Как обеспечивают продовольственную и эпизоотическую безопасность в Белгородской области
Накануне Дня ветеринарного работника «БелПресса» побывала в Белгородской испытательной лаборатории
-
Статья
-
Статья
Испытательную лабораторию образовали на основе Белгородской межобластной ветеринарной лаборатории, которая год назад вошла в состав Федерального центра охраны здоровья животных (ВНИИЗЖ).
Новые возможности
«У нас на вооружении современное высокотехнологичное оборудование, позволяющее проводить тысячи сложных лабораторных исследований по всем направлениям сельхоздеятельности. Коллектив лаборатории – чуть более 250 сотрудников. После того как присоединились к ВНИИЗЖ, появились новые направления и новые возможности. Если в нашем арсенале нет какого‑либо метода (хотя это скорее исключение), образец можем отправить на исследование в любое учреждение нашего института. Теперь клиентам не надо обращаться в другие регионы», – рассказала директор Белгородского филиала Центра охраны здоровья животных Ольга Заховайко.
Сейчас строится семиэтажный корпус лаборатории площадью 7,5 тыс. кв. м. Это позволит создать новые рабочие места и приобрести дополнительное оборудование, что сократит время проведения исследований. К слову, за 2022 год их провели более 1,5 млн.
«Мы диагностируем заболевания зверей, птиц, рыб, пчёл, проводим фитосанитарный контроль и исследования семян, почвы, органических удобрений. Основная нагрузка – это исследования пищевой продукции. Объём работ большой. Проверяем всю сельхозпродукцию растительного и животного происхождения», – рассказала руководитель Белгородской испытательной лаборатории Виктория Невзорова.
Не допустить распространения
20 августа ввели карантин по сибирской язве в воронежском селе Красные Холмы. Очаг инфекции выявили в личном подсобном хозяйстве. Мужчина забил на мясо заражённую тёлку. Животное вовремя не вакцинировали, убой провели с нарушением законодательства. В итоге заражённое мясо без документов попало на рынок. К счастью, сотрудники правоохранительных органов сумели вовремя его найти и сжечь, предварительно проведя исследование в белгородской лаборатории.
«Нас по праву называют отделом быстрого реагирования, – рассказала руководитель отдела молекулярных исследований Наталья Добрунова. – При подозрении на особо опасные заболевания пробы в первую очередь поступают к нам. Занимаемся диагностикой болезней животных и птиц, обнаружением ГМО растительного происхождения и идентификацией сырьевого состава (фальсификациями). Основные заболевания, которые исследуем, – это африканская чума свиней, высокопатогенный грипп птиц, сейчас начали поступать пробы на сибирскую язву. Небольшой фрагмент генома многократно увеличиваем в пробирке и за счёт него идентифицируем организм».
ПЦР-исследования очень быстрые, их проводят за 4–6 часов. Но для подтверждения результатов понадобится ещё и бактериологическое исследование.
Заместитель завотдела диагностики бактериальных болезней, пищевой микробиологии и приготовления питательных сред Татьяна Теплова показывает на экране монитора фотографии сибирской язвы:
«Возбудителем является микроорганизм bacillus anthracis. Это факультативный анаэроб, в основном почвенный микроорганизм. В пробах, полученных из органов и тканей заболевших животных, мы видим вот такие палочки из двух-трёх сегментов с обрубленными концами и окружённые розовой капсулой. При культивировании на питательных средах цепочки удлиняются, образуются споры. Сибирская язва существует в трёх видах: бескапсульная, капсульная формы и спора – самый устойчивый вид, который сохраняется даже в вечной мерзлоте. Убивает её только 30 минут кипячения».
Сибирской язвой чаще заболевает крупный и мелкий рогатый скот. Человек заражается при контакте с ними. Надёжная защита как для животных, так и для людей, взаимодействующих с ними, – ежегодная вакцинация.
После вспышки инфекции в Воронежской области в нашем регионе приняли все меры, чтобы не допустить распространения сибирской язвы. Усилили и профилактические мероприятия.
«Во время подомного обхода выясняем, есть ли незарегистрированные животные. В Белгородской области ситуация стабильна, в Воронежской такие случаи выявляют. Теперь люди, напуганные вспышкой, сами приходят, говорят, что есть скот и они хотят его зарегистрировать. Проходим и рынки. Смотрим, какое мясо попало туда официально, а какое зашло без документов», – рассказала врио руководителя Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Татьяна Аушева.
Она посоветовала всем белгородцам соблюдать меры предосторожности:
«Если вы покупаете мясную продукцию, спросите документ. Посмотрите, есть ли на мясе клеймо медсанэкспертизы. Желательно не только мыть, но и обрабатывать доску после разделки мясной продукции специальными средствами. Для мяса использовать отдельный нож».
Радиационный контроль
В химико-токсикологическом отделе нас встретил заместитель заведующего Павел Карагодин, который работает в радиологии более 40 лет.
«Есть радиоактивные вещества природного и техногенного характера. Нас интересует содержание цезия-137 и стронция-90. Исследуем воду на суммарную альфа- и бета-активность, пищевые продукты, корма, органические удобрения. Нашу лабораторию первой в России аккредитовали по системам качества. Для этого мы проходили стажировки в Европе, а российские коллеги потом приезжали учиться у нас», – сообщил Карагодин.
Материал для исследований приходит со всей России. Недавно привезли сахарную свёклу из Орла и Тамбова. Её трут на тёрке и режут. Часть отправляют исследовать на содержание цезия-137, а часть сжигают – так проходит исследование на количество стронция-90.
«Перед внесением на поля проверяем и органические удобрения. Проба находится в сосуде Маринелли. Обратите внимание, что все детекторы в свинцовой защите. Мы прячем пробу от того, что может повлиять на результат исследования: космическое излучение, излучение от строительных материалов и другие факторы. Перед каждым измерением калибруем оборудование радиоактивным источником», – подчеркнул специалист.
По его словам, отклонения от нормы при исследованиях встречают редко. Находили их в пробах, привезённых из других регионов.
Сохранить ветеринарный рынок
В планах белгородского филиала – получить аккредитацию китайских методик для проведения микробиологических и химических исследований пищевой продукции, предназначенной для экспорта в КНР.
Ещё одна важная задача – сохранить стабильность ветеринарной отрасли в условиях санкций. В 2022 году из‑за сокращения поставок импортными компаниями на российском рынке возник дефицит вакцин для животных. Специалисты ВНИИЗЖ приступили к разработке отечественных препаратов, чтобы не зависеть от импорта.
За прошлый год Федеральный центр охраны здоровья животных произвёл и зарегистрировал 6 вакцин, которые защищают от парагриппа-3, инфекционного ринотрахеита, вирусной диареи, пастереллёза КРС, бешенства диких плотоядных животных, инфекционного ринита кур, гриппа птиц, классической чумы свиней, ньюкаслской болезни, инфекционного бронхита кур, синдрома снижения яйценоскости-76 и метапневмовирусной инфекции птиц.
«Вакцины, которые появились в арсенале, уже используют сельхозпроизводители», – отметила Ольга Заховайко.
Анна Черкашина