Как белгородские пенсионерки занимаются скандинавской ходьбой
Корреспондент журнала «Спортивная смена» познакомилась с членами клуба скандинавской ходьбы «Северный пилигрим»
-
Статья
-
Статья
Клуб открыли три года назад в посёлке Северном Белгородского района. Туда записались женщины старше 50 лет. За это время они избавились от проблем со здоровьем и сдали нормативы ГТО на золото.
Норвежский опыт
«Я сначала тоже крутила пальцем у виска, когда увидела, как какие‑то женщины ходят по парку с палками», – Лариса Сухорукова держит в руках собственные палки для ходьбы.
Она помогает мужу Валерию вести кружок «Северный пилигрим».
Супруги – фанаты скандинавской ходьбы. Когда‑то эта методика помогла обоим улучшить здоровье.
«Шесть лет назад у меня развилась вторая стадия остеоартроза. Я вставала, опираясь на спинку кресла, с трудом выходила из транспорта. Думала, придётся делать операцию на суставах, – рассказывает Сухорукова. – Тогда я и заинтересовалась ходьбой. Нашла платного инструктора, купила палки, начала ходить. А потом получила сертификат инструктора в Русской школе скандинавской ходьбы в Санкт-Петербурге».
Валерий взял палки в руки, как только врачи поставили ему сахарный диабет. Но с техникой ходьбы познакомился ещё 30 лет назад. После выпуска из Челябинского пединститута он стал тренером сборной СССР, а затем России по санному спорту. В 1990-е он со спортсменами поехал на тренировочные сборы в Норвегию и впервые увидел, как ходят с палками.
«Так реабилитировали лыжников, саночников, хоккеистов, конькобежцев. И спортсмены восстанавливались намного быстрее! Пока мы там жили, обучился ходьбе у местных тренеров. Но даже не думал, что мне это всерьёз пригодится».
В 2017 году в Северном построили ФОК. Сухорукова тогда назначили директором комплекса (сейчас Валерий на должности тренера), и он ввёл занятия по скандинавской ходьбе. Первые группы набирали сами: расклеивали объявления, говорили с людьми на улицах, те приглашали друзей и родственников. Некоторым участникам клуба заняться спортом предложили их дети. А чтобы родители не смогли отвертеться, подарили им палки для ходьбы.
«У меня внучка в ФОКе занимается. Я её приводила и ждала два часа. У дежурных спрашиваю: «А для бабушек есть что‑нибудь?» Так и записалась на скандинавскую, – вспоминает Ирина Битюкова. – Людей сначала было немного, и я подружек позвала».
Сейчас в группе 30 женщин в возрасте от 50 до 78 лет. Все уже занимаются по два-три года.
«Они не просто ходят с палками, а выполняют комплекс упражнений. После ходьбы у нас гимнастический или тренажёрный зал. Раз в неделю – бассейн для расслабления. Люди же сюда пришли здоровье поправить. А это значит, что сначала нужно нарастить мышечную массу, укрепить связки, чтобы не было вывихов. И только потом учить ходьбе, – объясняет Сухоруков. – Недавно я включил в комплекс дыхательную гимнастику. По моим расчётам, она может увеличить вентиляцию лёгких на 30 % и снизить риск заражения коронавирусом».
Во время пандемии пенсионерки продолжают тренироваться. На самоизоляцию ушли единицы – дети заставили.
«А лыжи где забыли?»
В группе все далеки от стереотипного образа бабушки с платком и в длинной юбке. Пенсионерки придерживаются спортивного стиля: рюкзак, кроссовки, толстовка, фитнес-браслет. У таких с внуками находится больше общего.
«Эту вещь сын-спортсмен подогнал», – говорит Галина Карпюк, которая занимается в модной красной повязке.
В школьные годы она тоже ходила с палками, только лыжными.
«Нас часто спрашивают: «А лыжи где забыли?» Из‑за этого в первый раз было не по себе идти», – вспоминает Надежда Каткова.
Несмотря на некоторое сходство с зимним видом спорта, Карпюк училась скандинавской ходьбе с нуля. В отличие от лыжных палок, у скандинавских кончик скошенный, и их ставят на землю под сильным наклоном. Техника тоже иная: параллельно правой ноге идёт левая рука и наоборот – как при обычной ходьбе.
Опытные бабушки шагают друг за другом, не сбиваются. Я же кое‑как тащусь позади.
«Не правая-правая, а правая-левая! Шагнула вперёд, палку наклонила и оставила позади», – подсказывает тренер.
Постепенно набираю темп и начинаю идти правильно.
«Вы можете проштрудировать всю информацию в интернете, но без тренера не получится, – утверждает Валерий. – Нужно знать основы физвоспитания: как рука должна работать, как нога. Теория одна для всех, но потом идёт узкая специализация. Вот мы иногда ходим в Разумном – там тоже с палками занимаются, но делают неправильно. Люди подходят, просят: «Научите нас».
Участницы клуба занимаются под присмотром тренера три дня в неделю. Они гуляют по утрам, на свежем воздухе в лесу.
