Незаживающая рана. О чём пишет стихи майор полиции в отставке
О творчестве и жизни поэтесса рассказала на встрече с курсантами Белгородского юридического института МВД и военнослужащими Белгородского гарнизона в музее-диораме
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Поэтесса Ирина Аниканова-Коломыченко переехала из Курска в Белгород осенью 2021 года. Вскоре после этого началась спецоперация, но трудности жизни в приграничном регионе её не испугали. «Я теперь тоже белгородка и всё стойко переношу вместе с остальными горожанами», – говорит Ирина Владимировна. Конечно, происходящие события не могли не отразиться в творчестве.
Опасная служба
«Поэтическим творчеством я увлечена с юных лет. В школьной программе был один урок по теории литературы. И там предусмотрено знакомство со структурой стиха и основными приёмами стихосложения. Помню, наш классный руководитель, которая преподавала русский язык и литературу, рассказывала про ритмику стиха и так красиво всё расписала на примере пушкинских строф: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит». Я шла домой и думала: «Ну ведь Пушкин такой же человек, как и все остальные. Может, и у меня получится писать стихи?» С тех пор и упражняюсь, – с улыбкой вспоминает Ирина Владимировна.
Она мечтала быть актрисой, играть на сцене, поэтому поступила в Горьковское театральное училище. Но через время заскучала по дому, бросила всё и вернулась к родителям. Отец сказал: «Хочу, чтобы ты пошла по моим стопам». А был он учителем. Ирина согласилась и отправилась получать педагогическое образование:
«Учителем в школе я отработала 15 лет и до сих пор к истории отношусь трепетно. Нельзя её исправлять, приукрашивать. То, что было в прошлом нашей страны, никуда не выкинешь. Оно живёт в памяти и документах, исторических зданиях, памятниках, мемориальных досках. Как от этого можно отказаться? С большой болью я наблюдала, как кроили и стригли нашу историю. В итоге махнула рукой и поменяла профессию. К тому же школа, где я преподавала, размещалась в старом здании и должна была закрыться. Решила не переходить в другое учебное заведение, а пошла работать в органы внутренних дел».
Новая специальность тоже была связана с педагогикой. Ирина руководила подразделением по делам несовершеннолетних:
«Некоторые называют его игрушечным подразделением. Говорят: там детишек уговаривают. Но несовершеннолетние могут совершить и убийства, и прочие тяжкие преступления. Разное приходилось делать. Мы и убийц конвоировали. И на место происшествия выезжали, где крови было по колено. Пакеты приходилось надевать на ноги, чтобы подойти и изъять вещдоки, помочь молодому следователю. Помню, она пришла, вся трясётся, боится туда зайти… Так что не бывает в полиции службы лёгкой. Любая – трудная, опасная и ответственная.
Другие темы
Проработав 15 лет, Ирина вышла в отставку. Признаётся, что служба сделала её недоверчивой. Муж даже смеётся: «У тебя профессиональная деформация».
«Но я со своей профессиональной деформацией очень хорошо себя чувствую. Мошенникам меня не обмануть и не уговорить перечислить деньги куда‑либо. Я всегда в режиме повышенной бдительности, – отмечает она.
В юности поэтесса, как и многие, писала о любви. Потом пришли другие темы. Долгое время она публиковалась в периодической печати: районных и областных газетах, литературных альманахах. В итоге задумалась об издании сборников. Всего их вышло четыре, и все подарены родным, друзьям, библиотекам.
В творчестве Ирины Аникановой-Коломыченко много различных тем. Немало стихов посвящено службе в органах внутренних дел. В 2009 году она заняла призовое место в первом конкурсе МВД РФ «Доброе слово», а в 2023-м стала дипломантом в спецноминации «100-летие со дня образования ППС». Ценна для поэтессы и победа в конкурсе «Герои Великой Победы» в 2020 году. Тогда свои работы на него прислали около 10 тысяч авторов. Одна из книг Ирины полностью посвящена патриотической теме. Сборник, который называется «Война, она и есть война», отмечен премией имени Петра Сальникова.
«Многие спрашивают: «Что ты, женщина, знаешь о войне, что ты там о ней писала?» А я писала так, как я её вижу. Мой хороший знакомый – герой России, боец ОМОН при УВД Курской области Андрей Хмелевской – не вернулся с чеченской операции. Общалась я и с теми, кто служил в других горячих точках, принимал участие в локальных конфликтах. Мне есть о чём написать. Знаю и женщин, не дождавшихся своих сыновей из Афганистана. Это тоже эмоции, которые мимо души не проходят. О чём думаю, переживаю, волнуюсь – всё это муза моя слышит», – рассуждает Ирина Владимировна.
Первые её патриотические стихи связаны с изменениями, происходившими в нашем государстве начиная с конца 80-х. Например, в одном из своих произведений она попыталась передать боль сердца деда-фронтовика, тяжело воспринимавшего трансформации в стране, за которую он воевал.
Не оставила равнодушной поэтессу и афганская тема:
«Наши воины-интернационалисты оказались на чужой земле. Хорошо это или плохо? Можно много философствовать. Скажу одно – небоевых потерь после вывода войск из Афганистана мы понесли в разы больше. Через территорию соседнего Таджикистана к нам повалил наркотрафик. Говорю об этом с полной ответственностью как бывший сотрудник органов внутренних дел. И очень много народу рассталось с жизнью по своей глупости. О той войне как таковой у меня стихотворения нет. Но я написала о её последствиях. О личных трагедиях семей, трагедиях женщин, которые не дождались своих мужей и сыновей. Ведь это незаживающая рана».
Переживания и счастье
А в Белгород поэтессу привела любовь:
«Здесь я вышла замуж. И оставила всё, что у меня было в Курске. А было немало. Но, знаете, как говорят: последняя любовь ещё пуще первой. Лучшим днём в своей жизни я считаю день моего второго бракосочетания. Первый супруг меня, к сожалению, покинул, уйдя в мир иной. Двадцать лет я была вдовой. И когда осталась совсем одна, похоронив единственного сына, случилось так, что Бог послал мне счастье. С теплом вспоминаю день, когда регистрировали наш брак в Дубовом».
В Белгороде она стала общаться с писателем и коллегой по службе Василием Жураховым. Он познакомил её и с другими литераторами. Поэтесса была восхищена музеем-диорамой, к работе которого с воодушевлением подключилась. Не перестаёт удивлять её и красота Белгородчины:
«Вот, казалось бы, каких‑нибудь 150 километров до моего родного Курска. Но рельеф, природа разные, а уж какие люди разные!»
За прошедшие два года в области пришлось пережить многое. Но Бог уберёг в опасных ситуациях, а эмоции и переживания вновь вылились в творчество. Одно из последних стихотворений – «Реквием» – недавно прозвучало на фестивале «Русский дух неодолим». Посвящено оно жертвам атаки на областной центр 30 декабря 2023 года. Поэтесса объясняет: страшная трагедия не могла не потрясти, а понять людей, ударивших по ни в чём не повинным детям, невозможно. Ирина планирует издать новую книгу уже на белгородской земле, как только наберётся побольше новых произведений, а пока с воодушевлением включилась в общественную жизнь региона:
«Хранение исторической правды – общее дело, и я счастлива, что к нему причастна. Без прошлого нет будущего. И то, что сейчас происходит у наших границ, как раз является следствием неправильного отношения в течение долгих лет к нашей истории, к нашему национальному самосознанию. Те, кто не поддерживает сейчас специальную военную операцию, просто исторически, политически и граждански неграмотны. Они не понимают последствий всего того, что могло бы быть».
Анна Черкашина