«Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода
15 января 2022 года детская музыкальная школа № 1 празднует своё 76-летие
![«Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8d/01/8d016c32-dd69-40a1-b265-56e62ee08996/znamenskii-aa.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Страницы истории школы «БелПресса» перелистывает с её нынешним директором Александром Голевым и преподавателями Светланой Бахмутовой и Жанной Чубинидзе.
Начало
«15/1.1946 г. Решение Белгородского Исполкома Депутатов Трудящихся об организации в г. Белгороде Детской Музшколы. Получено помещение из 2х комнат в Доме пионеров площадью в 62, 4 кв. метра. Директором школы назначена Сафронова Н. Н.», – первая запись в альбоме для рисования, который бережно хранят в детской музыкальной школе № 1.
Её автор – Нина Николаевна Сафронова. Через пять дней она получит от депутата Верховного Совета СССР рояль фирмы «Бехштейн», а от городского горисполкома – 10 плетёных стульев.
А через месяц закончится приём первых учащихся – 22 юных белгородца решили попробовать себя в музыке.
![Та самая первая запись / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Та самая первая запись](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ca/75/ca7552ba-1d84-434f-878a-1537394d823a/_zv_5437.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Урок в музыкальной школе № 1, 1949 год / Фото: Белгородика Урок в музыкальной школе № 1, 1949 год](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2c/30/2c3005cb-5d14-450b-8466-699ce1db9884/urok_v_muzykalnoi_shkole_1_belgorod_1949_god_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Здание на ул. Попова в послевоенные годы, в нём будет находиться музыкальная школа № 1 с 1962 по 2003 год / Фото: Белгородика Здание на ул. Попова в послевоенные годы, в нём будет находиться музыкальная школа № 1 с 1962 по 2003 год](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/96/64/96641933-910b-496d-9ef7-10a64abb8e20/muzykalnaia_shkola_na_ulitse_popova_zdanie_sneseno_1980-e_gody_2_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Белгород ещё стоял в руинах, а белгородские мальчики и девочки уже спешили на уроки фортепиано к М. И. Шелингер. Школа располагалась на ул. Ленина, 51 (сейчас Гражданский проспект). В апреле добавились ещё 10 учеников, и всех детей разделили на три группы – юных музыкантов приняли Н. А. Матвеева и З. Д. Конорова.
«Полгода, как война закончилась, город разрушен, а открыли детскую музыкальную школу – с неё началась современная история культуры и искусства на Белгородчине», – считает Александр Голев.
За две недели до начала учебного года в том же 1946-м школа получила 20 детских учебных скрипок и партию оркестровых народных инструментов. А 1 сентября к учёбе приступили 62 ученика – четыре группы учащихся: 34 – в классе фортепиано, 21 скрипач и 7 народников, которыми занялся Г. С. Хаймовский. Школа купила пианино «Фрешер» и начала свой первый учебный год.
![Оркестр под руководством Г. С. Хаймовского / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Оркестр под руководством Г. С. Хаймовского](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d6/23/d6231d79-0541-43c6-9eac-54b5aa6df9c6/rukovoditel_orkestra_khaimovskii_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![На уроке у Натальи Тиховой, 1977 год / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода На уроке у Натальи Тиховой, 1977 год](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/16/70/1670e442-a362-4fda-b7cc-ce6488aeffaf/na_uroke_prep_tikhovoi_natali_konstantinovny_s_uchenitsami_milykh_zakharova1977_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Преподаватель по классу трубы Николай Малиновский / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Преподаватель по классу трубы Николай Малиновский](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e5/7a/e57a6420-f6a1-41f7-beae-401d7e479cce/prep_malinovskii_nikolai_pavlovich_po_klassu_truby_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Через полгода школа впервые переехала в новое место – скрипачи занимались в одной из комнат школы № 5 на ул. Ленина, 55, а пианисты – дома у преподавателей.
Перед следующим учебным годом музыкантам выделили отдельное помещение в пятой школе – двухкомнатный флигель на 37 кв. м, заодно купили ещё 5 скрипок и рояль «Мюльбах», а педагогический состав пополнил преподаватель теоретических предметов А. А. Знаменский.
