Самое точное время. Разные ипостаси Евгения Ливады
Писатель Пауло Коэльо однажды вывел формулу: если человек действительно чего‑то хочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Ещё одним подтверждением данного постулата может служить творческий путь известного в Алексеевке… А вот кого известного? Одни назовут его актёром и режиссёром, другие – поэтом и певчим в церковном хоре. Самое удивительное, что все они будут правы.
Болен поэзией
Точную характеристику Евгений Ливада дал себе сам с помощью акростиха:
АЗ ЕСМЬ
Мне справку выдал врач, что я – Поэт,
Что я навеки безнадёжно болен.
Увы, я обречён, спасенья нет.
Собой распоряжаться я не волен.
Ь ………………………………………
В бредовом забытьи умчусь чуть свет
На вздыбленном сияющем Пегасе.
Ей-ей же, право, братцы, я – Поэт
И моё место точно на Парнасе.
Забудет мир меня, но я вернусь
В него стихами, как стрела из лука,
Елеем сладким в душах разольюсь,
Слезами, кровью, радостью и мукой,
Тревожа, успокаивая, зля,
Неся забвенье Рая, трезвость Ада…
О! Как благословенно болен я –
Евгений из фамилии Ливада!
«Болен» наш сегодняшний герой оказался с самого детства, когда в его жизнь пришёл театр. Началось всё с увлечения книгами. Читать Женя начал с четырёх лет, а в шесть уже записался в школьную библиотеку.
При этом мальчик ужасно страдал от своей стеснительности. Мать, бывало, пошлёт к соседке за утюгом, а он как представит себе, что нужно с соседкой общаться, пояснять, так лучше немножко соврать: сделал вид, что сходил, но матери сказал, что никого дома не оказалось. И в школе та же беда – всё выучит, знает, а вызовут к доске – подкошенные ноги и провал в памяти.
Первая роль
В восьмом классе Женя познакомился с пареньком, посещающим театральный кружок, и попросил взять его с собой. В ответ Володя (так звали парня) попросил Евгения заменить его в спектакле: дескать, пришёл новый режиссёр, постановку готовят – словом, уговорил. К тому же Женя твёрдо решил справиться со стеснением, которое не раз подставляло ему подножку.
Режиссёром оказалась молодая красивая выпускница культпросветучилища Валентина Дубянская. Она сплотила ребятишек вокруг себя, делала с ними разные сценки ко Дню театра. Но первую роль Евгений сыграл у предыдущего режиссёра: Галина Король восстанавливала спектакль «Бабье царство» по Нагибину. В нём Женя и заменил товарища, исполнив роль Кольки – избитого немцами подростка.
«Меня уложили на какую‑то скамейку, изображать должен побитого в полусознании, – вспоминает Евгений Иванович. – И мне по сценарию надо девочку поцеловать. Но не так поцелуй меня волновал, как то, что я пытался представить, как меня били, как я должен лежать на скамье. Получается, что уже тогда во мне проснулся режиссёр».
С Валентиной Дубянской довелось работать над спектаклем «Обыновенное чудо». Евгению сначала досталась роль ученика охотника, а потом его повысили до первого министра. Театр своё дело делал – робость постепенно ушла.
Между тем Евгений Ливада не спешил связывать с театром свою жизнь. Пошёл работать на завод фрезеровщиком, освоил множество разных станков, получил разряд и стал прилично по тем временам зарабатывать – 400 рублей в месяц. Но однажды в голову закралась мятущаяся мысль: что же, вся жизнь пройдёт на заводе? Он не боялся физического труда. Но театр если один раз взял в свой плен, уже не отпустит.
Евгений Иванович попросил совета у Валентины Дубянской. Получив поддержку режиссёра, он решил поступать в Орловский институт культуры. Пришлось поменять заводскую зарплату на оклад в размере 80 рублей в Доме культуры, куда Евгений Ливада устроился массовиком-затейником. Месяца три поработал до поступления, а затем поехал в Орёл, без проблем сдал экзамены.
