Депрессия или хандра? Когда необходимо обратиться к психологу
«Белгородская правда» разбиралась в этом с помощью психотерапевта, психиатра, нарколога Михаила Валуйского
-
Статья
-
Статья
Осенью у многих градус настроения начинает снижаться и на первый план выходит мысль: «Ну всё, у меня началась депрессия». Как понять: ежедневная кислая мина в зеркале – это временное недовольство непогодой или уже стабильное состояние, с которым не поборешься с помощью вкусного кофе и просмотра интересных сериалов?
Триада снижения
— Чем хандра отличается от депрессии и как понять, что человек не просто устал на работе, а ему действительно требуется помощь специалиста?
— Основной критерий отличия депрессии от хандры временной. Депрессивное расстройство характеризуется длительными периодами подавленного настроения, утратой интереса к привычной деятельности, к жизни в целом или способности получать от неё удовольствие.
При депрессии человеку плохо минимум полдня и не меньше двух недель подряд. Во‑вторых, депрессия – это триада снижения: снижаются эмоциональные компоненты, эмоции становятся серыми, картонными, не цветными или вообще уходят в отрицательный диапазон, когда не радует ничего.
В триаду также входит и физическое снижение – нет сил, всё время ощущение, что гири висят на руках и ногах, слабость в теле, нарушается мелкая моторика, могут падать чашки, человек промахивается мимо стола, мимо предметов, даже может нарушаться почерк.
Третий пункт – когнитивное снижение, интеллектуальное. Нарушается память, снижается концентрация внимания, тяжело на чём‑то сосредоточиться.
Депрессия – это заболевание всего организма. А хандра – нормальная человеческая реакция на негативный стимул, психическое состояние, которое сопровождается тревогой, печалью, унынием и раздражительностью. В целом оно является естественной реакцией на смену биоритма, поэтому чаще всего такое случается осенью или весной.
Зависит от темперамента
— Все люди разного темперамента переносят хандру?
— Сангвиник – человек, который изначально оптимистичен, активен, у него всегда много сил. В депрессивном состоянии сангвиник не будет понимать, что с ним происходит, он достаточно рационален. Его будет мучить вопрос, почему у него нет сил, поэтому начнутся обвинения: «Я сдался, я плохой муж (отец, жена, мама, дочь)» и так далее по списку.
— И как ему выйти из этого состояния?
— Это не дверь, из него так просто не выйдешь. Должна быть социальная поддержка. Когда есть близкие, тёплые и надёжные отношения, то, наверное, он быстрее выйдет. Но если всё‑таки речь идёт о депрессии, а не о хандре, в любом случае лучше обратиться к врачу.
— Как ведёт себя в депрессивном состоянии импульсивный холерик?
— Холерики во время депрессии находятся в постоянном нервном напряжении, их терзают мысли о том, что они не так что‑то сделали или поступили. У них так называемая тревожная депрессия, где под тревогой кроются тоска, вина и бессмысленность. Есть один момент: если они самостоятельно начинают принимать противотревожные препараты, тревога вроде бы проходит, но потом на первый план снова выходят эти мучительные чувства тоски, бессмысленности и безысходности. Что делать в таком случае? Вы не поверите – обращаться к специалистам.
— Ну а если заняться спортом?
— Спорт – это хорошо, но только не истощающие нагрузки. Надо помнить, что в этот момент организм не способен выносить такие нагрузки, какие были раньше. Чисто на биохимическом уровне. Я бы посоветовал длительные, но не слишком интенсивные нагрузки: выгуливать, к примеру, собаку, минимум полтора-два часа.
— А ведь есть ещё меланхолики, про которых можно сказать, что состояние депрессии у них всегда.
— С ними происходит то, что люди имеют в виду, когда говорят про депрессию. Меланхолический тип депрессии, он так и называется. Это слёзы, бесконечное самобичевание, постоянное чувство вины, своей плохости, неизбежности какого‑то ужасного исхода. Они переносят это состояние тяжелее всего. Это люди, которые могут лечь и две недели просто не вставать с кровати.
— Что же им порекомендовать, ведь они точно не дойдут до врача самостоятельно?
— Вызывать бригаду скорой помощи или врача-психиатра на дом.
— А как же помощь ближнего, разговоры с друзьями или родными, которые скажут: «Возьми себя в руки»?
— Это было бы очень здорово, но именно это – самое плохое, что можно сделать, потому что человек и так пытается взять себя в руки, но не может. Когда ему говорят, что он плохо пытается, это только увеличивает чувство вины и собственного несовершенства.
— Флегматики и в обычном состоянии не слишком активны. А какие они в депрессии?
— Вот у них на первый план выходит именно физическое снижение, они чувствуют постоянное отсутствие сил и начинают искать у себя какое‑нибудь хроническое заболевание.
Поведенческая активация
— Есть ли какой‑то универсальный метод борьбы с хандрой и депрессией? И обязательно ли в случае депрессии обращаться к специалистам?
— Универсального нет. Лучшая профилактика хандры – тёплые, доверительные, близкие, нежные отношения, любовь и забота о себе. И поведенческая активация – вид психологической терапии, который побуждает человека развивать значимую для него деятельность или возвращаться к ней. Помощь будет заключаться в понимании. Это вообще классная штука: «Я понимаю, что тебе действительно плохо. Я даю тебе на это право. Давай посмотрим, как я могу тебе помочь?» Но с депрессией – да, только обращаться к специалисту.
— Что вы посоветуете, чтобы обычная осенняя хандра не перешла в депрессию?
— Добро, активность, человеколюбие, взаимопонимание, витамины, гигиена сна и нормализация режима труда, отдыха и питания. Это действительно важно.
Беседовала Елена Ржевская