«А там рядом кладбище. Ходим вдоль него. А где? По дороге нельзя, в зале места нет. У нас было на стадионе резиновое покрытие, но его сняли и асфальт постелили», – сокрушаются женщины.
Они не расстаются с палками ни на день. Если тренировок нет, группируются сами, ходят до магазина или на работу. Пробираются с ними сквозь сугробы в двадцатиградусный мороз.
«По снегу вообще в кайф», – кивает спортсменка в красной повязке.
Порхай, как бабочка
В гимнастическом зале женщины достали коврики для фитнеса, расселись в шахматном порядке – и тут началось… Я не уступала старшим в скручиваниях и даже села на полушпагатик, но когда пришло время поднять противоположные руку и ногу, стоя на четвереньках, в колене хрустнуло. Моя недоласточка не взлетела, а шлёпнулась на мат.
Тем временем пенсионерки уверенно тянули носочки и энергично выполняли упражнения из аэробики и йоги. Планка подкосила мои дрожащие руки почти сразу после команды «начали», а женщины простояли около минуты. Кому здесь 20 лет, а кому 60?
«Переворачиваемся на спинку, – сказала Лариса, и по залу пронеслось облегчённое «фух», которое быстро сменилось разочарованным «эх». – Качаем пресс».
С горящим прессом и последними силами тянем носочки у станка, как балерины. Филонщиков тренер пресекает сразу: прикрикнет командным голосом, подойдёт поправит «как надо», отчего терпимое упражнение станет болезненным.
«Когда начинают заниматься, жалуются, что больно. А всё через боль! Так мышцы начинают работать. На второй-третий месяц пройдёт, – обнадёживает Валерий. – Зато сейчас они как бабочки порхают!»
С каждым упражнением тренировка всё больше напоминает урок физкультуры. Вы бы видели, с какой детской радостью бабушки скачут и перекатываются на фитболах! Мне же больше понравилось лежать во время перерывов.
«Мама, я за тобой не успеваю»
Переболев, мышцы укрепляются, а тело оздоравливается.
«Мы теперь неувядаемые», – говорят о себе любители скандинавской ходьбы.
Валерий Сухоруков рассказывает.
«Ходьба помогает при остеохондрозе, нормализует давление, ритмы сердца, разрабатывает тазобедренные суставы, укрепляет мышечный корсет позвоночника. Я нормализовал себе сахар. И большинство из нас тоже. Мне 70 лет, иногда давление подскакивает. Но пройду 2 км в определённом ритме – и оно восстанавливается».
Светлана Лисевич избавилась от одышки и похудела.
«С дочерью гуляли, она говорит: «Мама, куда ты бежишь? Я за тобой не успеваю».
В 66 лет Надежда Каткова помогает своим детям строить дом: носит кирпичи, штукатурит, шпаклюет.
«А на огороде как работаем! – смеются женщины. – Позитивнее стали, больше улыбаемся. Болеть нельзя – медицина нам не поможет».
В 2018 году воспитанницы Сухорукова официально закрепили результаты физподготовки: сдали нормативы ГТО. Хотя сначала пенсионерки отнеслись к идее скептически: «Где мы и где ГТО!» Но Валерий привык работать на результат: полгода подготовки – и вчерашние домоседки получили 20 золотых и 2 серебряных значка.
«Человек должен этапы проходить, как в спорте: от первенства города до Олимпиады. Нужно ставить какие‑то цели и задачи, а то стимул пропадёт и народ бросать будет. В норму себя привели, а дальше что? Вот у нас следующим этапом стали нормативы», – говорит тренер.
Это социум
За годы тренировок пенсионерки набрались опыта и в теории могли бы заниматься сами, но они, как прежде, бегут на занятия в ФОК.
«Я раньше с внуками сидела. На огороде позанималась, пришла и пять-шесть часов лежу, телевизор смотрю, – признаётся Лидия Алексеева. – Телефон кружка дочь дала: «Иди, говорит, там подруги могут быть». И невролог мне как раз прописал зарядку. Не буду же я её одна делать? Здесь, с людьми, легче, дома так серьёзно заниматься не будешь. У меня был остеохондроз позвоночника, а сейчас поясница не беспокоит».
Скандинавская ходьба помогла многим найти круг общения, ведь почти все женщины приехали в Северный из других городов.
«Тут весь бывший Советский Союз», – замечает Галина Карпюк.
Надежда Каткова, как и большинство участниц клуба, после переезда не сразу обзавелась знакомыми:
«Я ничего здесь не знала, всего боялась. И первая зима здесь для меня была ужасная – сидела дома и тосковала».
За несколько лет коллектив сплотился: женщины вместе ходят на концерты и в театр, устраивают себе новогодние корпоративы и экскурсии по Белгородскому району.
«Нашим только свистни! Люди для себя столько новых мест открыли… Это уже социум. Надеемся, вы тоже начнёте ходить», – зазывает Лариса Сухорукова.
Как показывает практика, абонемент в тренажёрный зал и друзья, подсевшие на ЗОЖ, не всегда могут замотивировать человека, если у того нет нужды в спорте. А бабушки могут. Поэтому себе отвечаю честно: «Обязательно, когда‑нибудь… на пенсии».
Валерия Солошенко