«Только мы, дети и музыка». В чём видит свою миссию Григорий Обрезанов
Григорий Александрович руководил Пятницкой детской школой искусств 46 лет, но и на пенсии не забывает о ней
-
Статья
-
Статья
У Обрезанова не только в Волоконовском районе, но и во всей области авторитет безусловный – и как у человека, и как у музыканта, и как у руководителя. Огромная благодарность учеников, их родителей, педагогов выразилась в том, что школа искусств, которую он создал и возглавлял с 1967 по 2013 год, сегодня носит его имя.
«Случается, что руководитель работал хорошо, при нём учреждение или предприятие процветало, а ушёл он – и всё развалилось. Так вот это вообще не про Григория Александровича, – признаётся «Белгородским известиям» директор Пятницкой детской школы искусств Г. А. Обрезанова Наталья Повидыш. – Он начал меня готовить на своё место за полтора года до того, как отправился на заслуженный отдых. Передал всё ниточка в ниточку, научил всему».
По словам Повидаш, Григорий Обрезанов и в коллектив вложил силу, традиции, такие отношения построил, что все как семья:
«Здесь очень уютно работать, наши выпускники возвращаются к нам педагогами, и это установка на десятилетия».
Он вложил душу в своё дело, отдавался работе целиком – так говорят о Григории Александровиче земляки. А ещё о том, что он необыкновенно позитивный человек, который просто не способен бездействовать и в 81 год излучает поразительную и заразительную радость жизни. Это ли не повод встретиться с замечательным человеком.
— Григорий Александрович, давайте начнём с истоков: откуда у вас страсть к музыке? Это что‑то генетическое?
— Пожалуй, да. У меня был удивительный дед по матери – Григорий Захарович Кучерявенко, сельский музыкант-самоучка, который играл на скрипке, контрабасе, балалайке, знал Чайковского. Когда я уже учился в музыкальном училище, боялся при нём выглядеть профаном: у деда был абсолютный слух, он просто не переносил фальшь. Теперь, когда я большую часть жизни прошёл, понимаю, что лучше моего деда никто не пел «Хуторок». И потому волоконовское село Новоивановка, где я родился и вырос, всё поющее. Помню, идут две девки на гулянье, нарядные такие, боты резиновые на каблуках, на два голоса поют. Идут три – на три голоса. Это потрясающе было. Когда растёшь в такой среде, трудно не полюбить музыку.
— Вы же уже взрослым поступали в музучилище?
— После армии. Уже женат был, когда учился, второй ребёнок родился. Конечно, из нас с супругой кто‑то один мог учиться. Моя Екатерина Павловна уступила эту возможность мне.
— Представляли ли вы, студент музучилища, что станете директором музыкальной школы сразу же по его окончании?
— Абсолютно нет. Просто в советское время считалось: если человек отслужил в армии, ему уже можно доверить что‑то серьёзное. Администрация училища, видимо, из этого и исходила, когда рекомендовала меня на должность директора вновь открывшейся школы в Пятницком. Первый год мы работали в клубе сахарного завода: в одной комнате на первом этаже размещались, через год нам двухэтажное здание передали, мы набрали 50 учеников с пианисткой Светланой Николаевной Волковой. Тогда бумаг было мало, контролёров над нами ещё меньше. Только мы, дети и музыка.
— Как вам, человеку искусства, давалось на директорском посту крещение коммуналкой?
— Авралы были постоянно. Отопление водяное, и в мою бытность его прорывало три раза. Технички звонят из средней школы: «Григорий Александрович, у вас опять стена мокрая». Или просыпаюсь среди ночи – батарея холодная. Вскакиваю – и в школу. Всю ночь воду сбрасываю, спасаю отопление.
— Первое, что приходит на ум, когда видишь нынешнюю школу искусств в Пятницком: не может быть!
— Я её, можно сказать, вымечтал. В школе уже 300 учеников было, а у нас всего 13 классных комнат. Несколько лет я рисовал ночами картинки нового здания, фантазировал. Редко-редко где в стране в музыкалках был концертный зал, а я думал: в нашей школе будет обязательно.
Конечно, можно мечтать сколько угодно, но посёлок, да и район, такую стройку не потянул бы. Своими соображениями я поделился с тогдашним главой администрации Алексеем Михайловичем Шенцевым (руководил Волоконовским районом в 2000–2012 годах – прим. авт.). Помню, в ноябре 2007-го он привёз к нам Евгения Степановича Савченко. Походили, чай попили, губернатор ничего не сказал. Только на выходе двух пацанов во дворе к себе подозвал и им говорит: «Будет вам новая школа искусств». То есть не просто музыкалка, а много творческих отделений.
Я тогда этого не понял, зато позже оценил. Стали мы ждать. Пока Гражданпроект проект сделал в 2009 году, потом деньги заложили, время идёт, я волнуюсь. Тут март 2011-го, а на площадке, где школу наметили, тополя режут. И я ожил.
Пока стройка шла – это самое счастливое для меня время было. Я на стройплощадке жил. В проекте всё предусмотреть нельзя, по ходу что‑то корректировали. Кажется: стройка, грязь, а люди настолько хорошие, на всё откликались.
