Два дома, две судьбы. Какую память хранят здания дореволюционной постройки
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Если бы дома умели говорить, мы узнали бы множество совершенно невероятных историй о тех, кто их строил и кто в них жил. Но они – лишь немые свидетели времён. К счастью, есть историки и краеведы, кропотливо собирающие факты и любые свидетельства, сложив которые воедино, мы можем перенестись в далёкие времена и поразиться причудливым подчас изгибам судьбы.
Нить обрывается
Эта история могла бы начинаться так: жили-были два купца – Санжаров и… Санжаров. Один обосновался в Бирюче, другой вёл свои дела в Алексеевке. Александр Сергеевич Санжаров слыл состоятельным человеком, держал в Ливенке свой маслобойный завод, имел большой арсенал недвижимости. Его однофамилец Лука Николаевич тоже имел собственный маслозавод. Судьба этих двух живших почти по соседству людей удивительным образом перекликается. В Бирюче и Алексеевке сохранились их дома – хранители былой славы своих хозяев.
В Красногвардейском краеведческом музее есть особый уголок, рассказывающий о ремесленниках города Бирюч, а одна маленькая экспозиция посвящена лавке купца Санжарова.
«Здание магазина Александра Санжарова относится к постройкам конца XIX века, – поясняет директор музея Галина Ямпольская. – Сам дом сохранился, хотя претерпел небольшую реконструкцию. Но суть осталась прежней – он был задуман как торговая точка, ею является и поныне. Александр Сергеевич был очень состоятельным человеком по тем временам: имел приказчиков, маслобойню с четырьмя мощными американскими гидравлическими прессами. Но занимался купец не только торговлей: в Засосне и сейчас сохранились дома, которые когда‑то ему принадлежали. Кстати, они построены в одном стиле с этой лавкой».
В центре Бирюча имелись некогда две торговые площади – верхняя и нижняя. Между ними располагались торговые прилавки. Назревала необходимость возведения торгового центра. Его богатые купцы Тибенихин, Зворыкин и Санжаров построили в складчину и здесь же возвели свои торговые дома. Знаменитые Бирючанские торговые ряды, открывшиеся для продавцов и покупателей в 1782 году, и сегодня потрясают своей монументальностью. Уцелела и торговая лавка купца Санжарова, которая изначально была скобяной – очень нужным хозяйственным магазином тех времён.
После революции 1917 года знаменитая некогда на всю округу фамилия исчезла, как и не было. По некоторым данным, семья купца переехала в Харьков, возможно, какое‑то время жила там, а Александр Сергеевич частенько к ним наведывался. Дальше история обрывается, и найти концы исследователи пока не могут.
А вот лавку купца ждало иное будущее – ей достался новый хозяин Андрей Савченко. Он приобрёл здание и отреставрировал его. Причём Андрей Николаевич к процессу отнёсся очень кропотливо – постарался сохранить архитектуру, внешний вид, специально нанимал мастеров, которые чистили и восстанавливали каждый кирпичик. В результате старинное здание не только стало уникальным памятником архитектуры, сохранившим свой первозданный вид, но и продолжило служить делам торговым, как и хотел того в своё время купец Александр Санжаров.
Подлежали конфискации
Не менее интересная история у купца из Алексеевки. Лука Николаевич был достаточно известен в городе и как лесоторговец, и как владелец маслобойного завода, и как землевладелец. А ещё Лука Санжаров являлся активным членом совета общества взаимного кредита. Эта организация возникла в 1910 году и выдавала деньги на открытие какого‑нибудь своего дела. Естественно, под проценты. Но это была не просто финансовая организация, а, скорее, элитарный клуб. О его успехах можно судить и по обороту.
«Сохранились интересные цифры на 1916 год: оборот общества составлял около четырёх с половиной миллионов рублей, – рассказывает старший научный сотрудник Алексеевского краеведческого музея Алексей Грачёв. – Это очень приличные деньги по тем временам. В обществе состояло 133 члена, причём подавляющее большинство – состоятельные люди: промышленники, торговцы и заводчики».
Имелась у Луки Санжарова и другая общественная нагрузка – он был председателем купеческого собрания. Эта структура играла роль своеобразного центра общественной жизни. Заседания проходили в купеческом клубе, у которого есть своя история:
«До наших дней сохранилось здание купеческого особнячка, который тесно связан с фамилией самого известного жителя Алексеевского района – Данилы Бокарева. Его правнук Михаил Яковлевич вложил основные средства в строительство всесословного клуба, который впоследствии превратился в элитарную организацию, где собирались настоящие сливки общества. Здесь можно было поиграть в бильярд, в азартные игры, иногда тут проходили театральные постановки. Клуб стал неким культурным центром, где, судя по всему, заправлял всем председатель – Лука Санжаров».
Ни фотографий, ни портретов предпринимателя не осталось, но сохранились упоминания о том, что это был невысокий, полноватый человек с бородкой. Надо полагать, что Лука Николаевич вполне соответствовал своему социальному статусу. Да и дом его – образец архитектуры той поры. Общеизвестно, что 1858 году в Алексеевке случился грандиознейший пожар, в результате которого выгорело около 500 домов. Поэтому деревянные строения стали заменять каменными. И любой мало-мальски состоятельный человек стремился построить дом из камня. В том числе и Лука Санжаров. Его дом возведён в 1890 году.
В 1917 году в Алексеевке сформировался революционный комитет, который разработал и осуществил план по захвату власти в городе. Объявление о том, что старой власти конец, произошло в том самом особнячке, где заседало купеческое собрание. Луке Санжарову предложили быстро проводить гостей и закрыть здание. Объявила новая власть и о том, что дома многих состоятельных жителей подлежат конфискации. В особняке Санжарова и в других домах богатых горожан обосновались красногвардейцы и различные отделы Совета. Вместе с этим было принято решение национализировать заводы – эфирные и маслобойные. Судьба многих их владельцев оказалась печальна и незавидна. Что дальше случилось с Лукой Николаевичем, неизвестно. А вот дом его сохранился и продолжил свою историю.
Первая ячейка и штаб полка
Это здание в Алексеевке до сих пор зовут домом Луки Санжарова. В 1919 году в нём была организована и проводила свои заседания первая ячейка ВЛКСМ (изначально – РКСМ). В 1939 году на базе 57-го полка была образована 149-я стрелковая дивизия, и 744-й полк этой дивизии квартировал в Алексеевке. А штаб полка в 1939–1940 годах располагался в доме Санжарова.
В годы войны город жестоко бомбили. Многие здания в центре были разрушены, но дом купца чудом уцелел. В 1943-м, сразу после оккупации, здесь расположился исполком Совета народных депутатов. Он просуществовал тут полвека, до 1993 года. С 1994-го и по сей день здесь располагается филиал федерального казначейства. Вот так история иногда делает круг: когда‑то в этом особняке считал свои денежки купец Санжаров, и сегодня здесь продолжают вести счёт деньгам.
Арина Беседина
Фото Валерии Шатько и автора из архива