это наша гордость» / Фото: Елена Журавлёва

 

Анатолий Иванович хорошо знаком с каждым жителем. Поэтому сразу ведёт нас к семье Плотниковых, которые превратили своё подворье в мини-парк с цветами, скульптурами и небольшим прудом.

«Мы переехали сюда в 90-е годы, начали строить дом и сразу же сад заложили. Всё делали вдвоём с мужем, чужих людей не звали. Я всю жизнь любила и люблю розы. И вот первую клумбу ими засадила, до сих пор они у меня растут, – показывает Нина Васильевна. – Жалко, в этом году гортензии у меня никак не отойдут, сначала мороз их побил, а затем жара. Подрезаем, удобряем, пересаживаем, надо же, чтобы всё красиво смотрелось. Это наш маленький райский уголок. Мне это в радость. Садовые фигурки нравятся, сейчас их огромное количество на выбор, что‑то сами покупаем, а некоторые просим дочерей заказать».

Вместе с мужем Василием Михайловичем они уже более 50 лет, как и раньше, вместе ухаживают за садом и огородом.

«Дом притягивает всю улицу, я с внучкой приходил, соседские мальчишки прибегали, – добавляет глава. – Хоть они и говорят, что им всё легко даётся, это тяжёлый труд. Летом, часов в пять утра, они уже на ногах, что‑то поливают, подрезают, чтобы нигде лишней травиночки видно не было».

Супруги Плотниковы превратили своё подворье в мини-парк Супруги Плотниковы превратили своё подворье в мини-парк / Фото: Елена Журавлёва

100-летний зипун

Конечно, в селе, где с таким трепетом относятся к традициям, не могло не быть своего музея. Он располагается в здании школы. Здесь можно увидеть старинную женскую одежду, ткацкий станок, детские игрушки и ещё много чего интересного.

«Музей основали в 1986 году. Большую часть экспонатов приносили местные жители. Сейчас таких предметов уже нигде не найти, – рассказывает директор школы Валентина Прасолова. – Раньше, когда девушка выходила замуж, она не покупала подушки, одеяла, постельное бельё, может, лет 15, а то и больше, потому что всё это было в приданом. Кажется, обычные предметы быта, но это ценный материал. Ведь уже всё утрачено. Вот, например, лапти – там столько этапов плетения! Сначала заготовить лыко, нарезать и высушить, и только потом приступать к изготовлению».

Музей находится в здании школы Музей находится в здании школы / Фото: Елена Журавлёва

 

Много в музее рушников разных видов, каждый – для определённой цели:

«Большинство использовали как полотенца и вытирали лицо после умывания. Но ещё ими украшали дома и главную его святыню – иконостас. На среднюю икону вешали центральный рушник с красивой вышивкой».

Есть в музее и берёзовый лоток для катанки. Для его изготовления подходила не каждая порода дерева. В основном брали липу, так как она лёгкая и удобная.

 

Валентина Прасолова: «Большую часть экспонатов приносили местные жители» Валентина Прасолова: «Большую часть экспонатов приносили местные жители» / Фото: Елена Журавлёва

 

Самый эксклюзивный экспонат – оправа невесты, или, как её здесь называют, «кичка». Девушка надевала её на второй день свадьбы, а для того, чтобы головной убор держался, пристраивали «рожки».

«Вот женский зимний костюм, – показывает директор. – Для полушубка сами выделывали овчину. Он свидетельствовал о том, что девушка из богатой семьи. А вот шерстяной зипун, который носили старшие женщины. Ему уже больше 100 лет, сохранился как новенький. Сейчас мало осталось местных жителей, которые застали традиции. Поэтому за всеми вещами бережно ухаживаем. Думаем, может, повезёт, и сделаем реконструкцию музея. Хотелось бы стеклянные витрины и стеллажи оформить, всё красиво расставить», – поделилась Валентина Прасолова.

Священный праздник

В центре села находится братская могила, её торжественно открыли после капремонта 22 июня 2021 года. Железобетонная фигура солдата начала разрушаться, и на её место поставили скульптуру из меди.

