Человек эпохи Достоевского. Новооскольский режиссёр видит будущих актёров за версту
«Белгородская правда» рассказывает о Елене Пупыниной из народного театра «Раёкъ»
-
Статья
-
Статья
Во время учёбы в школе искусств по классу аккордеона Елена очень любила музыкальную литературу. С увлечением слушала симфонии и оперы, рассказы преподавателя про жизнь композиторов. Уже тогда её поглотил мир искусства. И хоть потом ещё были душевные метания по поводу профессии, сердце всё равно выбрало дорогу творчества. Этой весной ей присвоили звание «Заслуженный работник культуры Белгородской области».
«Леночка, приходи»
Вместе с Еленой Анатольевной мы перелистываем страницы массивного фотоальбома – своеобразной летописи народного театра «Раёкъ». Коллектив ведёт свою историю с 60-х годов прошлого века. Моя собеседница стала его режиссёром в 2009-м:
«Помню, как хотела прийти работать в театр, но на это место уже ждали человека. Потом в один из дней в декрете гуляла с ребёнком и встретила директора ДК: «Леночка, приходи!» Оказалось, тот человек так и не приехал. Я вышла работать в феврале, зная, что в апреле уже нужно поставить спектакль. Позвонила своей знакомой, она посоветовала пьесу «Очень простая история» Марии Ладо. До этого я ставила дипломный спектакль, когда училась на заочном в институте культуры. Пригласила в постановку ребят, которые в нём играли, и коллег по ДК».
В юности в свободное время она увлечённо перечитывала пьесы Бомарше, мечтала стать режиссёром, но к выпускному классу настроение переменилось: привлекла профессия переводчика. Однако при поступлении на эту специальность не хватило баллов. И всё‑таки пошла в колледж культуры и искусств на режиссёрское. После его окончания думала о театральном.
«Ездила поступать в Воронеж, – говорит Елена Анатольевна. – Там сказали, что сцена требует высоких людей. Ездила в Питер – слетела со второго тура. В Химках с красным дипломом колледжа не прошла. Наверное, сыграл свою роль рост. После колледжа меня так привлекало киноискусство, но сейчас, общаясь с людьми, работающими в киноиндустрии, я понимаю, что более счастлива, чем они. У меня большой творческий опыт. Я не узкий специалист, могу организовать мероприятие, написать проект, провести и мастер-класс, и концерт, и игровую развлекательную программу…»
Опыт работы на телевидении в Новом Осколе у неё тоже есть. Елена Пупынина не только трудится в театре, но и проводит свадьбы, юбилеи, детские праздники.
Работа над собой
Чтобы определиться с репертуаром, после «Простой истории» она читала много пьес, смотрела на состав героев. Важным фактором при выборе стало мнение зрителя:
«Когда ставлю спектакли, провожу анкетирование. Спрашиваю людей: что бы вы хотели видеть на нашей сцене? Пьесы каких авторов? Это нужно, чтобы понимать, чего хочет зритель. Идут на актёра или на пьесу? Я осознала, что зритель не особо любит пьесы-однодневки. Большинство хочет классику, что‑то серьёзное».
Но когда после лёгкой комедии Красногорова «Любовь до потери памяти» она взялась ставить «Дядю Ваню» Чехова, некоторые говорили: «Это же нудятина. Тяжело!» Однако на премьере был аншлаг.
«После «Дяди Вани» стало легче взаимодействовать с коллективом. Актёры поняли: классика – это работа над собой. И погружаться в классический материал очень интересно», – рассказывает Елена Анатольевна.
В театре ставили водевиль Соллогуба «Беда от нежного сердца», комедии Лилии Моцарь-Ковалёвой, которые так понравились зрителю, что артисты не только колесили с ними по своему району, но и ездили в Волоконовку, Чернянку. А к юбилею драматурга Александра Островского в 2023 году опять решили взяться за классику. Прочитали одну пьесу, вторую, третью… В итоге остановили выбор на «Невольницах». В этом году для новооскольских зрителей опять готовят классическую постановку – «Женитьбу» по пьесе Николая Гоголя.
