Такой неуклюжий. В чём разница между обычной неловкостью и диспраксией
Какие звоночки говорят о развитии синдрома детской неуклюжести и можно ли скорректировать его проявления, рассказывает главный внештатный детский невролог министерства здравоохранения Белгородской области Наталья Берестовая
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Годовалый малыш учится ходить и неизбежно падает. Неловко встаёт, пробует ещё – и снова плюхается. А ещё он часто роняет игрушки, не всегда доносит ложку с кашей по адресу, а получив в руки карандаш, самозабвенно рисует в альбоме или на обоях бессмысленные каляки-маляки. По словам невролога Натальи Берестовой, это обычная детская неуклюжесть, характерная для детей младшего дошкольного возраста. Однако если такая явная неловкость сохраняется в более позднем возрасте – не развивается двигательный навык, не улучшается координация – это уже повод для родителей насторожиться и обратить внимание педиатра на подобные факты.
Дневник подскажет
«И здесь может помочь ведение дневника, в который родители записывают овладение ребёнком тем или иным навыком. Период в три месяца должен заметно отличаться. Потому что родители видят ребёнка каждый день и могут быть немного субъективны, а если это первый ребёнок – то излишне требовательны. Читают в Интернете, очень щепетильно сравнивают, и им кажется, что ребёнок не дотягивает. А дневник позволит расcтавить все точки над «и»: действительно ли есть проблема или родителям можно успокоиться», – подсказывает детский невролог.
Однако при этом не следует забывать, что замедлить развитие того или иного навыка у ребёнка и даже немного отбросить его назад в развитии могут внешние причины: перенесённая вирусная инфекция или черепно-мозговая травма.
«Если же мы определились, что ребёнок всё‑таки отстаёт от сверстников и от календаря развития ВОЗ – и это отставание не в пределах трёх месяцев от среднего времени освоения навыка, а составляет 5–6 месяцев, то, конечно, нужно разбираться, какая причина привела к этому нарушению развития», – говорит врач.
Если это задержка развития, например из‑за болезни (которая, к слову, чаще всего компенсируется внутренними резервами организма ребёнка), тогда нужно подключать специалистов.
На вы с велосипедом
О диспраксии, или синдроме детской неклюжести, по словам Натальи Александровны, более уместно говорить применительно к старшему дошкольному возрасту – когда малышу уже 6–7 лет, а у него по‑прежнему, как и в более раннем возрасте, повышенная неуклюжесть и плохая координация. Проявляется этот синдром в следующем:
— ребёнок часто падает, спотыкается на ровном месте;
— он путает право-лево, верх-низ;
— его навыки самообслуживания сформированы на значительно более низком уровне, чем у сверстников (например, застегнуть пуговицы – непреодолимое препятствие).
«Но опять же, надо смотреть: если эти навыки он начал осваивать только за неделю до того как пойти в школу, а раньше за него всё это делала мама – это одно. А если ребёнок на протяжении года, например, этот навык не может освоить и обращается к родителям за помощью, когда нужно застегнуть пуговицу или завязать шнурки – тогда действительно стоит волноваться», – поясняет детский невролог.
На определённую степень диспраксии в плане навыков самообслуживания указывают и другие факторы: аккуратно ли ребёнок ест ложкой и пользуется вилкой, сложно ли ему спланировать свои действия, например, надеть на себя одежду в нужной очерёдности (или маме надо подать все предметы по очереди).
Ещё о наличии или отсутствии возможной диспраксии у ребёнка может говорить его навык пользования самокатом и велосипедом: уже в 3–4 года, по словам Натальи Берестовой, малыш в силу развития своей двигательной системы сумеет правильно крутить педали и управлять рулём.
Также у ребёнка с диспраксией могут наблюдаться сложности в письме, раскрашивании, вырезании, рисовании, складывании кубиков и мозаики: он не видит границ картинки, не прогрессирует в рисовании. Если в полтора года хаотичные полосы в альбоме – это нормально, то с возрастом навык должен совершенствоваться.