В августе 1948 года музшкола снова переехала – на этот раз в четыре комнаты школы № 4 на ул. Литвинова, 55 (сейчас Белгородский проспект), площадь занимаемых помещений выросла до 82,5 кв. м. На их капремонт потратили 12 тыс. рублей.
В новый 1948/49 учебный год вступило уже 96 юных музыкантов.
![Школа № 5 Белгорода на ул. Ленина, 55, несколько помещений в которой занимала музыкальная школа № 1 / Фото: Белгородика Школа № 5 Белгорода на ул. Ленина, 55, несколько помещений в которой занимала музыкальная школа № 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/81/41/81416191-f8c5-449a-9210-89c36b026cff/shkoly__5_ul_lenina_55_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Директор школы Георгий Щелконогов с преподавателями и учениками / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Директор школы Георгий Щелконогов с преподавателями и учениками](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/16/b9/16b952c1-6aa6-467e-93d7-1e4eb2f68818/na_snimke_v_pervom_riadu_3-ia_nazarenko_vitalina_nikolaevna_nyne_veteran_truda_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Капельки» на ТВ
В 1951 году школу возглавил Георгий Щелконогов, а в 1952-м она переехала на ул. Ворошилова, 7 (сейчас проспект Славы), где комнат было уже пять, плюс небольшой зал.
Поток учащихся постепенно увеличивался, появились хор, оркестры, а преподаватели приезжали из Харькова и Курска.
В 1959 году в Белгороде открылось музыкальное училище, которое сейчас носит имя Степана Дегтярёва – известного русского композитора и дирижёра XVIII – XIX веков родом из Борисовки.
Выпускники музыкальной школы поступали в него, а потом возвращались в родные пенаты преподавать – так решился вопрос с кадрами.
С Георгием Щелконоговым школа переехала ещё и в 1962 году – на Попова, 13.
![Г. Н. Щелконогов с бывшими учениками Александром Михайликом и Виктором Суходоловым / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Г. Н. Щелконогов с бывшими учениками Александром Михайликом и Виктором Суходоловым](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8a/b6/8ab61fab-f8a0-46bc-b645-cad9590d823c/v_rodnoi_shkole_byvshie_ucheniki_shchelkonogov_gn_vruchaet_noty_vtoroi_sleva_mikhailik_aleksandr_sukhodolov_viktor_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Георгий Щелконогов вручает выпускнице Оле Ромадановской свидетельство об окончании школы / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Георгий Щелконогов вручает выпускнице Оле Ромадановской свидетельство об окончании школы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/28/57/28574ac5-c2a1-49bf-91a2-a60d4548b5f1/shchelkonogov_gn_-direktor_shkoly_vruchaet_romadanovskoi_ole_svidetelstvo_ob_okonchanii_shkoly_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«На Попова была очень дружная преподавательская семья, но сами условия были не лучшими. В этом здании раньше была библиотека, и большие комнаты разбили на маленькие. На второй этаж вела очень крутая лестница, и был огромный зал, который переходил в сцену. На ней была бархатная занавесь с цветами, а вдоль стен стояли ряды складных деревянных стульев, из которых делались зрительские места», – вспоминает заслуженный работник культуры РФ, заведующий отделением фортепиано ДМШ № 1 Светлана Бахмутова, которая работает в школе с 1971 года.
По её воспоминаниям, у них давали концерты харьковские композиторы, они же и привозили учебники.
«К нам приезжали известный скрипач Гидон Крамер и пианист Александр Йохелес – концерты были необыкновенные. Все наши мероприятия мы проводили в зале, по пятницам играли в овальном зале дома правительства, а по субботам – в студенческих общежитиях на пианино в холлах», – говорит она.
![Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/56/d3/56d30788-61f2-4574-a963-914351df2628/img848_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/69/a8/69a8f650-ba86-4a0d-97d2-975a2309f20b/img850_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В 1970 году в школе открыли отделение духовых инструментов, а через два года новым директором стал баянист Владимир Новоченко. Он руководил школой до 1989 года. При нём в учреждении в 1973 году появились детский оркестр народных инструментов, а в 1974-м – знаменитый на всю страну вокальный ансамбль «Капельки», который создали Галина Киценко и Татьяна Ревенко.
Впервые на Центральном телевидении «Капелек», в который детей брали с 5 лет, показали в 1983 году в передаче «Творчество юных». После этого белгородские «капельки» были в телевизоре ещё несколько раз.
«Они выступали на «Утренней звезде», пели вместе с Ириной Аллегровой. Много где выступали, их везде звали, они были настоящими капельками – все маленькие, миленькие. Пели, танцевали, стихи читали, их все любили», – рассказывает заслуженный работник культуры РФ, преподаватель по классу теоретических дисциплин Жанна Чубинидзе, работающая в ДМШ № 1 с 1970 года.
![Проводы ансамбля «Капельки» в Москву на Центральное телевидение, 1983 год / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Проводы ансамбля «Капельки» в Москву на Центральное телевидение, 1983 год](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f0/7b/f07b9305-ffae-4d55-b937-4918fda3bd6e/provody-ansamblia-kapelki-v-moskvu-na-tsentralnoe-televidene-1983-g.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Выступает ансамбль «Капельки» / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Выступает ансамбль «Капельки»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ee/4e/ee4eaeae-167a-4acc-a10c-8e08774b69dd/ansamb-kapelki-1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Жанна Чубинидзе / Фото: Вадим Заблоцкий Жанна Чубинидзе](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/51/b7/51b70af9-b01b-483e-8297-7f079b4dd994/_zv_5427.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Лихие 1990-е
Галина Киценко стала новым директором школы, в которой когда‑то училась, в перестроечную эпоху – в 1989-м. В тяжёлые времена она сохранила почти весь коллектив.
С деньгами было туго, и некоторые пробовали подрабатывать или вообще меняли место работы.
«Я пришёл в 1996 году, – рассказывает Александр Голев. – Настроение было так себе: не платят, но работа интересная. Из‑за обстоятельств пришлось уйти, работал на «Энергомаше» водителем автобуса, рабочих возил. Пришёл в первый рабочий день как в школу – в белой рубашке, брюках. Начальник сказал: «Ты куда собрался?» Говорю, я ж на работе, а он мне ответил, что мне ещё автобус мыть. Недолго я там проработал, вернулся в школу. Победила увлечённость профессией, я увидел первые плоды своего труда, а для преподавателя это самое дорогое».
![Галина Киценко руководила музыкальной школой в нелёгкие перестроечные годы / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Галина Киценко руководила музыкальной школой в нелёгкие перестроечные годы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/28/5a/285ab126-efab-4e7d-af29-5a2e0919f695/11a-kitsenko-gp.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Александр Голев – нынешний директор / Фото: Вадим Заблоцкий Александр Голев – нынешний директор](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/78/1a/781ad094-b844-4aad-993d-62466c66125a/_zv_5313.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Александр Голев со своим оркестром / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Александр Голев со своим оркестром](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/53/00/53002fc6-7848-43d4-a2b1-24f35f128b9e/p1140695_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В 1990-е на рынке спокойно можно было встретить профессоров, кандидатов и докторов наук – все вертелись как могли.
«Я всю жизнь хотела работать с детьми, поэтому и осталась. Однажды попробовала торговать – съездила в Польшу и увидела, что многие работники культуры ушли в торговлю. Всё, что привезла, продала по минимуму, чтобы больше не ездить туда. Вообще, не понравилось, каждому своё. Да и у нас мало кто уходит. Многие молодые преподаватели меняют профессию, но бывает так, что он уходит в филармонию, а потом просится обратно работать по совместительству», – делится Чубинидзе.
Не покинула родную школу и Светлана Бахмутова.