«Была в нашем репертуаре и пьеса-детектив. В Новом Осколе родился великий сыщик Иван Путилин. Появилась идея организовать фестиваль «Театральное расследование». Мы поставили «Перечитывая Шекспира» Игоря Левитаса. Он живёт в Израиле. На премьеру приехать не смог, но посмотрел видео. Оставил приятный отзыв», – говорит Елена.
Реквизит из XIX века
Войдя в просторный кабинет режиссёра, где часто проходят репетиции, сразу погружаешься в мир театра. Здесь и реквизит, и костюмы, и старинная мебель. Проект, посвящённый Островскому, позволил выиграть внушительный грант и закупить ширмы, стулья, фраки, цилиндры, парики, зеркала, театральную обувь… Теперь это всё задействуют в театральных гостиных и других мероприятиях.
«А вот этот красивый шкаф из натурального дерева можно было увидеть в «Дяде Ване». Знакомый, когда узнал, что я ставлю Чехова, сказал: «Лена, давно ты на него смотрела, решил тебе подарить!» А та старая мебель подарена нашему театру давным-давно. Некоторое время назад удалось обновить три стула. И когда мастер начал раскрывать их, то увидел год создания. Они сделаны в середине XIX века. Секретер для «Дяди Вани» помогла создать художница-дизайнер. Старинные часы приносят коллеги. Скатерть я связала сама», – удивляет собеседница.
Рукодельничать она любит не меньше, чем ставить спектакли. Показывает собственноручно сшитые кактусы, ставшие реквизитом для детского спектакля. Вязала, шила и для других праздничных событий:
«А ещё увлекаюсь спортом. Летом езжу на велосипеде, зимой встаю на лыжи. Вот только порой увлечения приходится отодвинуть на второй план, ведь с актёрами стараемся заниматься три раза в неделю – с семи до девяти или полдесятого. Но работа ведь любимая».
Поле для развития
«Жёсткой быть не могу, намекаю актёрам, где они были неправы. Это, наверное, основной отрицательный момент в моём характере – слишком мягкая. После премьеры делаю заметки, указываю на следующей репетиции аккуратно: «Тут вы взяли лишнего и перетянули на себя одеяло, а вот тут всё‑таки надо было сделать так, как мы репетировали», – говорит режиссёр.
С воодушевлением Елена Анатольевна рассказывает о творческом росте актёров театра «Раёкъ». Труппа, конечно, живой организм. Кто‑то в силу жизненных обстоятельств уходит, кто‑то приходит. Людей, которые могли бы раскрыться на сцене, опытный режиссёр видит за версту, часто находит взглядом в толпе. Так, например, на одном из мероприятий её заинтересовало поведение преподавателя Царёв-Алексеевского кадетского корпуса. «Это будущий актёр!» – подумала она. Подошла к обаятельному мужчине и пригласила в театр. «О нет, что вы. Я военный!» – ответил он.
Но телефон дал.
«И я набрала ему, когда заболел Александр Гончаров, много лет игравший в нашем театре. Потребовалась замена. «Не смогу, занят, преподаю в кадетской школе», – отнекивался Сергей Васильевич в начале марта, а в июле уже играл Стырова в «Невольницах» Островского. Его так увлёк театральный мир, что теперь даже сам спрашивает, когда будут репетиции», – улыбается режиссёр.
Есть у неё и детский коллектив, куда ходят ребята от 9 до 16 лет. В программе занятий речевая разминка, актёрские упражнения на снятие зажимов, работа над стихами и миниатюрами. Но больше всего внимания Елена Пупынина уделяет воспитанию в них человеческих качеств.
«Близкие мне порой говорят: «Ты человек эпохи Достоевского, у тебя другой взгляд на мир. Нужно ехать в Питер!» И были моменты, когда действительно хотелось переехать. Но я понимала, что театр стал для меня семьёй. Спустя время не жалею, что осталась. В Новом Осколе есть поле для развития творчества. Теперь тут стало больше режиссёров. Момент здорового соперничества стимулирует на развитие. Я счастлива в своей профессии. В моём городе не отвергают идеи, а наоборот, всегда идут навстречу, помогая реализовывать мечты».
Анна Черкашина