Почему фиалка сомнительная не сомневается в приходе весны
Продолжаем рубрику о флоре Белгородской области
-
Статья
-
Статья
На фоне других весенних цветов, распускающихся в наших местах, семейство фиалок не выглядит бледным и невзрачным, обладая своей неповторимой красотой. В том числе – фиалка сомнительная.
Везде и вовремя
Род фиалок богат и разнообразен. На земном шаре насчитывают около 500 видов цветка, в России – 95. В Белгородской области многообразие фиалковой империи представляют 19 видов. Чтобы не путаться, называвшие их ботаники основательно поработали с прилагательными, которые характеризуют признаки отдельных цветов. Разрастающаяся, утренняя, полевая, собачья, удивительная, горная, донская, приятная, скальная – это всё белгородские фиалки.
Почти все они – многолетники и при цветении радуют глаз разными оттенками фиолетового (кроме фиалки разрастающейся, у которой цветы белые). Растут они на территории региона повсеместно, исчезновение им не грозит.
«Восемь видов мы встретим в степи, два – на лугах и девять – в лесу, – говорит научный сотрудник заповедника «Белогорье» кандидат географических наук Александр Гусев. – На степных участках раньше других зацветёт фиалка сомнительная, в лесах, где снег сходит дольше, – фиалка удивительная, душистая и приятная».
Раз фиалка живёт во всех наших природных сообществах, то напрашивается вывод: она очень неприхотлива. Но это не совсем так. Разновидностей у цветка много, но какая‑то любит лесную тень, а другой подходят залитые солнцем травяные склоны. Поэтому на западе области, где больше лесов, чаще встречаются лесные виды, а на востоке и юго-востоке – степные фиалки.
На мелу и глине
Фиалка сомнительная – абориген открытых пространств. В её красоте и нужности никто никогда не сомневался. Просто форма листьев делает её похожей на другие родственные виды – отсюда и название. Впервые ботаники описали её в 1804 году, но в наших местах она, конечно, росла неописанной намного раньше.
Растение любит так называемые петрофитные (каменистые) степные участки, которые в нашем регионе представляют меловые отложения. Если видите издалека бедный плодородным слоем меловой или глинистый открытый участок – значит, и сомнительная красавица будет там присутствовать.
Природа хорошо приспособила её к месту прописки. Низенький многолетник цепко прижимается к каменистой породе – и поток воды не смоет, и ветер не сломает. Наша фиалка прекрасно справляется с двойным альбедо (когда растение получает не только прямой солнечный, но и отражённый от мела ультрафиолет). Чтобы ожить после зимы, ей не нужна слишком высокая температура. Влаги на мелу цветку тоже хватает. Осталось только продолжить род.
«В зависимости от погоды фиалка зацветает в конце марта – начале апреля, – рассказывает Александр Гусев. – В южных районах – Вейделевском и Ровеньском – увидеть распустившиеся цветы получится немного раньше, чем на других территориях».
Пчёлам на радость
С особым нетерпением фиалку ждут проснувшиеся перепончатокрылые насекомые. В тёплые солнечные дни над фиалковыми кустиками стоит непрерывное жужжание пчёл: цветок – отличный медонос, за счёт которого можно пополнить оскудевшие припасы в улье.
Лилово-фиолетовый оттенок фиалки сомнительной украшает степную палитру неделю-две. Чем раньше насекомые опылят растение, тем быстрее закончится цветение. Размножается фиалка как семенами, так и вегетативно – отростками. С первым способом нашему цветку, как и многим другим, активно помогают муравьи. Каждое семечко фиалки природа снабдила сладким съедобным придатком – ради него муравьи таскают семена в муравейники, помогая растениям занимать новые пространства.
А пока фиалка цветёт. Иногда она образует фиолетовые ковры, которые будоражат воздух неповторимым, насыщенным ароматом. Для знающих и ценящих природу людей цветение фиалки – настоящий праздник.
«В степи нужно побывать хотя бы только для того, чтобы ощутить, как пахнет фиалка!» – уверена младший научный сотрудник заповедника «Белогорье» Елена Гусева.
И с этим нельзя не согласиться.
Михаил Колосов