Руководитель губкинского народного театра – о своём самом большом недостатке
«Белгородская правда» побеседовала с Юрием Бежиным о творчестве, критиках и задачах, которые ставит перед собой режиссёр
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Юрий Бежин окончил Белгородское культ-просветучилище по специальности «дирижёр академического хора», после чего полтора года проработал в сельской местности. Отслужил в армии, затем поступил в Орловский институт культуры, окончив который пришёл в театр «Гротеск» в губкинский ДК (сейчас – Центр культурного развития) «Форум». И вот уже 35 лет у Юрия Алексеевича одна запись в трудовой книжке. А театр за время своей работы стал источником вдохновения и радости для множества зрителей.
Всегда по‑разному
«Театр я создавал не с нуля, до меня работал режиссёр Владимир Яковлевич Никифоров, который набрал костяк актёров, – рассказывает Юрий Бежин. – Потом, конечно, кто‑то уходил, кто‑то приходил, но «Гротеск» продолжает жить».
Руководитель определяет не только репертуарную политику театра – что ставить, на что ориентироваться, но и другие важные нюансы:
«Выбираю декорации, потому что самому же придётся их делать. По костюмам – что найдём, то и будет. Иногда их шьём, но с точки зрения руководства это нерентабельное вложение. В последнее время появилось много сложностей с авторскими правами. Сейчас нельзя не только использовать многие композиции, но даже программы для написания музыки можно выбирать лишь из определённого списка, иначе грозит большой штраф. Но это специфические трудности, они даже помогают. Чаще стали обращать внимание на проверенные временем композиции».
Один из последних спектаклей театра – «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского. Точного времени от момента возникновения идеи до воплощения её на сцене Юрий Алексеевич назвать не может, говорит, это происходит всегда по‑разному:
«Многие режиссёры сходятся на том, что два–четыре месяца занимает работа над спектаклем. Если больше, то материал уходит в долгострой. Мы стараемся в сезон выпустить новый спектакль, показываем уже то, что презентовали ранее. У нас в репертуаре не только драматические произведения, но и комедии. Пока нам авторскими правами не докучали, мы ставили и современных драматургов. Как‑то я связался с Губкинским филиалом МИСиС и начал вести театральный кружок. Со студентами мы поставили несколько спектаклей, например, «Как важно быть серьёзным» по Оскару Уайльду».
Путь приглашения актёров в театр всегда сложен, ведь все они работают на чистом энтузиазме.
«Больше идут поиски моментов, которые человеку приятны и интересны. Предположим, ему хочется приобщиться к классике. Наш женский состав любит красиво одеться, сделать макияж и причёску, окунуться в прошедшую эпоху. Часто бывает, затеваем новый спектакль, и первый вопрос от женщин: «В чём я буду?» – улыбается Юрий Алексеевич. – Что у тебя есть, в том и будешь, отвечаю. Мы же здесь всё своими силами делаем – декорации, звук, материал адаптируем. Мне это нравится, а если человеку что‑то интересно, то он всегда найдёт время, средства и союзников, чтобы воплотить свои идеи в жизнь».
Первые критики
Режиссёр отмечает, что иногда нужно выпустить постановку к юбилею автора. И чтобы сделать спектакль не ради галочки, актёры пытаются отыскать точки соприкосновения и влюбиться в произведение:
«Тут важна поддержка. Мои близкие полностью разделяют мои интересы. Мы с женой Ольгой были однокурсниками и с тех пор всегда вместе, помогаем друг другу и играем на сцене. Сейчас она занимается кукольным театром. Актёры Виктор Трифонов, Людмила Коротеева – они со мной в одной обойме с первого спектакля. Бывает, что мы делаем постановку на молодёжный состав. Но они всё равно приходят. Это первые критики, которые, не стесняясь, могут сказать, что не так или не совсем убедительно».
Среди актёров, говорит Юрий Бежин, есть и выпускники вузов, и рабочие с ГОКа:
«Недавно пришли старшекурсники из техникума. Они увлекаются фехтованием, и я хочу взять какой‑нибудь материал с элементами сценического боя. Сейчас они ходят на репетиции. Но в любительский театр всё же приходят играть Гамлета или Джульетту. На второстепенную роль или в массовку никто не хочет».
— И вы сразу даёте новичкам главные роли? – интересуюсь я.
— Я собираю ребят и говорю: «Ты будешь самым главным горожанином» или «самым главным в этой сцене», – смеётся Юрий Алексеевич. – Надо искать подход и индивидуально работать с каждым участником постановки.
В семье Бежиных уже складывается творческая династия – сын Юрия Алексеевича вместе с женой работает в Старооскольском театре, внук играет там Ваню в спектакле «Судьба человека». Дочь училась на режиссёра театрализованных представлений, но ушла в журналистику.
«Бывает, собираемся все вместе и у нас проходят целые театральные дебаты, – рассказывает собеседник. – Всегда есть о чём поговорить, можем обсудить недавно просмотренные спектакли. Часто члены семьи приходят на мои постановки, потом высказывают своё мнение».
