Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 июля 2024,  15:00

Вязаный домик, вышитые оконца. Мастерицы из села Красный Куток создают уникальные вещи

Спустя много лет я вновь столкнулась с невероятной вышивкой, которой в свободное время занимаются борисовские рукодельницы

Вязаный домик, вышитые оконца. Мастерицы из села Красный Куток создают уникальные вещиСначала вязанию научилась дочь, а затем – мамаФото: Елена Журавлёва
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В моём детстве в бабушкином сундуке хранилась батистовая рубашка – мягкая, с лёгким блеском льна, воздушные рукава которой украшали роскошные красно-чёрные вышитые цветы. Ещё моя прапрабабушка вышивала эту рубашку, но была она будто новая: ткань не истончилась, а цветы на рукавах остались яркими и сочными, словно вышиты только вчера.

Волшебство с порога

Хозяйки дома – Галина Ващук и её дочь Людмила Чернат – встречают нас радушными улыбками. Волшебство начинается с самого порога: веранда, как и кухня со спальней, вся в ярких вязаных или вышитых вещах. На диванах лежат, будто выполненные из ярких леденцовых квадратов, большие тёплые пледы. На стульях уютно примостились вязаные коврики, на столах – накрахмаленные салфетки, а стены увешаны картинами. Людмила Васильевна открывает платяной шкаф, и мы приседаем в изумлении, увидев вязаные кофты, ажурные жакеты, кружевные платья, невесомую, с тонким узором шаль.

Родились обе женщины на Украине. Галина Степановна родом из села Черна Хмельницкой области. Отец погиб на войне, и мама одна растила троих детей, старшей из которых была Галина. Самая младшая сестрёнка умерла в послевоенные годы от голода. Тяжело жили, есть было нечего, надеть-обуть тоже. Галина проучилась пять классов, потом пошла трудиться в колхоз, чтобы помогать матери. В 1952 году уехала работать в Кривой Рог, там вышла замуж, родила двоих детей и жила до 2015 года.

«Мама не планировала переезжать в Белгородскую область, – рассказывает Людмила Васильевна. – Мы с братом в России давно, долго жили в Норильске. Родители приезжали посмотреть, как мы устроились, оставались погостить, но в 1989 году вернулись на Украину. Отца не стало в 1996-м. Брат, выйдя на пенсию, уехал в Крым, живёт в Ялте. Я в 2006 году вернулась поначалу к маме в Кривой Рог, но когда в стране начались волнения, приехала на Белгородчину. А потом мы приняли решение забрать сюда и маму».

Петли по кругу

Людмила Васильевна уверяет, что первооткрыватель в вышивке и вязании в их семье именно она. Причём начала ещё в школьные годы, в классе пятом, увидев, как вяжет бабушка одноклассницы:

«Она так быстро-быстро по кругу накидывала лицевые петли, что мне тоже захотелось научиться».

Не зная, где взять спицы для вязания, купила велосипедные, а папу попросила заточить края. Сначала пробовала вязать сама, а потом записалась на специальные курсы, хоть и учили там только взрослых.

«Ходила на вязание по вечерам, а папа встречал меня после занятий. Как выучилась, сразу предложила научить вязанию и маму. Но она поначалу даже сопротивлялась», – смеётся Людмила Чернат.

Многие в деревнях вязали да вышивали, вспоминает Галина Степановна:

«Я помню свою маму с прялкой. Тогда все сажали коноплю для домашних нужд и лён, из которого вручную пряли пряжу – грубую для мешковины, и тонкую кудель для полотна, из которого шили рубахи, юбки, штаны. Мама иногда вышивала рушники. А если и вязала, то в основном простые рукавицы крючком. Это сейчас в любом магазине можно купить нитки для вышивания и пряжу, а в моём детстве мы больше работали, чем занимались рукоделием. Ведь времена были тяжёлые».

Потом купили вязальную машинку, Людмила Васильевна окончила швейное училище и работала на фабрике. Когда уехала с мужем на Север, продолжала вязать вечерами.

«Днём работала, а по ночами заказы выполняла», – улыбается она.

