Правильная сгущёнка. На что обратить внимание при выборе продуктов питания
Эксперт «Белгородской правды» – технолог пищевого производства Алия Малахова
-
Статья
-
Статья
Отечественных производителей обязали сообщать всю правду о выпускаемых ими продуктах, и подавляющее большинство это требование выполняют. Но как? Всё, на что мы клюём и за что голосуем рублём на кассе, пишется большими красивыми буквами. А то, на что действительно нужно обратить внимание, – мелким шрифтом на обороте упаковки.
Некоторые же покупатели, прочитав мудрёные для них слова, причитают о том, что раньше всё было натуральное, а сейчас одна химия, и совершенно напрасно решают навсегда отказаться от какого‑то товара.
Так на какую же надпись на этикетке в первую очередь следует обратить внимание и как при этом не ошибиться?
Знакомое название
Сгущёнка, тушёнка, сметанка… Что может быть странного в привычных с детства продуктах, всё вкусно – и точка.
«Нередко название товара используют в маркетинговых целях, и оно не всегда отражает его состав. Названия могут быть любыми, их цель – привлечь как можно больше покупателей, поэтому очень важно не путать его с наименованием. Последнее обязательно есть на этикетке согласно техническим регламентам», – предупреждает Алия Малахова.
Примеров, когда покупатель путает название товара с его наименованием, множество. Посмотрите, сколько на магазинных полках баночек со знакомой с детства надписью «Тушёнка», так и хочется скорее положить их в корзину.
Но у них мясорастительное содержимое, и к тушёной говядине или свинине они имеют далёкое отношение. На этикетке с настоящей тушёнкой написано «Говядина тушёная» или «Свинина тушёная».
Аналогичный подвох поджидает покупателя у полки со сгущённым молоком. Как не вспомнить вкус детства при виде баночки с надписью «Сгущёнка». Но напрасно: того самого вкуса не будет.
«Правильное название – «Молоко сгущённое цельное с сахаром», в его составе только молоко и сахар. А банки с надписью «Сгущёнка» являются молокосодержащими консервами», – предупреждает Алия Малахова.
Подобное несоответствие названия товара его составу замечали многие, в продаже даже есть спред под названием «Масло». На полках стоят упаковки «Сметанка», «Сметановна», «Домашняя», которые никакого отношения к настоящей сметане не имеют, а являются молочным продуктом с соей и растительными жирами. Нужно, утверждает технолог, чтобы в наименовании продукта стояло слово «сметана».
«Классические домашние котлеты» могут оказаться мясосодержащим продуктом, где мяса всего 20–40 процентов.
Загустители и эмульгаторы
Любой продукт состоит из основных и дополнительных ингредиентов, среди которых есть относительно вредные. Чего в составе продуктов нужно опасаться?
«Это трансжиры. На этикетке мы можем встретить их под названиями: растительный, кондитерский, кулинарный, гидрогенизированные или частично гидрогенизированные жиры, маргарин, стеарин», – подсказывает технолог.
Всемирная организация здравоохранения считает, что трансжирам не место в рационе, так как они повышают риск развития атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.
Многие покупатели, увидев длинный список дополнительных ингредиентов, откладывают товар в сторону, считая его опасным.
«На самом деле дополнительные компоненты безвредны. Например, многие с недоверием относятся к эмульгаторам, а это вещества, которые не дают продукту расслаиваться. Стабилизаторы поддерживают однородную структуру продукта, например майонеза или джема, – говорит Алия Малахова. – Загустители делают продукт вязким, обычно это крахмал, желатин. Консерванты мешают микроорганизмам развиваться, самые популярные – соль и сахар».
Буква Е говорит, что вещество было проверено на качество и безопасность, поэтому не стоит из‑за большого количества составляющих, помеченных этой буквой, отказываться от продукта.
Био или эко
Во времена всеобщего увлечения полезным питанием продукты с надписями «фермерское», «органик», «эко», «био» пользуются особым спросом у всех, кто ведёт здоровый образ жизни и заботится о своих близких.
Но насколько заслуженно такое к ним отношение?
«Пометка «эко» означает, что при производстве данного продукта было нанесено меньше вреда экологии, чем при производстве аналогичного в другом месте. Здесь может подразумеваться что угодно: экономия воды, очистка её перед сбросом и многие иные технологические тонкости», – объясняет Алия Малахова.
Пометка «органик» говорит об отсутствии пестицидов, стимуляторов роста, антибиотиков. «Фермерское» прямо указывает, что продукция произведена крестьянским фермерским хозяйством.
«Но это не даёт гарантии, что фермеры не использовали пестициды и стимуляторы роста, – предупреждает технолог. – Термин «фермерский продукт» ГОСТом не регламентирован, каждый сам решает, что для него эта надпись значит и стоит ли безоговорочно надеяться на качество».
Иногда на магазинных полках встречаются упаковки яиц с надписью «яркий желток», что, конечно, ассоциируется с домашними курами, живущими на воле. Предполагается, что у фабричных кур, клюющих комбикорм, он светло-жёлтый.
«Некоторые производители специально вводят в рацион кур добавки, окрашивающие желток в ярко-жёлтый цвет. И, надеясь на качественное яйцо, вы порой выбираете дополнительную «химию», – объясняет специалист.
Надписи «био», «с пробиотиками» говорят о том, что в продукте есть пробиотические организмы, но это совсем не означает, что он самый полезный. Чтобы оказать организму реальную помощь, пробиотики должны пройти кислую среду желудка и размножиться в кишечнике. Насколько это реально, производитель не сообщает. Кроме того, присутствие пробиотиков не всегда говорит о качестве: в составе продуктов может быть много сахара или вредных жиров.
Без ГМО
Современные маркетологи, работающие над продвижением товара, отлично знают болевые точки покупателей и постоянно их используют. Кажется, что может быть особенного в подсолнечном масле, но как не выбрать бутылку, на которой написано, что в нём содержится витамин Е, отсутствует запах, холестерин, консерванты и оно прошло фильтрацию серебром?
«Витамин Е заслуженно считается витамином молодости и красоты, на что и делают ставку маркетологи. Но он содержится в любом растительном масле, так же как и витамины А, D, F, – говорит технолог. – Для специалистов смешной кажется надпись «без консервантов и красителей», ведь их в состав масла добавить невозможно: они просто не смешиваются».
Ничего не значит и надпись «без запаха», ведь любое дезодорированное масло проходит несколько степеней очистки, что полностью избавляет его от запаха и вкуса.
Не обходят стороной маркетологи и обычную поваренную соль, расписывая её как продукт без ГМО. Соль, у которой просто нет генов и которая состоит из кристаллов хлорида натрия, при всём желании генетически модифицировать нельзя. Также нелепо смотрятся на упаковке соли надписи «фито» и «с витаминами». Но и они находят своего покупателя.
Доверяем мы и отечественным макаронам, на которых крупными буквами написано, что изготовлены они из твёрдых сортов пшеницы. Но кто обращает внимание на буквы А, Б, В рядом? А макаронами, сделанными действительно из твёрдой пшеницы, считаются только макароны группы А, все остальные – с примесью муки мягких сортов либо хлебопекарной.
«Так что изучать этикетки при каждом походе в магазин сегодня просто необходимо. А лучше однажды выбрать продукты с нужным составом и подходящей ценой и сэкономить себе время», – советует технолог.
Елена Мирошниченко