Под сенью мудрых великанов. Чем удивляет обновлённый Музей природы заповедника «Белогорье»
«Белгородская правда» побывала на участке заповедника «Лес на Ворскле» в посёлке Борисовка, прогулялась по отремонтированным музейным залам и экотропе
-
Статья
-
Статья
В этом году заповедник «Белогорье» отметил своё 100-летие. Но из‑за сложной оперативной обстановки в феврале не удалось организовать масштабные торжества, приуроченные к этой дате. Однако каждый месяц юбилейного года расписан интересными событиями.
Даты на спиле дуба
6 сентября после капремонта здесь открыли Музей природы. К событию приурочили награждение тех, кто день за днём вносит свой вклад в развитие «Белогорья». Это волонтёры, спонсоры и представители власти.
«Мы долго работали над концепцией развития заповедника. Это жемчужина Белгородской области. На территории заповедника не только сохраняют уникальную природу. Здесь проходит много обучающих встреч, до СВО часто приезжали учёные из Москвы, Питера и даже других стран», – отмечает министр природопользования региона Роман Татаринцев.
Первый музейный зал рассказывает о становлении заповедника и людях, которых внесли большой вклад в его развитие.
Охрана здешних мест началась с 1640 года – с момента строительства Белгородской черты. Михаил Романов пишет царскую грамоту воеводе Фёдору Волконскому, в которой призывает сохранять леса, ведь они имели стратегическое значение при обороне территорий от неприятеля.
Важные для заповедника даты в экспозиции разместили на спиле многовекового дуба.
«Срез – это не только кольца, по которым можно определить, сколько дерево прожило. Это своего рода жёсткий диск, хранилище информации. По годовым кольцам мы узнаём природно-климатические особенности той эпохи, в которую дерево росло. Если кольца расположены близко, значит, была засуха. Или же существовали иные природные обстоятельства, которые не позволяли набрать мощь», – рассказывает замдиректора по экологическому просвещению и развитию познавательного туризма Вадим Здоровцов.
В 1703 году Пётр I издаёт указ об охране лесов, в котором запрещает вырубать ценные породы деревьев в 50 вёрстах от больших сплавных рек и в 30 вёрстах от малых. Благодаря этому сохраняется и борисовский лес возле реки Ворсклы – в старину она была судоходной.
Дубрава переходит во владение графа Шереметева и становится заповедным лесом, попасть в который можно было только по билетам. Их выдавали после тщательного собеседования. В заповедном месте прогуливались и любовались природой, а вот рубить деревья и собирать грибы запрещалось.
Всё меняется во время революции, когда местное население, опьянев от свободы, начинает безжалостно вырубать деревья. Остановить этот беспредел удалось благодаря труду энтомолога Сергея Малышева. В 1920 году он начинает движение по борьбе за сохранение заповедной рощи. Именно Малышев становится основателем заповедника. И первую субсидию, пришедшую в 1924 году, тратит на создание охранительного рва. Его глубина составляла 4 метра, вверху была двухметровая насыпь, также сделали забор из колючей проволоки. Предпринятые меры помогли сохранить лес. Сейчас это единственная вековая нагорная дубрава в Европе. Встречаются здесь и деревья, которым более 300 лет.
Исчезающие виды
Малышев стал не только основателем заповедника, но и создателем Музея природы. Он сам проводил первые экскурсии. Экспонатов сначала было чуть больше 20. Но постепенно фонд пополнялся. Во втором зале музея можно увидеть, к примеру, часть коллекции насекомых. Некоторые виды собирал лично Сергей Иванович. Им уже более 100 лет.
Чучела животных позволяют подробно и наглядно познакомиться с фауной «Белогорья». В 1990-х годах заповедник расширил территорию. Сегодня в него входит пять кластеров в трёх районах области: «Лес на Ворскле», «Ямская степь», «Острасьевы яры», «Лысые горы», «Стенки-Изгорья». В ведении заповедника находится также природный парк «Ровеньский».