«Обычно у таких деток наблюдаются и проблемы с осанкой – они какие‑то неловкие, нескладные, двери задевают, спотыкаются, могут перескакивать со строчки на строчку при чтении. Иногда диспраксию сопровождает и отставание в физическом развитии – росте и весе», – подсказывает врач-невролог.
Инфекция или гены
Причин диспраксии, по словам врача, может быть много. Это, например, особенности течения беременности – та же гипоксия, но не в лёгкой форме, а когда мама испытывала серьёзную дыхательную недостаточность, например, болела пневмонией. Также заболевания мамы во время беременности – сердечные, лёгочные и эндокринные, которые могут приводить к нарушениям и задержке развития ребёнка.
«Поэтому ещё на стадии планирования беременности нужно добиться того, чтобы хронические заболевания у мамы в период беременности были в стадии компенсации – чтобы это не повлияло на малыша», – подчёркивает Наталья Александровна.
Помимо внешних факторов, конечно, играет роль генетика – диспраксию часто можно отследить в семье. В разговоре с врачом родители часто вспоминают, что отец ребёнка тоже поздно начал ходить или отличался в детстве повышенной неловкостью. К слову, чаще всего диспраксия встречается именно у мальчиков и наследуется по мужской линии.
«В целом 8–10 % детишек, по моим наблюдениям, имеют диспраксию в той или иной степени. Но это зависит ещё и от того, насколько часто выявляется и ставится этот диагноз. Раньше мы говорили о минимальной мозговой дисфункции, чей симптомокомплекс соответствовал диспраксии, а сейчас стали ориентироваться на международную классификацию заболеваний», – поясняет детский невролог.
Диспраксия, по словам специалиста, может быть вызвана функциональным состоянием, которое впоследствии можно компенсировать, а может быть обусловлена более серьёзной генетической патологией, где у врачей уже меньше возможностей для коррекции.
Ещё причина – внешние факторы, чаще всего травмы. Например, сотрясение головного мозга часто даёт после себя отдалённую неврологическую симптоматику – головные боли, которые плохо купируются, астенизацию, в том числе диспраксию.
Спусковым механизмом могут стать инфекции, соматические заболевания, хроническая анемия и дефицитные состояния – по витаминам и микроэлементам.
Командная коррекция
«Корректировка диспраксии в любом случае является командной работой – начиная с обследования у педиатра и невролога. Часто для работы привлекаются психолог, который проводит ряд тестов, дефектолог и логопед, если у ребёнка имеются проблемы с речью. Так как речь – это сложный навык, а сенсорика, мышление и движение тесно связаны между собой», – поясняет Наталья Александровна.
В арсенале у невролога, например, есть ряд препаратов, которые ускоряют формирование двигательного навыка, ранее недоступного ребёнку. Однако волшебной таблетки от диспраксии не существует. Её терапия – это всегда командная работа специалистов нескольких профилей.
Работа родителей
Главное, что требуется маме с папой, – набраться терпения для многочисленных повторений, пальчиковых игр, игр с песком и вырезания, развивающих мелкую моторику ребёнка. Любая подобная деятельность, по словам врача, будет способствовать становлению двигательных навыков и навыков самообслуживания у таких детей.
«Нельзя раздражаться, потому что малыши всё чувствуют, даже если вам кажется, что вы не показываете своё недовольство. Надо своё отношение изменить – осознать, что это не вредный, капризный, ленивый ребёнок, который не хочет что‑то делать, а просто у него это не получается. Если это осознание произошло – тогда появляется терпение и навык осваивается легче», – подчёркивает Наталья Берестовая.
Ещё детский невролог напоминает о важности режима дня для детей с диспраксией. Такой ребёнок обязательно должен высыпаться и отдыхать, у него должно быть свободное время, чтобы заниматься тем, что ему приятно и комфортно делать. И если с ним уже работают логопед и психолог, не нужно перегружать малыша и водить его на разнообразные другие развивашки.
Подготовила Тамара Акиньшина