«Жить каждым днём». Как психолог помогает тяжелобольным настроиться на позитив
Об этом «Белгородской правде» рассказал психолог областного онкодиспансера Андрей Черкашин
-
Статья
-
Статья
Онкология – диагноз, который приводит в ступор. Это болезнь, быть заранее готовым к которой невозможно. Вот почему онкологическому больному без профессиональной помощи психолога обычно не обойтись.
С наскока нельзя
«Когда я прихожу в палату к пациентам, то первым делом представляюсь, – рассказывает Андрей Черкашин. – И разговор завожу с вещей несущественных: это располагает людей. И тогда я слово за слово узнаю об их тревогах, переживаниях».
Андрей Валерьевич вспоминает одного из первых своих подопечных. Психолога вызвали в химиотерапевтическое отделение. Объяснили: больной, у которого нужно взять кровь на анализ, «довёл медсестру до слёз». В палате Черкашин по своему обыкновению прежде всего представился. А в ответ услышал: «Что? Психолог? Да зачем вы мне нужны? Мне не о чем разговаривать с вами!»
«Я мог бы развернуться и уйти. Не хочет – не надо. Зачем его заставлять?» – признаётся Андрей Валерьевич.
Но Черкашин хорошо понимал: агрессия больного не демонстрация какой‑то личной неприязни к психологу, а своеобразная защитная реакция. И надо пробить эту броню.
«Я беседовал с Николаем Фёдоровичем (как сейчас помню его имя) почти три часа. На все темы. Слушал его внимательно. Порой задавал вопросы. Ещё не один раз приходил, – рассказывает психолог. – Но потом у меня возникли какие‑то срочные дела. Прихожу к Николаю Фёдоровичу дня через три. Он встречает меня как родного. «Где вы были? – спрашивает и в шутку продолжает: – Я вашему руководству жалобу напишу, пусть вам прогул поставят. Я вас ждал!».
Оружие – слово
За агрессией, неприятием, как правило, скрывается страх. А питает страх неизвестность. И первое, что человек перед лицом неизведанного делает, – начинает накручивать себя. Рисовать в своём воображении картины, одну страшнее другой.
В чём задача психолога? Настроить пациента на позитив. Вариантов много. Но из огромной связки ключиков нужно выбрать единственно верный. Одному больному достаточно сказать, что онкология бывает разной. И от многого зависит. У каждого человека протекает по‑особенному.
«Людям в пожилом возрасте тяжелее перенести операцию, – говорит мой собеседник. – У них труднее заживают швы. Но, с другой стороны, болезнь у людей в возрасте развивается не так стремительно, как в более молодом; все процессы, в том числе онкологические, под старость замедляются, притормаживаются».
Это ли не надежда для отчаявшихся? Не зря в кабинете у Черкашина лица людей хоть немного, но светлеют. То, что тяжестью лежало на душе, чуть-чуть отпускает.
Найти островок радости
Но как такой эффект растянуть во времени? И на этот случай психолог знает рецепт:
«Была у меня пациентка, которая никак не могла справиться с душевной болью. И однажды я предложил женщине мысленно представить, как выглядит то, что её гложет. «Возьмите ручку, – сказал я, – и нарисуйте, на что похожа ваша боль. Считаете, что напоминает болото? Такая же противная, как слизь? А есть в этом образе что‑то хорошее? – продолжал я. – Петелька на рисунке похожа на сердечко? Тогда раскрасьте эту петельку в жизнеутверждающий красный цвет. Теперь вырежьте из всего негатива ваш островок радости. И всегда носите с собой». Так пациентка и сделала. Хранила рисунок в кошельке. И когда настроение уходило в ноль – доставала, заставляя себя думать о хорошем. Кому‑то помогает», – говорит Андрей Валерьевич.
Но есть люди, которым сложно себя обмануть. Они понимают, как важно не раскисать, находить в своей жизни точку опоры. Но «правильные» мысли всё равно уступают под напором «неправильных».
