Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 сентября 2022,  15:15

Сердце в профессии. Как работает скорая помощь в Красногвардейском районе

О своих трудовых буднях медики рассказали «Белгородским известиям»

Сердце в профессии. Как работает скорая помощь в Красногвардейском районеВасилий Пищальченко (слева) и Игорь Хаустов (справа) знают, что люди нуждаются в их помощиФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

На станции скорой помощи в Бирюче работают 10 фельдшеров и 5 водителей. Несколько лет назад подразделение официально назвали «Красногвардейский пост», но сельские жители по‑прежнему говорят «наша бирючанская скорая».

В сутки на дежурство выходят две бригады, которые обслуживают часть Красногвардейского района: город Бирюч, в котором чуть более 8,5 тыс. жителей, и 15 сёл и хуторов. Работают они посменно, по 12 часов ‒ с 8:00 до 20:00. В бригаде два фельдшера и водитель скорой.

Знакомимся с медперсоналом. Игорь Хаустов работает в скорой 27 лет, Василий Пищальченко – 33 года. Почти весь их рабочий стаж связан с Бирючанской станцией, которая относится к Алексеевской подстанции, а вся структура входит в состав станции скорой помощи в областном центре. Организационные вопросы помогает удалённо решать медсестра Ирина Старова. Именно она при необходимости обсуждает особые ситуации с руководством подразделения в Алексеевке.

Оснащение и транспорт

В оптимизации медицины в нашей области много положительных моментов.

Звонок в скорую переадресовывается на планшет. Фельдшер выездной бригады, принимая его, сразу составляет электронную карту: записывает имя и фамилию больного, его личные данные, симптомы заболевания. Две-три минуты на сборы ‒ и автомобиль выезжает. Дальше всё зависит от расстояния: до ближнего села – 3 км, до самого дальнего ‒ 45.

 

 

Во время нашей беседы бригада приняла вызов. Выезжаем в село Засосна – самый ближний населённый пункт.

«Пожилая женщина 77 лет выпала из инвалидной коляски. Сын положил её на кровать, через какое‑то время разболелось бедро, сейчас нужно удостовериться, нет ли перелома», ‒ говорит Игорь Хаустов.

Пока следуем по заданному адресу, он рассказывает об оснащении автомобиля скорой помощи. В комплект входят кардиограф, специальные носилки, прибор искусственной вентиляции лёгких, иммобилизационные вкладки, реанимационная укладка, кислородный баллон и ещё много приспособлений, необходимых для оказания медицинской помощи.

В маленьком домике села Засосна нас уже ждут. Василий Николаевич Пищальченко вносит в электронную карту информацию о состоянии женщины. Игорь Михайлович после осмотра диагностирует: перелома нет, есть ушиб, поэтому необходимо сделать обезболивающий укол.

Пока фельдшеры заканчивают свою работу, беседуем с водителем. Александр Баланов за рулём скорой два года.

«Областной парк у нас новый, самым старшим машинам три года. Мы свой автомобиль получили два месяца назад. Транспорт идеальный. Раньше нужен был реанимобиль, сейчас спецмашины хорошо укомплектованы. Для фельдшеров и пациентов созданы все условия. Установлен климат-контроль, который поддерживает комфортную температуру и влажность в автомобиле. Для меня как водителя важно, что весь автопарк обслуживается в областном центре. Туда передаём машину на ремонт, там проходим техобслуживание. Если необходимо пациента отвезти в Белгород или другой город, двигаемся с включёнными спецсигналами. До февраля 2022 года в тяжёлых случаях можно было транспортировать больного вертолётом», – рассказывает Александр.

 

 

«На водителя ложится дополнительная нагрузка: важно не нарушить время норматива приезда скорой, – добавляет Игорь Хаустов. ‒ Нужно уложиться в 20 минут и прибыть вовремя. Был у нас случай, когда в дальнюю точку летели со скоростью до 140 км/час, я так в жизни не ездил. Этот момент – успеть вовремя ‒ очень напрягает, водитель старается. Практически ни разу не опаздывали».

Ваш выезд важен для нас

Предугадать, как сложится дежурство скорой помощи, невозможно. Зимой – сезонные травмы, весной и осенью начинаются простуды, много температурящих, ДТП, которые случаются независимо от погоды. Вечные проблемы ‒ это головная боль, аллергии разного характера, гипертоническая болезнь, ангина. Частота вызовов разная, летом бывает 6–8 за смену, зимой – до 15.

