«В контексте вечности». Как в трудные времена сохранить в душе мир
Праздник Весны и Труда встречаем надеждами на мир во всём мире. А он начинается с мира в мыслях и сердцах каждого отдельно взятого человека
-
Статья
-
Статья
Наши собеседники – представители белгородского духовенства.
Благодать и сила
Ещё в марте, в Прощёное воскресенье, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн обращался к прихожанам с такими словами:
«В древности среди монашествующих зародился обычай в Великий пост уходить на подвиги в пустыню и там проводить дни в молитве. Перед тем как выйти из монастыря, братья прощали друг другу все грехи, которые были не высказаны или по немощи человеческой сокрыты. Никто не знал, каким будет окончание поста и вернутся ли братья снова в монастырь, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение. Этот обычай не просто формальность, а имел под собой реальную опасность, подстерегавшую монаха, который мог подвергнуться нападению зверей или лихих людей, быть поражённым болезнью. Поэтому прощение всегда становилось очень искренним, глубоким, оно не терпело никаких условностей или же оставления на потом того, что нужно сказать сегодня. В каком‑то смысле Белгород и всё святое Белогорье оказались сейчас в том же состоянии. И, честно посмотрев друг другу в глаза, мы должны понять, что сегодняшний чин прощения – не формальность, а необходимость, с которой мы столкнулись из‑за агрессивных атак».
Владыка напомнил всем, что сердце христианина не должны пленить ненависть и распри. Напротив, Господь заповедует нам молиться даже за врагов. Такая молитва нужна нам самим, чтобы не погрязнуть во вражде и негативных чувствах. Митрополит отметил, что только если мы освободим пространство нашей души от страсти и порока, там начнёт действовать Бог – он заполнит это место благодатью и силой.
Молитва в окопе
Настоятель Сергиевского казачьего храма Белгорода отец Василий Сергиенко отмечает, что сейчас многие боятся и паникуют, не понимая, что всё, что происходит, – в руках Божьих. И сегодняшние события – это возможность духовного обновления и очищения от грехов.
«Посмотрите на участников СВО, – говорит отец Василий. – Сейчас это уже другие люди. И глаза у них другие. Особенно у тех, кто пережил ужасы войны. «Нигде мы так не молились, как в окопе», – рассказывают воины. И это правда. Конечно, нам сложно понять смерти мирных людей. Господи, дай нам терпения. Так, в боли и скорби пребывала и Божья Матерь, которая смотрела, как её сына распинают, и молилась за весь род человеческий. И Господь сам молился на кресте, говорил: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».
По словам отца Василия, нужно понять, что всё происходит не просто так. Из тяжёлой ситуации мы обязательно выйдем. Но важно не озлобиться, а стать лучше, добрее и спастись для вечной жизни.
«Главное, чтобы у нас не было животного страха. Тот, кто боится Бога и любит Его, знает, что сказано в Священном Писании: «Все власы на главе вашей сочтены». То есть ни один волос не упадёт с головы без промысла Божия. Главное ведь не то, что происходит сейчас, а то, что будет потом. Нам предстоит отвечать перед Господом. Поэтому станем великодушными, молитвенными, духовными и тогда у нас всё будет развиваться в другом ключе. «Претерпевший до конца спасется». Нужно усерднее молиться, поститься, прощать, любить. А тем, кому вверена судьба Отечества (нашим воинам), надо добиваться правды. И правда будет с нами, потому что с нами Господь», – уверен батюшка.
Он советует не суетиться и не переживать, а чаще читать Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Делать это нужно, даже когда мы просыпаемся, завтракаем, ведём автомобиль и занимаемся другими повседневными делами.
Понятие контроля
Ещё несколько советов даёт настоятель храма БелГУ в честь Архангела Гавриила протоиерей Роман Пивнев в телестудии университета. По его словам, испытания, которым подверглась Белгородская область, легче пережить православным христианам:
«Человек, который не верит в Бога, делает себе хуже, – убеждён отец Роман. – Так как осмысление его жизни заключается в простых параметрах –получении удовольствия и комфорта. Гедонистические наслаждения он ставит во главу жизни. И возникает спектр страхов насчёт потери этих удовольствий. А христианин рассматривает жизнь в контексте вечности. Страхи не нивелируются, но в жизни появляется понятие контроля».
По его мнению, нужно не бежать от чувства тревоги, а развивать себя в плане религиозной грамотности:
«Духовно образованный человек знает, что смерть – элемент вечной жизни, мимо которого он не пройдёт. Боитесь ли вы, что наступит весна? Лето тоже всё равно придёт, и как бы ни хотелось остаться в его пространстве, всё равно закончится. Чтобы перестать бояться, надо стать христианином, открыть Евангелие и почитать, задать возникшие вопросы священнику. Каждое воскресенье приходите в храм, подготовьтесь к исповеди и причастию. Христианин не тот, кто не боится ничего, а тот, кто боится обидеть Бога, ближнего, сделать грех. Это правильные страхи. Православные люди понимают, что за пределами жизни земной их жизнь не закончится, а также не закончится ответственность за каждый прожитый день и сделанный поступок».
Анна Черкашина