Корочанские школьники через игры и творчество знакомятся с историей малой родины
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В прошлом году «Белгородская правда» рассказывала о мастерице Виктории Подушкиной, которая работает в Бехтеевском центре культурного развития. Она решила создать оригинальное панно, благодаря которому можно познакомиться с брендами корочанских сёл. Эта история получила продолжение – Виктория стала победительницей в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Выделенные средства помогли реализовать проект о традициях Белгородского края. В сёлах для ребят в этом году проводятся мастер-классы. Мы побывали на одном из них.
Яйца по‑бехтеевски
Проект «Текстильное путешествие по брендам Корочанского района» получил финансирование в размере 152 240 рублей. Он позволит детям и молодёжи познакомиться со старинными промыслами и ремёслами, традициями и фольклором. Виктория уже побывала с мастер-классами в Алексеевке, Кощеево, Погореловке, Поповке, Афанасово. Мы приехали на подобное занятие в Бехтеевку.
Ребят нарядили в традиционные костюмы – их тоже закупили на грантовые средства.
«Дети в восторге. Им так нравится надевать всё это на себя, видеть, как люди выглядели в старину, и ощущать себя частью истории», – замечает Виктория.
На столе уже разложены заготовки для мастер-класса: вата, лоскутки, нитки… Но для начала – знакомство с историей Бехтеевки и её брендом.
«А знаете ли вы, ребята, что такое бренд? – спрашивает мастерица. – Это «изюминка» села. То, чем оно славится. Взгляните на моё панно. Вот, например, бренд Афанасово – традиционная каша, которую там готовят по сей день. А Поповка славится яблоневыми садами. Чем же примечательна наша Бехтеевка?»
Подсказка – на панно в стиле пэчворк. Здесь курочки, цыплятки и яйца. А ещё казак Бехтей, от имени которого и пошло название села. Бехтеевка появилась в XVII веке как одна из трёх черкасских слобод вокруг города-крепости Корочи. Населяли её казаки-черкасы. Люди здесь были трудолюбивыми, а потому в конце XIX века в слободе уже действовали крупорушка, маслобойня, сапожная и валяльная мастерские, несколько ветряных мельниц. В это же время начал развиваться новый вид промысла – скупка и продажа яиц. Чтобы яйца дольше оставались свежими, их вычищали в растворе соли и покрывали олифой. Позже придумали ещё один способ – начали перевозить в лубяных корзинах, упаковывая в торфяную крошку. Доставляли яйца даже в Европу.
«Есть у нас в Бехтеевке старинный рецепт. В течение двух часов яйца томят в чугунке в солёной воде. Они сохраняют свой вкус, а по цвету становятся как карамельки. Желток после такой варки можно намазывать как паштет», – рассказывает Виктория.
Отдарок на подарок
Бехтеевские традиции сегодня продолжает местная птицефабрика.
А участники мастер-класса тем временем от историй переходят к делу. Сегодня им предстоит изготовить маленьких куколок-бабочек. В старину ими играли малыши. Таких куколок часто вешали над колыбелью.
«Берём немножко ваты… Нужно скатать её в шарик с грецкий орех. Потом накрываем вату лоскутком, получившийся шарик заматываем нитками, обкручиваем и делаем узелок. А вот из тех оранжевых лоскутков сделаем платочки для куколок. Повязываем их так, как бабушки в старину повязывали. Заверните на себя край лоскутка, уберите ниточки, чтобы они не торчали на лице у куколки. По бокам делаем загибы ткани, уводим её назад и там завязываем», – руководит процессом Виктория.
Пока мальчишки и девчонки старательно следуют указаниям, она рассказывает им о старинных традициях:
«Одна из куколок – Отдарок на подарок – учила детей благодарить человека, который принёс что‑то в дар. Когда ребёнку исполнялось четыре года, бабушка начинала приучать его к рукоделию, они вместе создавали простенькую куколку. Если родители возвращались с ярмарки с гостинцами, дети должны были отблагодарить их. Именно по такой кукле в старину решали, дорос ли ребёнок до того, чтобы садиться за общий стол. Если пальцы окрепли и делал он её уже осознанно, то его пересаживали. «Спасибо, маменька и папенька, что на ноги поставили», – говорил при этом ребёнок и дарил родителям куклу. А как раньше кушали? Ставили чугунок и по очереди каждый хлебал оттуда деревянной ложкой. Семьи в то время были очень большие».
«А были ли такие семьи, где детей не сильно много?» – интересуются школьники.
«Да, детская смертность в то время была высокой, а медицина не такой развитой, как сейчас. Поэтому зачастую младенцы не выживали, умирали от различных болезней», – рассказывает Виктория.
Заря и кострома
Вот и готовы простые, но такие милые куколки. Настало время поиграть. Игры для ребят тоже подобрали не простые, а народные.
«Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты расписные, – приговаривают ребята, проходя по кругу».
А водящий в кругу ходит с ленточкой, в определённый момент протягивая её между ребятами. Они бегут наперегонки. Кто прибежал позднее – тот теперь и Заря.
Ещё одна подвижная игра – «Кострома».
«Кострома, Кострома… Чи ты дома, чи нема. Отворяй ворота, Костромушка дома, – поют школьники. – Здравствуй, Кострома. Что делаешь?»
«Надоело дома сидеть! Вас буду догонять», – бежит за одноклассницами школьница.
Вот такое увлекательное получилось занятие. Виктория рассказывает, что дети в сёлах участвуют в мастер-классах с большим интересом. Им приятно создавать кукол своими руками. Тем более что эти куколки станут составными частями нового большого панно, посвящённого традициям Корочанского района.
Анна Черкашина