В братской могиле захоронены 300 советских воинов. Достоверно установлены имена только 36 бойцов. На плитах высечены также фамилии жителей села, не вернувшихся с войны. На фронт ушли около 1800 роговатовцев, из них более 900 не вернулись домой.

«9 Мая для нас священный праздник. Всё село приходит на мемориал. По центральным улицам идёт «Бессмертный полк». Во время реконструкции была идея поменять фигуру солдата, но жители выступили против. Каждый местный видит в нём своего ушедшего деда, он для нас за столько лет уже стал родным. За памятником ухаживают и школа, и администрация, и просто неравнодушные местные жители», – поделился Анатолий Кузнецов.

В центре села находится братская могила В центре села находится братская могила / Фото: Елена Журавлёва

 

Недалеко от памятника расположен местный храм:

«Раньше между ним и памятником стояла старая церковь. Она была древняя, ещё с 1800-х годов. Её разрушили и на этом месте построили сельский совет. А ведь село всегда было очень верующим, жителям всё это сильно не понравилось. Сельсовет два раза сжигали, пока его не перенесли в другое место. Кстати, в основании памятника оставили сохранившуюся часть кирпичной стены разрушенной церкви».

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского Храм во имя преподобного Сергия Радонежского / Фото: Елена Журавлёва

Видно отовсюду

Строительство нового храма курировал священник Николай Химин. 7 октября 2000 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил храм, увенчанный пятью золотыми куполами, во имя преподобного Сергия Радонежского. Сейчас в нём служит сын Николая Химина отец Василий.

Территория большая и ухоженная, газон аккуратно подстрижен, есть аллея с голубыми елями, детская площадка и лавочки. Во время церковных праздников здесь собирается около сотни прихожан.

«Мой отец прослужил в селе с 1997 по 2010 год. Со строительством храма началась новая история села, потому что 70 лет у жителей не было своего места. Интересно, что он находится на самой высокой точке Роговатого, его видно отовсюду. Жители дружелюбные, всегда помогут, – рассказывает отец Василий. – Раньше на этом месте был пустырь, заросший сорняками, а теперь ухоженный уголок. Много яблонь растёт, дети часто прибегают».

Отец Василий: «Со строительством храма началась новая история села» Отец Василий: «Со строительством храма началась новая история села» / Фото: Елена Журавлёва

 

Сейчас в храме идёт ремонт и роспись стен, художников пригласили из Волгодонска. Масштабы впечатляют, до самого купола всё заставлено строительными лесами, некоторые фрески уже практически закончены.

«Я приехал 25 августа и сразу приступил к работе. За месяц написал несколько сюжетов, но их ещё нужно доработать, добавить нимбы и некоторые детали, покрыть лаком», – поделился один из художников Антон.

Отец Василий рассказал, что все сюжеты перед росписью тщательно отбирали и согласовывали с епархией. Художники живут недалеко от храма у батюшки и у местной жительницы.

«Они не берут выходные и полностью погружены в работу. Я удивляюсь не только их художественному таланту, но и тому, с какой быстротой они всё делают. Иконостас останется прежним. Его ещё мой отец заказывал в Марфо-Мариинском монастыре Белгорода. Думаю, примерно к февралю всё будет готово», – поделился отец Василий.

Сейчас в храме расписывают стены художники из Волгодонска Сейчас в храме расписывают стены художники из Волгодонска / Фото: Елена Журавлёва

 

Есть в селе старинный родник «Иордань» – тридцать лет он был в запустении. Но сейчас святой источник обустроили, поставили деревянный сруб колодца и беседку.

«8 октября в Роговатом отмечали престольный праздник – Сергиев день. На него всегда собираются все местные жители. Социальные и культурные учреждения готовят к мероприятию катанку, каши, блины и многое другое. Как раз к празднику мы и старались успеть завершить благоустройство родника», – рассказал Анатолий Кузнецов.

Одного дня мало, чтобы насладиться всей прелестью этого небольшого села, главная ценность которого удивительные и гостеприимные люди. 

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×