Вязаный домик, вышитые оконца. Мастерицы из села Красный Куток создают уникальные вещи - Изображение Фото: Елена Журавлёва

Гобеленовый шов

…Ящики всё выдвигались и выдвигались, и уже в комнате стол, оба дивана, стулья – всё в ярких работах с различными сюжетами: солнечный день, золотая осень, чайные и кофейные чашечки, гордые степные волки, ярмарочный петушок. А вот бережно вышитые лики Спасителя Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Смотришь на всё это и понимаешь, что двум рукодельницам подвластна абсолютно любая техника, независимо от сложности исполнения: вышивка плоской и объёмной гладью, болгарский и обычный крест, полукрест, гобеленовый шов, вышивка бисером, акриловыми нитками и мулине.

«Этому узору на подушках лет пятьдесят точно, – говорит Людмила Васильевна. – И он не потерял ни цвет, ни фактуру. Вышивка, видишь, какая плотная? Называется гобеленовая. Она вышивается без использования пялец, прямо в руках. Здесь так нитка прокладывается, а потом в одну сторону зашивается, опять прокладывается, и опять в одну сторону».

Диванные подушки, или, как ласково их называют, думочки, в этой семье с разными узорами – ни одной похожей не найти. Идеи для вышивки и вязания рукодельницы берут из журналов или придумывают сами.

«Салфетки или игрушки, как эта курочка, мама вяжет филейным узором, потом я чуть подкрахмаливаю, чтобы фигурка держала форму, – объясняет Людмила Васильевна. – Мама так и не научилась делать расчёты и вяжет в основном только по прямой. Я прошу её, к примеру, связать полотно, а дальше доделываю сама. Зато мама вышивает, а я у неё на подхвате. Так сказать, работаем дружной артелью и опытом обмениваемся».

А Галина Степановна добавляет:

«Я очень люблю мелкие детали вышивать – ягодки, пёрышки на крыльях, птичек. И несмотря на то что мне в марте 90 лет исполнилось, на зрение пока не жалуюсь. Внук часто говорит мне: «Бабушка, ты, как наркоман, с утра с иголкой сидишь». А отвечаю: «Когда вышиваю, всё плохое забываю».

Вязаный домик, вышитые оконца. Мастерицы из села Красный Куток создают уникальные вещи - Изображение Фото: Елена Журавлёва

Божий промысл

В комнате на стенах замечаем множество вышитых икон.

«Когда мы купили дом, то в гараже среди хлама случайно нашли маленькую икону с ликами архангела Михаила и святой Варвары, – рассказывает Людмила Васильевна. – Я отвезла её в Белгород реставратору, а когда забрала, решила оформить оклад вязаным кружевом. Потом мы с мамой стали покупать заготовки и вышивать иконы. Например, в каждом доме обязательно должна быть Иверская икона Пресвятой Богородицы, или Вратарница, или Привратница».

Она благодарна родителям за то, что приучили её именно к ручному труду. Ведь это возможность постоянно создавать что‑то новое, красивое.

 

Иконы, хранящие теплоту талантливых рук Иконы, хранящие теплоту талантливых рук / Фото: Елена Журавлёва

 

Герой чеховской пьесы «Дядя Ваня» утверждает, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Дом Людмилы Васильевны и Галины Степановны прекрасен не только обилием вышивки и вязаных вещей: он похож на кукольный или пряничный домик. Людмила Чернат признаётся, что вкус к прекрасному достался ей от отца. Кроме того, она училась и в художественной школе:

«Здесь была старая постройка с треснувшей стеной, и я пригласила строителей, чтобы они сделали что‑нибудь. Они сказали, что нужно строить заново. Ладно, говорю. А потом решила, что можно сделать настоящую летнюю резиденцию».

И Людмила Васильевна самостоятельно занялась дизайном дома. Получилось великолепно: домик в деревне, похожий на загородный отель.

«Я всю жизнь в творчестве, – говорит она. – Просто хочется всё делать не просто так – обои поклеить или картошку в огороде посадить, а чтобы как‑то всё красиво, по‑особенному. Чтобы душа была…» 

Елена Ржевская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×