Давай фантазировать. Как мастер из Ракитянского района пробуждает талант в каждом ребёнке
В клубе села Зинаидино нас встречает интересная парочка: за столиком с самоваром и баранками уютно устроились бабуля с дедулей
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Старичок держит в руках жёлтого игрушечного гуся в шапочке и шарфике, а старушка наверняка деревенская модница – и платье нарядное себе справила, и шаль. Подойдя поближе, изумляемся вновь: так ведь это куклы, созданные искусной мастерицей! Зовут её Татьяна Мироненко. И она не только сама умеет создавать удивительные вещи, но и выучила этому не одно поколение ракитянских ребятишек.
Интересное предложение
Её отец, Николай Коновалов, прошёл Великую Отечественную, дошёл до Берлина, имел множество наград. До 1950 года служил в армии, а потом окончил авиационный вуз и стал ведущим инженером на заводе. При этом Николай Константинович слыл в городе Горьком (сейчас – Нижний Новгород) мастером на все руки. Вырезал по дереву и изготавливал красивую мебель. На даче у него всё – от стула и стола до шкафов – сделал собственными руками. А ещё он души не чаял в своей дочери.
«Я сожалею, что по малолетству мало наблюдала за отцом, не вникала, как и что он делает, – сетует Татьяна Николаевна. – Папа не только по дереву работал, но и шил иногда, точнее, переделывал что‑то старое. Это позволяло экономить и решать проблему с дефицитом одежды в то время. Но я рада, что мне, видимо, передался отцовский художественный взгляд на всё».
Воспитательница в детском саду увидела в девочке творческую жилку и стала активно заниматься с ней рисованием. Это настолько увлекло Таню, что она из школы бежала не домой, а в любимый детский садик, чтобы рисовать и обсуждать нарисованное с понимающим педагогом.
После школы Татьяна Коновалова мечтала о карьере переводчика, хотела поступать на факультет иностранных языков, но не получилось. А тут неожиданно встретилась подруга, которая работала в Горьковском доме моделей.
«Она узнала, что я не прошла на иняз, и предложила поступить в швейное училище, чтобы не терять год, – вспоминает Татьяна Николаевна. – И пообещала взять меня к себе в Дом моделей. Я окончила училище с отличными отметками, но работать пошла на швейную фабрику».
А тут как‑то отправили швей-мотористок колхозу помогать. Там Татьяна встретила своего будущего мужа Александра Мироненко, и после свадьбы в 1983 году переехала с ним в Зинаидино. Проработала 11 лет в детском саду, пока однажды ей не поступило интересное предложение:
«Ко мне в детский сад директор клуба водила свою внучку. Она видела, как я с детьми рисованием занимаюсь, да и все видели, ведь у нас стены были увешаны детской живописью. Она говорит: «Нам нужен как раз такой толковый руководитель кружка». Я согласилась. А чем работать: ни красок, ни тканей – ничего тогда не было. Стали собирать лоскуточки по всем друзьям и знакомым и шить из них одежду для кукол».
Домики из фоамирана
Так в 1996 году в Зинаидинском доме культуры появилась своя самобытная мастерица. Татьяна Николаевна не только находила источник для творчества в любом подручном материале, но и своих воспитанников приучила беречь природу. Зачем, к примеру, выкидывать лоток, в котором яйца продаются? Это же чудесный прессованный картон, из которого столько удивительных вещей можно сделать! А стеклянная банка из‑под кофе, если её задекорировать, может неожиданно стать вазой.
Неудивительно, что многие из ребятишек ходили и продолжают ходить за своим наставником буквально по пятам. Ещё бы, с Татьяной Николаевной никогда не бывает скучно: сегодня лепим, завтра шьём, послезавтра раскрашиваем, через день занимаемся декупажем, а кроме того, делаем отливы из гипса, рисуем.
