Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 марта 2024,  12:00
 324

Разговоры под семечки. В каких условиях приходилось работать театрам на заре становления

27 марта – Всемирный день театра

Разговоры под семечки. В каких условиях приходилось работать театрам на заре становленияФото: Павел Колядин (архив)
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Таинственное, манящее, захватывающее, такое смешное и трагическое действо – театр! Это место, где люди живут чужой жизнью, куда ходят поклоняться неизвестным и знаменитым актёрам. С раннего детства мы любим театр, даже когда ещё не знаем о его существовании. Любим наряжаться, переодеваться и представлять себя героями сказок. Во всяком случае, девочки – точно. Известно, что театр зародился ещё в Древней Греции. И по сей день не утратил своего значения. Недаром великий Шекспир говорил: «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры».

Копоть от масла

Думаю, многим белгородцам интересно узнать, как развивался театр в нашем крае в 20–40-е годы прошлого века на примере небольших зарисовок из партийных документов того времени. Они хранятся в архиве новейшей истории.

Вот интересный документ, датируемый зимой 1918 года. Голод, разруха, политическая неразбериха. Казалось бы, какой театр? Выжить бы!

Сообщение в газете «Известия» Воронежского губисполкома за 29 декабря 1918 года:«В текущую зиму у нас в Алексеевке благодаря энергичным стараниям культурно-просветительного отдела играет группа артистов, приютившихся в Народном клубе». Далее сообщается, что это явление, до сих пор невиданное в Алексеевке, ибо перед глазами жителей в течение многих лет проходили суррогаты сцены, не дающие полного впечатления зрителю. «Благодаря усердной работе на поприще сцены артистов – режиссёров Тинского и Николая Чикалова перед алексеевцами проходят истинные типы, созданные бессмертными авторами. Но, к слову сказать, артистам приходится работать в тяжёлых условиях».

Фото: Вадим Заблоцкий (архив)
Тест: Что вы знаете о кукольниках?

Эти «тяжёлые условия» сегодня кажутся смешными: зрительный зал и сцена освещались маслом, от которого было больше копоти, чем света, зачастую слышались громкие замечания по адресу играющих, состоящие из неприличных слов, лузганье семечек и постоянные разговоры.

Уровень культуры зрителей, конечно, был низким. Но народ подсознательно тянулся к искусству, понимая, что оно спасёт от невежества, грубости и бескультурья. И, несомненно, земной поклон тем артистам, которые дарили свой талант нашим землякам даже в суровые годы гражданской войны.

В пределах возможности

Позже, в 20-х годах, в Алексеевке в бывшем купеческом клубе, переименованном в Народный, организовался народный театр. По этому поводу газета «Искра коммунизма» 4 апреля 1920 года писала: «Задача сформированной Алексеевским уездным отделом народного образования показательной труппы – постановка в пределах возможности более или менее художественных спектаклей и ознакомление народных масс с лучшими произведениями нашей и иностранной драматической литературы, имеющими воспитательное значение».

«На второй день Пасхи в 1920 году здесь поставили спектакль по пьесе М. Горького «На дне». Зал, вмещавший 250 человек, был переполнен. Постановку сделал местный режиссёр Николая Чикалов», – пишет Анатолий Кряженков в своей книге «Пешком по Алексеевке».

Здание бывшего купеческого клуба в Алексеевке. 1970-е годы Здание бывшего купеческого клуба в Алексеевке. 1970-е годы / Фото: из государственного архива новейшей истории Белгородской области

Мебель из гостиной

Первые упоминания о белгородском театре, сохранившиеся в архивах, датируются августом 1936 года. Но мы нашли документ более ранний: Постановление бюро райкома ВКП(б) от 23 июня 1935 года. В нём говорится о состоянии гортеатра:

«Отметить тяжёлое положение зимнего театра в связи с угрозой обвала потолка, обвала капитальной стены, отсутствия фойе и минимальных удобств для зрителя, тяжёлое финансовое положение. Отсутствие ассигнований на покрытие убытков и на капитальный ремонт ставит под угрозу срыва работу театра в зимний сезон, а тем самым 30 тыс. населения могут остаться без культурного обслуживания театром».