В «Белогорье» встречаются представители флоры и фауны, характерные как для лесов, так и для степей. Конечно, сотни лет назад видовое разнообразие животных на этих территориях было гораздо шире: здесь обитали тарпаны, туры, зубры, рыси, тетерева, куланы и дрофы. Со временем одни звери вымерли, другие ушли, а третьих истребили охотники.
Что касается «Леса на Ворскле», самые крупные животные здесь – это кабан и европейская косуля. А орнитофауна представлена более 80 видами птиц.
Люди всегда стремились изучать природу. Но непонимание некоторых процессов нередко приводило к возникновению легенд и стереотипов.
«Например, аисты, которые являются символом Борисовки. Существует поверье, что они приносят детей. Но аист по своей натуре хищник. Весной у зайца появляется потомство, и аист, прогуливаясь по полю, видит потенциальную добычу, берёт её в клюв и несёт. Зайчонок плачет как ребёнок. Отсюда и легенда, что аист приносит детей. Но хищника нельзя назвать ни плохим, ни хорошим. В природе он выполняет свою функцию – контролирует количество травоядных», – объясняет Вадим Здоровцов.
Он показывает чучело выпи. Эту птичку сложно увидеть. Она прекрасно мимикрирует, её окрас отлично сливается с местностью. Но характерные звуки, которые выпь издаёт, пожалуй, слышали все жители Борисовки.
В дубраве обитает и енотовидная собака. С 1928 по 1958 год этот вид завозили в СССР из стран Восточной Азии для добычи ценного меха. С тех пор он обжился и неплохо себя чувствует.
Конечно, есть на территории заповедника и норные животные.
«Лучшие строители после муравьёв и бобров – барсуки. Барсучьи городки располагаются глубоко и представляют собой разветвлённую сеть. На территории «Леса на Ворскле» существует барсучий городок, в котором они живут более 400 лет», – отмечает Вадим Александрович.
Музей напоминает каждому посетителю о том, как важно беречь живой мир. Например, в Белгородской области больше не встретить крапчатого суслика, а ведь когда‑то на одном гектаре насчитывали до 50 жилых нор. В Красную книгу региона на сегодняшний день включено 16 видов млекопитающих, 61 вид птиц, 9 видов земноводных, 148 видов насекомых, а также ряд растений, рыб, паукообразных и ракообразных.
Кухня почв
После ремонта старые витрины в музее заменили современными стендами. Для посетителей предусмотрели немало интерактивных зон. В третьем зале с их помощью наглядно объясняют, как и что устроено в природе. Нагорные дубравы, красочные степи, луга, заросли тростника… Всё это многообразие рождается в процессах, протекающих в почве.
Простым языком и в игровой форме в музее рассказывают о том, как связаны почвы и типы растительных сообществ, о трёх главных элементах, лежащих в основе почв в лесостепной зоне Среднерусской возвышенности.
В этом же зале можно посмотреть фильм о природе Белогорья, узнать, что когда‑то в области обитали мамонты, а также ознакомиться с трудами тех, кто работал в заповеднике в прошлом веке, и ответить на вопрос «Что лично я могу сделать для сохранения природы?».
Военные находки и древние надгробия
Сейчас в «Лесу на Ворскле» расположена благоустроенная экологическая тропа. Прогуливаться по ней удобно как детям, так и взрослым. Вдоль неё установили информационные таблички. Но ещё интереснее гулять с экскурсоводом.
Вадим Здоровцов рассказывает, как технически была устроена Белгородская черта. Для защиты от набегов наши предки умело пользовались естественными преградами: непроходимыми лесами, болотами и реками. А также возводили города-крепости. Перед нами модель одной из башен с частоколом.
«Но представьте, высота крепостных стен была не ниже вот тех деревьев», – указывает Вадим Александрович на высоченные стволы.
Перед крепостью рыли ров. Чтобы его преодолеть, нужно было построить переправу. Переправляющееся войско становилось отличной мишенью. Поэтому далеко не все добирались дальше – туда, где всадников встречали вкопанные в землю заострённые столбы и заставляли слезать с лошадей. Крепости находились на возвышенностях. И это было дополнительной преградой. Таким образом гарнизон из тысячи воинов мог держать атакующее войско, где было в десять раз больше людей.