«Я почему в 1990-е не ушла – у меня были такие хорошие преподаватели, что я влюбилась в эту профессию. Я ещё в детстве хотела работать в необыкновенной школе, и моя мечта осуществилась – работаю в музыкальной».
![Ансамбль преподавателей, 1990-е годы / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Ансамбль преподавателей, 1990-е годы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/7f/22/7f22ff82-b0be-42d5-8f35-0c11d8ff067e/img897.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Светлана Бахмутова / Фото: Вадим Заблоцкий Светлана Бахмутова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/28/0b/280b60e4-e348-42d3-9d8f-22e4251304b9/_zv_5417.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Детский хор школы / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Детский хор школы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b3/2f/b32f7142-c185-4f02-b741-1cad49ef8aff/99_final_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В пятый раз в новый класс
В 2003 году директором школы назначили Сергея Бодякова, сейчас он директор МКЦ БелГУ. За семь лет его руководства в школе открылись отделения хореографии, вокала, фольклора, раннего эстетического развития, классы музыкального английского языка, синтезатора и композиции, печатались сборники юных композиторов.
Как и почти всех предшественников, его ожидал переезд – в первый же год руководства школу переместили с Попова на Чапаева, 22, а её старое здание довоенной постройки снесли.
«Тяжело переезжали. Мы хотели, чтобы нас оставили, ходили по всем инстанциям. Но, видимо, так было нужно. Когда здание рушили, в нём обнаружилась трещина по диагонали – как пол ещё выдерживал! У нас на втором этаже стояли два рояля и с два десятка пианино, да ещё по 300 детей на отчётных концертах», – говорит Чубинидзе.
![Знание музыкальной школы на ул. Попова, 13, 1980-е годы / Фото: Белгородика Знание музыкальной школы на ул. Попова, 13, 1980-е годы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/70/6f/706fe6b9-a306-4aec-a1d5-0d0c47f83622/muzykalnaia_shkola_na_ulitse_popova_zdanie_sneseno_1980-e_gody_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Оркестр Владимира Позняка / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Оркестр Владимира Позняка](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/65/56/65560116-2c8a-4897-be36-ff4ff6685241/ruk_orkestra_pozniak_vladimir_mikhailovich_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Хор преподавателей музыкальной школы, 1977 год / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Хор преподавателей музыкальной школы, 1977 год](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a3/07/a307bfa8-8884-4e5e-a5e0-9038c866b33e/khor_prepodavatelei_muzykalnoi_shkoly_1977_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
С переездом помогла воинская часть.
«Очень тяжёлый переезд был, это же всё спустить со второго этажа по крутой лестнице надо было. Молодые ребята такую тяжесть таскали, а здесь на второй этаж поднимали. Кормили их потом. Справились за пару дней, машина одна за другой ездили. Постановление выселить вышло, и нас сразу же и выселили. А потом ходили слухи, что нам можно было и не уезжать. Обживались тяжело», – вспоминает Жанна Олеговна.
Дело в том, что новое здание не предназначено для занятий музыкой – оно раньше было детским садом.
«Стены здесь тонкие, и акустика плохая. Но мы привыкли, уже не слышим соседей. Нам, если бы освободили вторую часть здания, было бы полегче, да и нужен зал. Окна у нас старые, на втором этаже очень холодно… Классно здесь весной, когда открываются окна и всё это место наполняется звуком», – говорит Светлана Бахмутова.
В том, что музыкальная школа переехала в здание детского сада, отчасти виноваты 1990-е.
«В эти годы спала рождаемость, детсады перестали работать, в том числе и этот. Здесь рядом 21-я школа, и её начальные классы учились здесь. Потом там и в начальных классах спал контингент, и это здание закрылось. Половину его отдали бухгалтерии управления образования, а половину – нам. Но мы расширились: на Попова у нас было 894 кв. м, а здесь стало 2 070 кв. м», – говорит Голев.