«Когда мы начали работать с этой пациенткой, – рассказывает психолог, – я ей сказал: «Вот вы боитесь того, что, на ваш взгляд, будет с вами. Но ответьте мне: что дают вам ваши страшные переживания? Согласитесь, ничего рационального в них нет. А тогда, может, не стоит забивать голову дурными фантазиями? И, возможно, то, чем вы себя накручиваете, вовсе не случится? А если у кого‑то уже случилось, то зачем примерять на себя чужое? С виду мы все одинаковые: голова, руки, ноги… Но чувства, жизненный опыт, реакции у всех разные. Живите одним днём. Решайте проблемы по мере их поступления».
А уж если загадывать что‑то на будущее – то только хорошее. Мечты – с целью лечения – нужно максимально задействовать. И особенно целебной силой обладают, оказывается, краткосрочные цели.
«Пример? – откликается Андрей Черкашин. – Одна моя пациентка очень хотела «хотя бы месяц после операции пожить». «А что такое? Почему месяц?» – спрашиваю её. «Да внуков в школу отдать», – отвечает. А спустя время приходит ко мне на приём с очередной мечтой: «Дожить бы, чтобы внуки школу закончили». Желания держат на плаву. Когда есть цель – нет времени зацикливаться на болезни».
Всякое случается
В жизни – психологу надо верить – всякое случается. Однажды Андрея Валерьевича позвали в палату к мужчине, которому на следующий день предстояла операция по удалению лёгкого.
В палате – разговоры, смех. Ни намёка на уныние. И больной, к которому психолога «для порядка» вызвали, – душа компании. «А чего переживать?» – объяснил пациент своё настроение. И рассказал, что у его отца было такое же заболевание. И после точно такой же операции по удалению лёгкого отец прожил 26 лет. И умер, кстати, не от рака, а от диабета.
Или ещё пример из оптимистических. Как‑то приносят Андрею Валерьевичу медицинскую карточку пациентки. Он хорошо помнил эту больную, в последний раз она передвигалась на коляске. Ноги ей отказывали. А тут прошло полгода. И заходит, можно сказать, бодрым шагом в его кабинет женщина. Можно верить, можно нет… Но факт остаётся фактом.
«Некоторые думают, что психолог – это тот человек, который решит за них все проблемы, – считает важным добавить Андрей Черкашин. – По щелчку пальцев он скажет: «Абракадабра!» – и проблемы исчезнут, как снег под вешним солнцем. Нет. Психолог – это человек, который поможет вам разобраться в ваших мыслях, взглянуть на определённую ситуацию с другой стороны. Есть люди, которые упёрлись в стену и, кроме неё, ничего не видят. А нужно сделать, образно говоря, два шага назад, чтобы отойти от стены. И тогда увидеть решение».
Сила самовнушения
— Андрей Валерьевич, ваш самый любимый совет пациентам?
— Жизнь – это не то, что было (прошло), и не то, что будет (это закрыто). Есть только то, что сейчас. Жить нужно каждым днём. Каждый день уникален, неповторим, такого дня уже не будет. Окружайте себя позитивными мыслями. И не забывайте себя благодарить. Вот сделали повседневную работу – пропылесосили мебель, посуду помыли. Похвалите себя: «Я молодец!» Остановитесь перед зеркалом и скажите своему отражению: «Я самая красивая, самая хорошая». Самовнушение – сильная штука.
— Есть ли психологические предпосылки к развитию онкологии?
— Не на 100 %, но с большой долей вероятности именно психологические причины влияют на развитие болезни. Семья, где постоянны ссоры, работа, из‑за которой человек всё время переживает, – это негативно сказывается на здоровье. Онкология – не тот недуг, когда рядом чихнули, и вы заболели. Онкология зреет годами, откладывается постепенно. И когда иммунитет совсем ослабевает – враг идёт в атаку.
— Надо придерживаться здорового образа жизни?
— Есть правило СТОПа. Расшифрую рекомендации по буквам.
С – это сон. Длительность сна должна составлять не менее 7–8 часов.
Т – труд, который должен быть посильным, но обязательным.
О – это отдых. Сюда можно отнести занятия, которые приносят удовольствие.
П – питание. Не стоит увлекаться экзотическими продуктами, лучше питаться тем, что выращено и произведено в местных условиях, в нашем климате.
Руки опускать – это последнее дело. С горы скатиться легко. На гору подняться тяжелее. Но как бы тяжело ни было, нужно всегда идти вперёд. Всё попробовать. Чтобы потом не жалеть.
Татьяна Соболева