«Сейчас у меня студия по народной кукле, но я понимаю, что детям не всегда интересно работать в одном направлении, им нужно разнообразие, – поясняет мастерица. – Я стараюсь найти разные техники изготовления кукол. Исхожу из того, какой материал доступнее для родителей. Каждую неделю я через мессенджер приглашаю всех на мастер-класс и пишу, что нужно взять с собой. Бывает, что дети приходят, а у них чего‑то не хватает. Делюсь своими запасами. Ткани я не покупаю – люди иногда сами встречают на улице: мол, у меня такой отрез есть, мне не надо, а вам с ребятками пригодится».
В 2019-м Татьяна Мироненко получила звание народного мастера Белгородской области и почти сразу защитила свою студию декоративно-прикладного творчества «Народная кукла». Но занимаются здесь по‑прежнему не только куклами, уточняет она:
«Материалов сейчас разных много. Например, деткам полюбился фоамиран, поскольку он очень пластичный. Кстати, наши домики из фоамирана висели в Москве на выставке ВДНХ. Делаем кукол из соломки. Это народная кукла-стригушка, которая ещё и движется, потому что у неё гладкое дно. Ставишь на стол, включаешь русскую народную музыку, стучишь по столу – куклы начинают вертеться, настоящий хоровод получается. А вот обереговые куклы-скрутки малыши не очень любят делать, поскольку они без лица, но я объясняю, что именно так наши предки старались уберечь родных и близких от всяких болезней».
Чтобы увидеть работы народного мастера Мироненко, не обязательно ехать в район. Созданные ею сказочные герои – Баба-яга в ступе и Кощей Бессмертный – уже получили постоянную прописку в Белгородском центре народного творчества.
Вата в несколько слоёв
Татьяна Николаевна не навязывает своего видения воспитанникам, а старается разбудить творческое начало в каждом из них. Даже непоседа Максим Шепелев стал прилежным ремесленником. Его ключницы в технике декупажа украшают фойе Дома культуры. Максим в студию пришёл в 6 лет, сейчас ему 13, и бросать занятия мальчик не собирается. С удовольствием ходит сюда и Оксана Саенко.
«Я занимаюсь почти четыре года, – говорит она. – У нас очень добрый преподаватель, она поддерживает все наши идеи. Когда мы делали фигурки из коробок из‑под яиц, она сказала: «Фантазируйте, как хотите». Сегодня я делала Мышку-норушку, а вообще больше люблю мастерить поделки из ваты, рисовать и раскрашивать».
Занятия в студии рассчитаны на час, но Татьяна Мироненко посвящает подопечным гораздо больше времени и сейчас увлекла их новым видом творчества:
«Часто бывает так, что я им говорю: «Берите коробку, что вы видите?» Кто‑то – мышку, кто‑то – лисичку, кто‑то – ёжика. Отлично, берите, вырезайте. Мы решили сделать персонажей сказки «Теремок», озвучить их и показать спектакль малышам из детского сада, которые здесь занимаются лепкой из теста. Ребятам интересно – они уже не просто художники, а ещё и актёры, кукловоды, декораторы».
Так что юные мастера постигают с педагогом все тонкости кукольного мастерства.
«К Татьяне Николаевне ещё моя мама Елена Николаевна ходила, – делится Яна Шеметова. – Она шила тут игрушки для меня, а теперь я её радую своими поделками. Больше всего люблю из ваты мастерить игрушки. Сначала нужно сделать каркас, чтобы объём был, потом наложить вату в несколько слоёв, всё скрепить клеем, а затем раскрашивать и украшать».
Популярна студия настолько, что сюда приезжают заниматься и ребята из Ракитного, как, например, пятиклассница Даша Соловьёва:
«Мне очень нравится шить и из ваты игрушки мастерить. Готовые изделия я показывала и дарила подружкам и даже учила их шить. Моя мечта – поступить в художественное училище, чтобы стать мастером декоративно-прикладного творчества, как наша Татьяна Николаевна. Она очень добрый педагог, который всегда поможет и подскажет, как лучше сделать игрушку».
Арина Беседина