Не хватало мебели, театральных костюмов и много чего ещё. Приходилось даже покупать у белгородцев стулья и кресла.

«У моей бабушки Марии Семёновны в комнате, именуемой гостиной, стояла красивая мебель. Гарнитур: диван, стулья и кресла, обитые красным бархатом, и столик – тоже с красным бархатом посредине. Потом эту мебель продали в драмтеатр, и я даже видела её однажды на сцене», – вспоминала белгородка Елена Аркадьевна Карпова («Белгород в воспоминаниях белгородцев»).

А ведь в те годы кроме театра и кино в небольшом городе и развлечений‑то не было.

Протокол № 10 заседания бюро Белгородского горкома ВКП(б) от 13 апреля 1939 года констатирует: «О положении в гортеатре. Ввиду крайне нездоровой обстановки в гортеатре: зажим роста молодых актёров, семейственная засорённость, отсутствие здоровой критики и самокритики, пьянство и как результат – низкое качество работы». Было дано поручение партгруппе горсовета оказать всемерную помощь новому руководству театра в проведении реконструкции, которую следует начать в мае и закончить к осеннему сезону. Необходимо было наладить обслуживание населения в летнее время (работа садов, эстрады, оркестра). Поднять в коллективе на должную высоту критику и самокритику по устранению недостатков и оказывать всемерную помощь молодым актёрам.

Даже в тяжёлые для страны годы в народе не пропадал дух творчества, тяга к прекрасному, стремление сделать свою жизнь насыщеннее и полнее.

Колхозно-совхозный

Театр был призван «внедрять в самую толщу колхозного крестьянства образцы подлинного социалистического искусства». Поэтому в 1939 году вышло постановление «Об отнесении Белгородского городского театра к типу колхозных». Из протокола № 59 заседания бюро Белгородского горкома ВКП(б) от 15 декабря 1939 года: «Отметить рост театра за последние три года: значительно улучшилось художественное оформление спектаклей, налицо имеется слаженность в работе коллектива, репертуар состоит из целого ряда сложных по постановке пьес, например: «Павел Греков», «Василиса Милентьева», «Анна Каренина» и другие. В 1937 и 1938 г. хотя театр и считался колхозным, но обслуживал исключительно город, а в 1939 г. белгородский театр был переименован в областной передвижной, с нахождением его в городе Белгород».

Население Белгорода выросло до 33 тысяч. Из них рабочих и служащих насчитывалось около 17 тысяч человек. В городе было 10 средних школ, две медицинские, две технические, школа колхозных кадров, учительский институт.

«Наличие до 200 учреждений, до 20 заводов, фабрик и артелей, а также стройка большого союзного значения завода котлостроения» – всё это создавало необходимость в культурно-развлекательных учреждениях. И театр здесь занимал главное место.

Во время Великой Отечественной войны артисты театра выступали на передовой, в госпиталях и прифронтовых районах. Летом 1941 года его эвакуировали в Узбекскую ССР, в город Самарканд. Во времена эвакуации труппа работала в Ташкенте и Кзыл-Орде.

 

Строительство современного здания БГАДТ имени Щепкина. 1961 г. Строительство современного здания БГАДТ имени Щепкина. 1961 г. / Фото: из государственного архива новейшей истории Белгородской области

 

В приказе Управления по делам искусств при СНК РСФСР отмечалось:

«Театр полностью сохранился как художественный коллектив, сберёг эвакуированные ценности, бесперебойно работал без государственных дотаций».

В январе 1944-го он в полном составе возвратился в Белгород и весной того же года возобновил работу. В 1954 году театр получил статус областного, а в 1956-м стал носить имя выдающегося русского актёра Михаила Семёновича Щепкина. В 1962 году в Белгороде было сдано в эксплуатацию новое здание театра на площади, которая сейчас называется Соборной.

И сегодня наш родной Белгородский государственный академический драматический театр имени Щепкина радует зрителей своими великолепными постановками. С праздником, дорогие театралы! 

Татьяна Цыбенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×