А Казаковы сажают картошку… Иван Бородин более полувека ведёт летопись своего села
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Иван Яковлевич Бородин – старожил села Малобыково. Более 40 лет он работал учителем начальной военной подготовки и истории в школе. Почти полвека ведёт летопись села, анализирует статистику о естественном движении населения, климатических изменениях, записывает праздничные события. Давно сложилось так, что без семи объёмистых книг нашего героя в селе не обойтись.
Отпуск как награда
О таких людях, как Иван Бородин, говорят: кладезь мудрости и высочайшего опыта. Ему, родившемуся в 1940 году, пришлось познавать тяжёлые обстоятельства послевоенного восстановления страны.
«В 1956 году я окончил школу колхозной молодёжи, – рассказывает Иван Яковлевич. – Собирался идти в старшие классы Красногвардейской школы. Жили очень бедно. Одеваться было не во что, девчата посмеивались надо мной, не мог даже подстричься. Я сказал отцу, что отказываюсь учиться, и пошёл работать».
Тяготеющий к музыке юноша хорошо играл на гармошке, как‑то его приметил местный учитель Александр Харыбин, в летнее время работавший в доме отдыха «Лиман» культработником, организовывающим отдых колхозников. Александр Тихонович поступил в Воронежское училище культуры, и нужно было его подменить на время двухнедельной сессии, поэтому молодого Ваню представили начальству. Бородин так понравился руководству, что на следующий год его взяли на постоянную работу.
До осени выводил он виртуозные пассажи на гармони, а как закончился сезон, получил от военкомата повестку. Призвали на Северный флот – там четыре года служили самые выносливые и сильные. Сначала попал в Ленинград, получил специальность минёра, через два года отпустили в отпуск за добросовестную службу.
А когда вернулся, моряка ожидал приказ – командировка на Новую Землю. В «стране ветров», где климат суровый, арктический, а температура опускается до минус 40 градусов, служил 1 год и 7 месяцев. После этого Ленинград с его климатом югом казался. За выполнение долгосрочного задания начальство решило наградить военнослужащего.
«После обязательного обследования в Ленинградской медицинской академии я уговорил своего командира вместо награды отпустить в долгосрочный отпуск к отцу. Приехал помочь по хозяйству: крышу поправить, дрова заготовить, хату отремонтировать. Так прошло 30 дней, вернулся, и в октябре демобилизовался в звании младшего лейтенанта запаса. Было это в 1962 году», – вспоминает Иван Яковлевич.
Надо учиться
После армии будущее сразу не определялось. Что делать, где учиться? Окончил Стрелецкое училище – «караулку», получил права тракториста, но по специальности не работал ни дня. Здесь сыграла свою роль удача – встреча с хорошим человеком:
«Директором дома отдыха «Лиман» был депутат Верховного Совета СССР Дмитрий Елизарович Седаков. Он сказал мне: «Хата у тебя завалилась, не женат, что ты будешь всё время на гармошке играть? Надо поступать учиться». По окончании сезона в сентябре мне предлагают работать учителем пения в Малобыковской восьмилетней школе. Одновременно я сдаю экзамены, как когда‑то Александр Тихонович Харыбин, в Воронежское училище культуры. И началась моя учительская карьера».
В 1970 году в Стрелецкой средней школе ввели должность заместителя директора школы по начально-военной подготовке. Искали кандидатуру офицера в запасе. Заведующий районо пригласил Ивана Яковлевича на беседу. В скором времени учитель по новому предмету НВП приступил к работе с детьми. А спустя некоторое время опять стал студентом, поступив в Воронежский государственный университет на исторический факультет.
«Так я начал работать военруком и учителем истории, – рассказывает Иван Яковлевич. – Каждое лето возглавлял пионерский лагерь «Лиман», проводил игры «Зарница», «Орлёнок», ходил с детьми в многодневные походы. А с 1970 года во мне проснулся интерес к собиранию информации о людях села. Начал с ветеранов Великой Отечественной войны, в Малобыкове их насчитывалось сто человек, записывал их биографии. На начало 2023 года только один фронтовик остался, а записи все сохранились».
Сейчас он негодует, что в 1990-х уроки НВП исключили из программы, а ввели ОБЖ. Иван Яковлевич считает, что это большая ошибка. Ребята и девочки чтили традиции дедов и отцов, понимали, что такое дисциплина, приходили в военной форме в день, когда в расписании стояли уроки НВП, учились медицинской подготовке, умели разобрать и собрать автомат за 45 секунд, что тренировало руки и вырабатывало солдатскую сноровку.
Рассказывает он и интересные случаи из жизни школы:
«Как‑то проводим «Зарницу», и директор школы предлагает запустить ракеты в начале игры. Я ему объясняю, что ракетницы нет. В ответ слышу: «Ты в армии служил, прояви находчивость. Привези ракеты из ДОСААФа, а я запущу». Выпросил я там ракеты. На торжественном открытии «Зарницы» директор делает в капсюле отверстие, устанавливает на земле ракеты и поджигает. Одна меняет траекторию, взлетает и падает на сарай, покрытый соломой. Спасибо – снег, вода рядом, помощников много. Потушили. Впоследствии приобрели ракетницу и уже запускали по правилам».
О погоде и не только
Сейчас Иван Яковлевич на пенсии, но любимое дело не бросает, несмотря на то, что зрение стало хуже. Начиная с 1970 года каждое утро он записывает температуру, состояние капризной погоды, а в течение дня узнаёт, что случилось в селе Малобыково. Кто‑то умер, родился, женился, развёлся, погиб – от таких значимых дел до разных мелочей, например, кто когда посадил картошку. Важные на его взгляд события летописец выделяет ручкой с красными чернилами.
Перед нами лежат семь объёмистых книг формата А4! Для удобства на форзаце Иван Яковлевич отмечает дату начала и окончания записей в книге. Мы просим выбрать в летописи какую‑нибудь дату:
«12.04 – сегодня День космонавтики. В этот день 1961 года впервые в мире Юрий Гагарин облетел Землю один раз за 108 минут. 13.04 – заборонил огород, а Казаковы сажают картошку. 15.04 – до трёх часов дня было тепло, а потом похолодало и начался сильный ветер. 17.07 – сегодня Красная горка», – зачитывает он.
Внук Максим Александрович, сопровождающий нас к деду в гости, решил отыскать запись даты своего рождения. Иван Яковлевич с гордостью находит: оказывается, в их семье с 21 по 23 октября в разные годы родились трое мужчин.
«Вот, в 1989 году, – восклицает он, – три записи подряд: 21.10 – мне исполнилось 49 лет; 22.10 – 8 лет моему младшему сыну, а 23.10 – сегодня у Саши и Тани в девять часов утра родился сын, мальчика назвали Максим».
Летопись в деревне пользуется большой популярностью. Например, если нужно выяснить годы жизни родственников, уточнить даты смерти и рождения для оформления памятников – за всем этим к Бородину. С Иваном Яковлевичем не поспоришь – у него всё зафиксировано.