Он отмечает, что с появлением муниципального театра в Губкине жанр стал набирать большую популярность. При режиссёре Владимире Никифорове труппа давала представления один–два раза в год. Зал, рассчитанный на 700 человек, был полностью заполнен. Сейчас постановки проходят чаще, полный зал удаётся собрать не всегда, но половина – стабильно.
«Показывали как‑то «Чайку» Чехова. Позвонили из школы, сказали, хотят прислать учеников, чтобы посмотрели. Я им предложил другую постановку, более подходящую для молодёжи, а они всё настаивают на «Чайке». Я опять говорю: «Понимаете, мы ж там целуемся, пьём». Они так недоверчиво: «Что, правда?» Представляете, что Чехов‑то написал? – улыбается режиссёр. – Всё равно привезли детей, но я немного подредактировал спектакль. Вообще каждый драматургический материал стараюсь адаптировать и под любительских актёров, и под зрителя. Не все смогут даже объём текста освоить на три часа, поэтому некоторые разговорные пояснения уходят в разряд актёрской игры».
Зазвездиться не получится
Руководитель и сам часто играет в спектаклях, но называет это своим самым большим недостатком:
«Всё время мне говорят: лучше бы ты из зала смотрел. Но я не могу наблюдать со стороны, я должен быть со всеми на сцене. Потребность репертуара очень волнообразна. Выходит какой‑то тематический наплыв, его начинают все эксплуатировать. В прошлом сезоне все начали брать Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Одно время все ставили Филатова про Федота-стрельца. Зрительские симпатии очень сложно просчитать, но есть определённые популярные тенденции».
Юрий Бежин до сих пор помнит свой первый спектакль – «Святой и грешный» по пьесе Михаила Ворфоломеева:
«Он выходил очень-очень трудно. Делал его 12 лет. Начали репетировать, но у меня не хватало каких‑то наработок. Ещё не мог внятно работать с актёрами. И мы откатывались на небольшие сценки, чем‑то другим занимались. Потом опять я к этому спектаклю возвращался, пытался придумать что‑то. Но мы его всё‑таки выпустили, и многие актёры отмечают, что он был, наверное, самым удачным. Во время работы над материалом все погружаются в него, буквально проживают, и потом очень сложно и жалко с ним расставаться. Тем более время идёт, былой лёгкости уже нет».
Самое главное, продолжает режиссёр, признаться себе, что уже надо как‑то уйти в другую сторону.
«Раньше я играл героев-любовников, а сейчас стал старше, мудрее, и в той же роли буду выглядеть глупо и нелепо. Поэтому надо успокоиться и играть какого‑нибудь старого библиотекаря. Но и быть в одном амплуа постоянно тоже не нужно. Сейчас многие актёры нашли для себя подходящую роль и всегда в ней выступают. Должна быть разноплановость».
Главным критиком режиссёра выступает жена Ольга и, как он говорит, «спуску не даёт». Если нужно, и покритикует, и похвалит. Так что зазвездиться не получится.
Время покажет
Актёры «Гротеска» неоднократно участвовали во многих конкурсах и фестивалях. В 2019 году они посетили проект «Театральные встречи в провинции» в Иваново:
«На нём собрали только небольшие коллективы. Мы показывали «Чайку». Зрители отметили, что не ожидали, что классическая пьеса Чехова так современно и ярко прозвучит. В прошлом году ездили в Орёл на фестиваль «Бархат кулис», где завоевали Гран-при. Сейчас на многие конкурсы нужно отправить видео постановки, жюри их смотрит и по итогу выбирает финалистов, которых приглашает на награждение. Часто выступали на «Белгородском лете», кукольные спектакли туда возили».
Помимо театра Юрий Алексеевич увлекается музыкой и нередко сам пишет композиции для постановок:
«Во время работы над «Чайкой» мне хотелось найти мелодию, которая стала бы своеобразным переходом от духовых оркестров к современной музыке. Но нигде не нашёл и придумал сам. Немного рисую эскизы декораций или костюмов, то, что мне интересно. Недавно прочёл, что самое сложное – писать портреты. Пробую рисовать жену, дочь, но пока никому не показываю».
— Какая самая главная задача в работе режиссёра театра: руководство актёрами, выбор материала или всё это одинаково важно?
— Даже не знаю. Конечно, эта задача разбивается на какие‑то составляющие. Мне кажется, самое главное –оставить за собой право выходить на сцену для того, чтобы говорить оттуда что‑то достойное внимания. Нечего сказать – не поднимайся. Сейчас есть мнение, что нужно придумывать креативное что‑то, новое, молодёжное. Но такие разговоры были во все времена. Прежде чем выходить на сцену, ты должен сам себе ответить на вопрос, для какой цели ты туда идёшь – это и есть главное.
Уходить из театра Юрий Бежин не собирается, впереди ещё много творческих планов и задумок. А вот говорит о них режиссёр нехотя – считает плохой приметой.
«Смысл моей деятельности – всё время идти вперёд и брать материал чуточку повыше того, что мы на сегодняшний день можем. Поэтому, может быть, спектакли не всегда такие, какими они должны быть. Мы будем стараться осваивать новые творческие вершины. А получится или нет, время покажет».
Маргарита Грачёва