Взять хотя бы крепостную стену. Казалось бы, она из дерева. Ударишь пушкой – и всё, нет её. Но стены были двойные, а то и тройные. Расстояние между ними заполняли глиной и камнями. Снаряд пробивал дерево, заходил в глину, а дальше наталкивался на камень. В итоге стена выдерживала 10–20 прямых попаданий. Но потом всё равно разрушалась.
Засечные леса были непроходимым препятствием для конницы. Деревья валили кронами в одном направлении, подрубали часть корней. А остальные оставались живыми в земле, продолжая обеспечивать дерево влагой и питательными веществами.
Возле экотропы оставили находки времён Великой Отечественной войны. Борисовку оккупировали дважды. В 1941 году пришедшие сюда немцы начали заниматься лесозаготовкой. Специально из Берлина привезли дизельные лесопилки, которыми пилили старые петровские дубы. Но вместе с тем к процессу захватчики подошли по‑хозяйски – на месте спиленных высаживали молодые деревья.
Вторую оккупацию Борисовка пережила в 1943-м. Тогда заповедник изрыли фортификационными сооружениями. Эхо войны отдаётся в этих местах до сих пор: земля периодически выталкивает снаряды. Окопы со временем зарастают, лес восстанавливается, но уже никогда не забудет тех страшных военных дней.
Следующая интересная остановка на нашем пути – надгробный памятник XIX века. Он сделан в форме комля дерева с обрубленными сучьями. Такие надгробия были распространены в Российской империи. По поводу их значения возникали различные теории. Одна из них гласила, что подобные памятники указывали на принадлежность к масонской ложе. Но потом её отмели, ведь подобные надгробия есть и на женских могилах, а женщин в ряды масонов не принимали. Ещё одна теория связана с переплетением на Руси традиций язычества и христианства.
Скорее всего, дерево символизирует загробную жизнь. А отпиленные ветви указывают на то, что умерший человек стал последним в своём роду. Интересно, что такие надгробия делали из лабрадорита – породы магматического происхождения. Стоило это недёшево, поэтому ставили такие памятники состоятельным людям.
Откуда старинное надгробие появилось в заповеднике? Дело в том, что его история неразрывно связана с историей Борисовской Богородице-Тихвинской женской обители: он расположился на месте бывших усадеб монастырских священников.
Всё взаимосвязано
В заповеднике не только сохраняют природу, но и изучают её, в том числе следят за состоянием здоровья леса. У деревьев, как и у людей, есть болячки. Их становится больше из‑за деятельности человека, поэтому стоит помнить, что, отравляя природу, мы отравляем и самих себя.
«Дуб черешчатый может дожить до 1 000 лет. Но вы видите: он болеет. Вот тут гриб – серно-жёлтый трутовик плюс ещё трутовик поперечный, печёночница… Дерево со временем погибает. Однако в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо. Дуб весит 20 тонн. Гриб перерабатывает его в труху. Труха попадает на почву, а в почве содержится много микроорганизмов, перерабатывающих органику в гуминовые вещества. Это строительный материал для новых деревьев, и опять через определённое количество лет из этого строительного материала появится дуб», – рассказывает Вадим Александрович.
Проходя по экологической тропе, любуемся красотами и удивляемся, как мудро всё устроено в природе.
«Весной в этих местах начинает расстилаться ковёр первоцветов, но деревья в это время ещё не распускаются. Потом зеленеют вот эти молодые дубы, набирают силу. А большие ждут – дают возможность расти молодому поколению. Потом третий ярус раскрывает крону, четвёртый… И только в конце раскрываются эти большие великаны», – отмечает наш экскурсовод.
Посетить заповедник может любой желающий. Но для этого необходима предварительная запись по телефону. Также в «Белогорье» разработали эколого-просветительские экскурсии и туры выходного дня. Узнать о них подробнее можно на сайте заповедника и в группе во «ВКонтакте».
Анна Черкашина