Звание – народный
Окончив режиссёрское театральное отделение, вернулся в Алексеевку в полной уверенности, что новоиспечённого режиссёра ждут с распростёртыми объятиями. Оказалось, что место уже занято. Он вернулся на свой родной завод «Химмаш», но уже художественным руководителем. А потом по совету своего театрального преподавателя поехал в Щёкино.
В пригороде Тулы и началась режиссёрская карьера Евгения Ливады. Он набрал молодых ребят и сделал первый спектакль – «Солдатские сны», адаптировав повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка». Для постановки нужна была качественная фонограмма – режиссёр отправился в родной орловский вуз, где встретил старого товарища. Вдвоём они успели попытать счастья в Орле – в ТЮЗе и драматическом театре. В результате Евгению Ливаде предложили заведовать постановочной частью в драмтеатре, но тут ему пришлось срочно вернуться в Алексеевку – приболел отец. Здесь опять‑таки с режиссёрством не повезло, зато аналогичная должность – заведующего постановочной частью Евгению Ивановичу досталась с лёгкостью.
Евгения Ливаду это устраивало лишь отчасти: набрал школьников, стал заниматься с ними. Поставил «Две стрелы» Александра Володина. Затем Евгений Иванович сменил несколько мест работы, но все они связаны с театром –
в районном ДК имени Крупской, в клубе «Юность» в Губкине, после чего вновь вернулся в Алексеевку. Здесь его верным другом и помощником стала супруга Надежда Анатольевна. Вместе они поставили спектакль «Алёнушкино счастье» по сказке Льва Устинова, за который их молодёжная театральная студия получила звание «народный коллектив». Кстати, названия у самодеятельного театра долгое время не было, а возникло оно вместе с новой постановкой.
«Я написал инсценировку по повести Бориса Васильева «Завтра была война», – вспоминает Евгений Иванович. – Назвал спектакль «Самое точное время». В нём персонаж – папа Вики Люберецкой говорит: «Я люблю вопросительные знаки. Восклицательный знак напоминает перст указующий, а вопросительный похож на крючок, который вынимает и ловит мысли из головы». И для нас это был знак: мы стали именовать себя как Алексеевский народный театр-студия «Вопрос». То есть и взрослый театр, и студия, куда приходила молодёжь. Вот на пару с женой мы и работали. Много трудностей было, но чтобы служить в театре, нужно быть чокнутым и в какой‑то мере подвижником».
С подвижничеством у Евгения Ливады на самом деле всё сложилось – многие его воспитанники нашли себя в актёрском деле, в профессиональной среде на самых разных сценических площадках.
«Моя надежда»
А ещё параллельно с театром в жизнь Евгения рано и прочно вошли стихи. Началось это с детства, когда он бегал по двору и громко читал вслух свою первую частушку: «Еду я в Америку на зелёном велике, велик поломался – я в Америке остался». В школе писал в стенгазету, в институте – для капустников. Позже стал ездить на фестивали, показывать свои стихи и собрал кипу дипломов.
Евгений Ливада пишет и сейчас, только делать ему это всё труднее – с годами стала прогрессировать слепота. Приходится на мониторе ставить чёрный экран с белыми буквами, плюс помогает экранный диктор, который может буквы перевести в звуки.
Кстати, о звуках – он снова на службе, но теперь уже не в театре.
В 1995 году кафедральный собор Алексеевки объявил о наборе в церковный хор.
Евгения Ливаду пригласили туда, и с той поры он поёт в Свято-Троицком храме:
«Мне, во‑первых, очень нравится музыка, потому что с матушкой мы пели и Бортнянского, и Рахманинова, и Чайковского. А ещё со мной сын ходит, мой младшенький Данила. Он, кстати, с красным дипломом окончил режиссёрское отделение Белгородского института культуры. Но работает осветителем. Старший – Евгений – звукорежиссёр в воронежской студии. А моя надежда – жена по имени Надежда привозит меня в церковь и забирает после службы».
Евгений Ливада, как и прежде, очень любит общение, благо социальные сети помогают связываться с друзьями, учениками и просто людьми, которым нравится его творчество. Зайдите как‑нибудь на его страничку, почитайте стихи. Вдумайтесь во вложенный в них смысл и просто поговорите с автором – он много чего интересного может рассказать.
Арина Беседина