«Самыми тяжёлыми были два пандемийных года. Поступали жалобы на одышку, нехватку кислорода, надо было все случаи диагностировать, ОРВИ это или ковид, при этом разделять пациентов и соблюдать правила предосторожности. Мы надевали одноразовые медицинские костюмы, которые защищали нас и окружающих. Но работать в них очень сложно. Несмотря на защиту, мы оба переболели ковидом, мой коллега лежал в больнице, я находился дома в строгой изоляции. Сейчас эпидемия идёт на спад, но пока ещё окончательно не закончилась», ‒ делится Игорь Михайлович.

Задача фельдшера скорой – оперативно оказать первую помощь, а затем, если требуется госпитализация пациента, довезти его до больницы в Белгороде, Старом Осколе или Чернянке. Направление зависит от схемы маршрутизации, в которой указано, куда и с каким заболеванием везти. Этим занимается диспетчер, который и задаёт дальнейшее направление.

«Главное ‒ быстро и без препятствий преодолеть расстояние. Как‑то транспортировали роженицу, много­детную маму, от села Казацкого до Алексеевки. Очень быстро ехали, до родзала с каталкой бежали. Только акушер её принял, наша бригада ещё уехать не успела, ‒ и через пять минут ребёнок закричал. Волновались все, потому что была зима, на улице –20. Очень торопились, успели», – вспоминает Игорь Хаустов.

После одного трагичного случая осадок на всю жизнь остался. Поступил звонок, человек сообщил, что утонул пятилетний ребёнок. Это была удалённая от города деревня Черменёвка. Ехали туда очень быстро, но, когда прибыли, оказалось, что ребёнок утонул четыре часа назад. Его уже нашли водолазы, нам осталось только констатировать смерть. В суматохе обстоятельства происшествия никто не объяснил.

Как там на селе?

На вопрос, были ли случаи непонимания, конфликты между родственниками пациента и их бригадой скорой помощи, Игорь Хаустов и Василий Пищальченко снисходительно улыбаются. И понятно почему: перед нами стоят двое крепких мужчин.

«Нас обидеть трудно: глядя на внешний вид, хулиганы не будут создавать потасовку. Может, изящных сотрудниц небольшого роста и страшно отпускать на вызовы, а за нас не надо волноваться», – резюмирует один из фельдшеров.

 

 

Игорь Хаустов считает, что люди на селе совсем другие, нежели в городе, ‒ уважают медработников, относятся к профессии с пониманием. Даже если допускают какие‑то грубости в общении, потом встречают и извиняются.

«Многие нас очень хорошо знают. За 27 лет в некоторых семьях я был по нескольку раз, даже собаки при встрече у калитки хвостом виляют, узнают», – замечает Игорь Михайлович.

Буйные пациенты, психически неуравновешенные, понимают, что не смогут на нас напасть. В экстренных случаях, если нужна полиция, родственники сами её вызывают.

«Но бывают ситуации, когда мы чувствуем себя не в своей тарелке. И это не из‑за родственников или пациентов. Например, когда доставляем человека в реанимацию, вокруг должна быть стерильность, а у нас грязная обувь: несли пациента по грунтовой дороге в деревне, оставляем грязь в больнице. Хорошо, что коллеги нас понимают», ‒ объясняет Игорь Михайлович.

 

Универсальные медики

С 2019 года в связи с оптимизацией на вызовы перестали выезжать врачи. Два фельд­шера оказывают помощь и детям, и взрос­лым, и людям пожилого возраста. Если нужна дополнительная консультация, например, у пациента инсульт, инфаркт, здесь не фельдшер ставит диагноз, а врач по прямой видеосвязи. Но это бывает редко.

Помогает сейчас и современная техника. Теперь в автомобиле скорой на один прибор стало больше. Вместе с привычным чемоданчиком с медпрепаратами фельдшеры берут с собой к пациенту и портативный электрокардиограф. Прибор за считаные секунды делает кардиограмму, при необходимости фельдшер отправляет данные кардиологу, а затем принимают решение о дальнейшем лечении или госпитализации.

Сейчас много говорят об эмоциональном выгорании медицинских работников. Интересно, а хотелось ли героям нашей статьи когда‑нибудь расстаться с работой фельдшера? На это Игорь Хаустов отвечает:

«Никогда не поменял бы свою профессию. Пройдя по этому пути, бросить его уже не можешь. Даже когда нахожусь в отпуске, одну недельку отдыхаю, а на второй скучаю. Вспоминаю о работе, коллегах».

«Куда уже пойдёшь работать, сердцем прирос к этой профессии. Хотя есть у меня обида на наше законодательство. Жаль, что стаж работы фельдшером-диспетчером мне не засчитали в специальный медицинский стаж, его у меня больше 30 лет», – отмечает Василий Пищальченко.

После этих слов понимаешь: есть те, кто временем проверен на верность профессии, кто любит свою работу несмотря ни на что и кто находится в автомобиле скорой помощи потому, что он нужен людям.

Елена Ховхун

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×