Например, вижу: на сцене запланирована одна дверь, но это неудобно: пока это хор с оркестром разойдутся за шторами. Говорю прорабу: «А давай ещё сбоку одну сделаем». Он: «Нет проблем», раз – и разметил. Или стену выложили – две коморки получаются. Прошу: «Ребята, разберите». Они кивнули, раз – стены нет. И прекрасная приёмная вышла. А вообще, мы перед стройкой поездили по области, посмотрели, у кого какие проблемы.
Особенно переживал за акустику: везде с ней плохо было, обили залы гипсокартоном после ремонтов – звуку конец. Мы, конечно, этого не допустили, заштукатурили, и всё. Приехало начальство из Белгорода и ахнуло: «Акустика лучше, чем в филармонии, как вы сделали?» Отвечаю: «Так получилось». Единственное, что не удалось и о чём я сильно сожалею, – открыть при школе детскую мини-типографию. Она тогда стоила от 10 до 25 тысяч долларов, а мы не предусмотрели для неё отдельную комнату. Школа сейчас бы денежку зарабатывала, а дети журналистике бы учились.
— А для вас самого материальные блага что значат?
— Мы прожили, не зацикливаясь на этом. Что было, то и было. Деньги всегда в одной коробочке. Надо пианино из школы в клуб перевезти – я супругу прошу: «Дай трёшку для грузчиков». Она вспоминает до сих пор, сколько я трёшек перетаскал. Вещи большие в кредит покупали. Всю жизнь у меня была «шестёрка», только в позапрошлом году внучка на юбилей иномарку подарила. Я так переживал, две ночи не спал. Никак не мог осознать, что стал владельцем такой техники.
— Откройте секрет: трудно было управлять творческим коллективом?
— Да какой там секрет, просто работали, и всё. Я уважал всех, не ругал никого. Больше замечал в людях хорошее, видел сильные стороны и уже их развивал. Если человек востребован, его это окрыляет, он растёт, ему интересно. Моё дело было только направлять всех в нужную сторону.
— Как так получилось, что вашу поселковую школу знают по всей стране?
— Мы много ездили на конкурсы и фестивали. Только в Новосибирск три раза, понимаете, какой это путь? А в Москву, Питер, Воронеж, Карелию, Орёл – бесчисленно. И везде призовые места брали. Представьте: I Дельфийские игры в Саратове – наш ребёнок завоёвывает большую золотую медаль. Потом международный конкурс народников в Петрозаводске – лауреат I степени. Два года назад образцовый духовой оркестр на предновогоднем концерте в Государственном Кремлёвском дворце выступал, а там отбор особый, со всей страны коллективы смотрят. И так далее. А потом наши выпускники успешно поступали и поступают в лучшие музыкальные вузы страны, в том числе Московское военно-музыкальное училище, куда в год набирают только 50 человек. А наших там семеро выучилось.
— Сейчас сразу поинтересуются: а кто поездки‑то финансировал, где деньги брали?
— Администрация. Глава района Алексей Михайлович Шенцев нас очень поддерживал. Он бывший председатель колхоза, но всегда был небезразличен к искусству и гордился тем, что в районе есть духовой оркестр, народники, казачий ансамбль. В Белгород едет делегация – кого брать? Самых забойных – пятницких. Для руководителя это тоже вопрос престижа. Ну а мы его не подводили.
— Это важно для директора – уметь ладить с вышестоящими?
— Конечно, нужно быть дипломатом, чтобы добиться чего‑то. Но себя принижать тоже не следует, всё в меру. Ещё, чтобы уважали, не нужно ломать через колено старое, наработанное. Надо брать его на вооружение и дальше двигаться.
— Была ли когда‑то у вас проблема с набором учеников?
— Никогда. К нам с желанием всегда шли и идут. Если в общеобразовательной школе было 600 учеников, то у нас 300. Те, кто нашу музыкалку окончил, своих детей обязательно приводят.
— Вы ушли на заслуженный отдых в 73 года. Как мне кажется, это очень рано для человека с вашей энергией.
— Меня не отпускали, но понимаете: после завершения стройки я год отработал и почувствовал пустоту, мне уже другой масштаб был нужен, ещё бы одну стройку. Я понял, что свою миссию для этой школы я выполнил, ей другие люди нужны.
— Был план, как будете «пенсионировать»?
— О да, я к этому времени домик в деревне купил под дачу, там 50 соток земли. Начал арбузы выращивать, никогда не думал, что меня так это увлечёт. Учился по ходу: соседка баба Мария свою бахчу полет, и мы с женой полем. Потом прочитал умную книжку – и правда, пока плети не раскинутся, арбузы сорной травы боятся. Чтобы крупный плод вышел, между рядками должно быть метра два, а между кустами – метр, не меньше. Зимой езжу на дачу синичек кормить, сало развешиваю, семечки сыплю. А в марте уже садовый сезон начинается, а значит, и жизнь продолжается.
P. S. По итогам областного рейтинга за 2020–2021 учебный год среди сельских школ искусств Пятницкая детская школа искусств Г. А. Обрезанова заняла первое место.
Ольга Бондарева