«Каждый ученик был его мелодией». Почему уроки Петра Данильца называли миром красоты
«Белгородская правда» рассказывает о человеке, который почти 60 лет прокладывал для белгородцев разных возрастов и разных профессий дорогу к музыке
-
Статья
-
Статья
Глядя на Петра Дмитриевича, сразу и не подумаешь, что в этом году ему исполнилось 89 лет. Удивляет его взгляд – живой и горящий почти юношеским задором. Узнав его трудовую биографию, можно только удивиться: «И это всё сделал один человек?»
От Польши до Белгорода
Воспоминания о прошедших годах хранят увесистые фотоальбомы. Первый из них – семейный. На одном из фото – бабушка Юстина. Подпись: «1912 год. Филадельфия, США».
— А как бабушка попала в Америку? – удивляюсь я.
— Поехала туда на заработки, – поясняет Пётр Дмитриевич.
На соседнем фото вся семья Данилец. Родился Пётр Дмитриевич в Восточной Польше в семье священника. Детство его прошло под оккупацией нацистской Германии. Это были страшные годы. В 1945-м семья перебралась в прикарпатскую Коломыю. Здесь юный Пётр окончил семь классов и музыкальную школу, где учился играть на скрипке.
«Бывает так, что человек занимается музыкой всю жизнь, а на даче разводит пчёл, и помидоры у него хорошо растут. Это приносит ему настоящее удовольствие. А музыка не приносит. Но он продолжает работать. У меня было совсем по‑другому. Музыка нашла меня, а я нашёл музыку. Она сразу же меня захватила. Я понял: это то, чем я должен заниматься всю жизнь», – рассказывает Пётр Дмитриевич.
После школы он поступил в педагогическое училище, где музыке уделяли большое внимание. Стал играть в оркестре народных инструментов на домре, участвовал в деятельности духового оркестра и хора. После педучилища Данилец сразу попал на второй курс музучилища, где обучался по классу домры и дирижирования.
Потом комиссия, которая приехала из харьковской консерватории в поисках талантов, предложила ему попробовать силы на вступительных экзаменах. Так Пётр оказался в консерватории.
«У меня были замечательные преподаватели. Например, музыкальную литературу у нас читал Иосиф Миклашевский, который был лично знаком с Шаляпиным, Рахманиновым, Римским-Корсаковым. Он приходил и спрашивал: «Ну, деточки, что я вам вчера рассказывал?» – «Вы рассказывали, как с Римским-Корсаковым беседовали в кафе в Париже о цветном созерцании тональностей», – отвечали мы. – «Ага, ну продолжим». Ох, рты откроем, там уже стучат следующие студенты – надо выходить. А мы не можем оторваться. Никто не пропускал лекции», – вспоминает Пётр Дмитриевич.
Влюбить в домру
Получив образование, Данилец едет в Тернополь, где открылось музыкальное училище. Там он создаёт класс домры, дирижирования и оркестр народных инструментов. Уже на этом этапе начинает музыкально-просветительскую работу. Благодаря Петру Дмитриевичу появляются городской любительский симфонический оркестр и оркестр при танцевальном ансамбле филармонии.
В 1962 году его приглашают работать в белгородское музучилище. Оно на тот момент существовало уже три года, но некому было организовать класс домры и оркестр народных инструментов. Педагог с энтузиазмом взялся за новые задачи в Белгороде. В музучилище он проработал 56 лет.
«Обычно идут учиться играть на фортепиано, на баяне. Думают: зачем на домре бренькать? На ней на свадьбе и на вечеринке не сыграешь. Вы понимаете, мне надо было влюбить в этот инструмент. Поставить обучение так, чтобы показать, что с его помощью можно выражать чувства», – объясняет Пётр Дмитриевич.
Влюбить получилось. Он воспитал 94 домриста. Всех помнит поимённо, за творческими успехами многих следил. А успехов было немало. Среди его учеников профессор Милуокской (США) консерватории по классу мандолины Михаил Литвин; педагог, фольклорист, руководитель фольклорного ансамбля «Жалейка», лауреат премии «Душа России» Борис Горюнов; артист Российского национального оркестра им. Н. Осипова Сергей Гаркуша и другие талантливые музыканты. Многие ученики сейчас играют в оркестре народных инструментов белгородской филармонии.
Для него звучало всё
Не единожды Пётр Данилец наблюдал, как музыка творила настоящие чудеса: продлевала жизнь людям со смертельным диагнозом, из хулиганов делала великолепных артистов.
