«Мне нравится физика!». Почему корочанские школьники с радостью занимаются в энергокружке
В Белгородской области кружок открыт в Корочанской школе им. Д. Кромского
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Электричество – это энергия, питающая современную цивилизацию. Можно сказать: кто ею владеет, тот владеет миром. Электричество – это сети, подстанции и прочий комплекс оборудования. Наконец, разумеется, это наука – физика, знание которой помогает успешно работать и совершать открытия. На базе этих аксиом компания «Россети Центр» организовала в школах 20 регионов России 22 энергокружка. Проект объединил 360 школьников разных возрастов.
Основные понятия
Учитель физики Виктор Мамонтов – педагог с 45-летним стажем. Из тех, кто увлечён своей профессией, работой с детьми. И ученики это ценят, чувствуют. Собрать 15 человек из 7–11 классов четырёх школ Корочанского района (из Корочи, Погореловки и Бехтеевки) для внеурочных занятий в энергокружке ему было нетрудно.
Кирилл Демченко, его тёзка – Кирилл Лозинский и Арсений Костюков рассказывают, что привело их в энергокружок:
«Мне физику надо будет сдавать».
«Мне нравится физика сама по себе».
«Очень нравится физика, вообще интересуюсь этим предметом».
Ребята дружно признаются в намерении поступить в соответствующие вузы. В какие именно – пока сказать затрудняются. Но определиться с этим – вопрос времени.
А вот их одноклассник Александр Трескин уже определился:
«Буду поступать на энергетика в вуз в городе Иваново. Почему именно туда? Это недалеко от моей родины, я родом из Череповца. Жизнь – это энергия, и я хочу идти в этом направлении».
Кабинет физики постепенно заполняется школьниками. Виктор Иванович начинает занятие. Оно представляет собой институтскую пару – два урока по 45 минут, с перерывом. По сути, это углублённые уроки физики. Тема занятий в этот раз – динамика. Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, основные понятия: скорость, ускорение, пройденный путь.
Доска заполняется формулами. В школе имени Кромского ученикам повезло: они застали старую добрую доску и мел. Хотя в классе есть и все атрибуты современной школы: компьютеры, проектор с экраном. Виктор Мамонтов приобрёл программное обеспечение для прохождения тестов по физике. Из‑за парт школьники пересаживаются за компьютеры. Не за горами – оснащение кабинета физики дополнительным специальным оборудованием для кружка. Также организаторы проекта готовы обеспечить оздоровительный летний отдых учащихся.
Теория и практика
«В течение всех 45 лет моей работы я наблюдал картину угасания нашего образования, – рассуждает Виктор Иванович. – Кто виноват – это вне моих компетенций, но я вижу, что нужно делать, чтобы не потерять технический потенциал наших людей. Надо было не рвать связь с советской системой образования, потому что там давались в комплексе и теория, и практика».
Опытный педагог убеждён: сейчас в стране нехватка именно технических специалистов. Но чтобы школьник поступил в соответствующий вуз, нужно заниматься предметом индивидуально. И не обязательно с репетитором – просто усиленно. И когда начальник Корочанского РЭС Алексей Лебёдкин – в прошлом выпускник Виктора Мамонтова – предложил ему участвовать в проекте энергокружков, тот согласился с удовольствием. Так и получилось, что именно школа в Короче представляет всю область в федеральном проекте.
Выберут специальность
«Мы начали обучение с 5 сентября, а вся Россия с 5 октября. То есть мы на месяц всех опередили, – хвалится учитель. – Ребята у нас заражены энтузиазмом. Но чтобы их привлечь, я работал и с родителями. Говорил: будущее там, где энергия. Многие из них также мои бывшие выпускники разных лет, и они знают, что учитель плохого им не посоветует».
Участие в организации энергокружка приняло и «Белгородэнерго». Кроме лекций, школьников ждут экскурсии на объекты электрохозяйства Корочанского района, встречи с опытными специалистами, интеллектуальные игры. Ребята познакомятся с востребованными специальностями отрасли, получат профессиональные знания и реальный опыт, которые пригодятся им в будущем.
Программа обучения в энергокружках разработана с участием экспертов Московского энергетического института (МЭИ) – одного из ведущих российских вузов в области энергетики, электротехники, радиотехники, электроники. Физика в ней ненавязчиво сочетается с рассказами о российской энергетической отрасли. И всё устроено так, чтобы и девятиклассникам, и одиннадцатиклассникам материал давался одинаково понятно.
«Если следовать учебному плану, который предложили нам «Россети», то на этих кружках будет много экспериментов, показательных выступлений, чтобы детям было интересно, – обещает педагог. – Я им про все блага электричества расскажу в полном объёме. Это будет происходить в рамках всей структуры физики. А она начинается с механики, молекулярной физики. Далее идут электричество, магнетизм, оптика, физика колебаний, атомная физика. И если мы все эти этапы пройдём, тогда электричество окажется для них игрушкой. И они с удовольствием выберут эту специальность».
Действительно, главная задача федерального проекта – профориентация. Он направлен на привлечение талантливой и мотивированной молодёжи в энергетическую отрасль, создание кадрового резерва, популяризацию профессии энергетика среди подрастающего поколения.
Виктор Мамонтов убеждён: выпускники кружка пойдут учиться дальше в этом направлении, именно таким должен быть результат.
Лишь одно заботит 66-летнего педагога – собственный возраст. Рано или поздно придётся уйти на заслуженный отдых. Но он не унывает. Надеется – будет кому передать дело:
«Смена нужна. А она от кого зависит? От нас, конечно. За это время я подготовил учителей, которые пошли на физику-математику. Человек пять-шесть точно. На этих людей и надежда».
Олег Гончаренко