«Знакомая моя работала преподавателем пения в школе. Жаловалась: ученик один ничего не делает. Постоянно двойки. В плохую компанию попал. Спрашивала: может, возьмёте его заниматься? Привела ко мне. Я ему сразу сказал: «Данные у тебя есть. Дерзай». Проходит год. Приходит он на очередное занятие. Немного задержался. Спрашиваю: «Что такое?» Он говорит: «Да пацаны приставали с улицы моей. А я им сказал: «Я теперь с вами не дружу. У меня теперь не тот менталитет!» Поступил он в институт культуры, потом пошли победы в конкурсах. Теперь играет в белгородской филармонии», – вспоминает Пётр Дмитриевич.
С некоторыми своими учениками Данилец регулярно общается. Для большинства из них он был не просто педагогом, но и другом. Они рассказывали ему о жизни, делились проблемами, просили совета. Далеко не о каждом педагоге воспитанники выскажутся так, как, например, о Петре Дмитриевиче написала его ученица, руководитель народного хора «Ивушка» Зоя Жилина:
«Его уроки… мир, полный красоты и восхищения, мир, где звуки рассказывают о жизни, любви, радости и отчаянии таким прекрасным языком, что нам хотелось слушать его с утра до вечера. Для него звучало всё: снежное утро за окном и распустившаяся ветка сирени… И каждый ученик был его мелодией, в которую он трепетно вслушивался, развивал и берёг».
Музыкальное воспитание
Оркестр народных инструментов постоянно выступал в школах, техникумах и институтах. Потом он начал ездить по области.
Надо было приучать белгородскую публику к классической камерной музыке, и тогда Данилец организовал камерный оркестр при городском отделе культуры. Выступали в художественном музее. Часто в программах появлялись юные дарования: Наталья Боровик, которая ныне руководит камерным оркестром белгородской филармонии, Юрий Гончаров и Татьяна Спицына, ставшие артистами нашей филармонии. Многие белгородцы до сих пор помнят восхитительные «Декабрьские вечера», проходившие в музее в конце 80-х – начале 90-х годов.
В 1985-м на базе симфонического оркестра музучилища Пётр Дмитриевич создал городской любительский симфонический оркестр. Он понимал, что музыкальную культуру жителей области надо формировать шаг за шагом. Поэтому начал с народной музыки, которая воспринимается легче, а благодаря камерному оркестру знакомил со старинной музыкой. Программу выступлений симфонического оркестра составлял так, чтобы было интересно и тем слушателям, у которых пока ещё нет глубоких музыкальных познаний.
«Мы объездили всю область, выступали в деревнях. Приехали в Крутой Лог. Зал там есть, а сидеть не на чем. Каждый ученик приходил со своим стулом, а после концерта уносил его обратно. А как‑то раз были в районе Томаровки. Дали там концерт камерного оркестра. Я подобрал доходчивую программу. Закончили, собираемся, а зрители всё сидят. Спрашиваю: «Вы чего сидите? Мы закончили». А они отвечают: «Мы зачарованы так, что не можем встать. Первый раз в жизни услышали такую музыку!»
Записать и сохранить
Он никогда не делил учеников на сильных и слабых. Во всех искал творческую индивидуальность, берёг её и развивал. Пётр Дмитриевич не только успевал обучать студентов в музучилище и вести широкую просветительскую работу с созданными им коллективами, он постоянно вёл мастер-классы и открытые уроки в музыкальных школах, помогал создавать ансамбли и оркестры. Бесценные уроки жизни и музыки от него получили ребята в детских симфонических оркестрах Белгородской музыкальной школы № 1 и Белгородского государственного центра музыкального искусства.
Любовь к музыке Пётр Дмитриевич привил и своим родным. Сыновья окончили музыкальную школу. Внук Василий работает концертмейстером группы альтов оркестра Спивакова в Москве. А правнук-второклассник занимается музыкой с 5 лет.
Пётр Данилец собрал большую музыкальную библиотеку и фонотеку. Сейчас от всего этого осталась лишь часть: многое подарил ученикам и коллегам. Но ещё есть фотографии и воспоминания о становлении музыкальной жизни Белгорода. Всем этим тоже хотелось бы поделиться.
«У нас много краеведческих изданий, но музыке в них практически не уделено внимания, – отмечает Пётр Дмитриевич. – Уходят люди, забываются фамилии и события. Хочется всё это записать и сохранить. Чтобы был музыкальный архив, к которому можно обратиться. Надеюсь, этим займутся наши краеведы».
Анна Черкашина