![Здание музыкальной школы № 1 на ул. Чапаева / Фото: Вадим Заблоцкий Здание музыкальной школы № 1 на ул. Чапаева](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/44/2d/442df8f1-7bfa-445c-87c6-532b6faa06ad/_zv_5295.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/14/65/1465b412-4143-4426-a5ac-b427f353e1eb/_zv_5389.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b1/e8/b1e86dbf-f1fb-4d57-9176-77aaa9d3bc13/4stend_shkoly_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Новая жизнь
В 2010 году школу возглавил преподаватель игры на балалайке и гитаре, дирижёр оркестра Александр Голев.
«Когда мне предложили возглавить школу, я удивился. Мой единственный опыт руководства был, когда я в филармонии работал дирижёром с профессиональным оркестром. Да, работал и с детским оркестром, но это дети, к ним другой подход. Можно немного сопоставить работу дирижёра и директором, но я учился на своём опыте», – вспоминает Александр Анатольевич.
Голев сравнивает музыку со спортом.
«Если систематически работать над собой, будет успешный результат. Если система нарушается, результата не будет. Каждый день работы надо собой, и на конкурсе будет результат, а может, и не будет, как в спорте. Но у нас, в музыке, художественная сторона, помимо всех технологий, мы отображаем образ», – говорит директор.
![Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/22/5d/225df926-5319-4ff5-823f-7e8390a54745/2ansambl_violonchelistov_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/59/89/59894067-e4d4-47bf-a271-438fe7395b4e/ansambl-saksofonistov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/67/d3/67d32a1b-2132-48a6-9310-eb164bca72f7/dsc_8269.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Любимое детище
16 декабря на концерте, посвящённом 75-летию школы, выступил детский симфонический оркестр. Этот проект Голев запустил 1 сентября 2019 года.
«Мы целый год работали над детским симфоническим оркестром. Многие в него не верили, говорили, что я занимаюсь глупостями. А когда он выступил, я понял, что доволен своей работой, когда оркестр играл, у меня волосы шевелились», – признаётся Голев.
Создать оркестр – дело не одного года. Покупали инструменты, отбирали детей, к ним на занятия приезжали профессиональные дирижёры из Воронежа, а в 2019 году школа попала в нацпроект, что ускорило процесс.
«Купил рояль, пианино, баяны и хорошие скрипки, каждая около 100 тыс. рублей стоит, и, когда я услышал в ансамбле эти хорошие инструменты, понял, что не промахнулся. Важно, чтобы ребёнок учился играть на хорошем инструменте», – радуется Голев.
![Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/56/fe/56fea0e6-b4f8-4863-9217-0ebc896c0c26/dsc_8600.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/af/aa/afaa510f-e242-4427-86e3-3e0f4bf682d6/2_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода «Рвение познать музыку»: с чего начиналась история старейшей музыкальной школы Белгорода - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/43/6d/436d2054-036c-4ca3-bd94-85e99a0a2cba/dsc_8116.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Нашлись и преподаватели – Георгий Девятников ушёл из филармонии в школу, отреставрировал контрабас и начал на нём учить детей.
«Когда подобрался хороший состав преподавателей, инструментов, выросли дети, которые могут играть в оркестре, к нам пришла Галина Крупская и возглавила его. Предложил управлению культуры создать симфонический оркестр, собрать в него лучших детей из городских музыкальных школ. Руководитель управления Ольга Лесных загорелась этим проектом. Мы попали на приём к мэру, он поддержал и дал ещё денег – на них купили духовые», – говорит Голев.
Основной костяк оркестра из 62 детей – ученики ДШМ № 1. Состав ждёт ротация: в музшколе учатся семь лет. Директор считает, что играющие в оркестре музыканты поднимают свой уровень в интонации, ритме, слышат аккомпанемент: коллективное музицирование развивает.
![Коллектив музыкальной школы у Доски почёта в Белгороде / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Коллектив музыкальной школы у Доски почёта в Белгороде](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1c/db/1cdb123c-5467-4113-b361-a6af127cca8d/doska_pochiota_kollektiv_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![В сквере выпускников музыкальной школы № 1 / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода В сквере выпускников музыкальной школы № 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4c/b6/4cb6bed9-639c-43bb-bc31-0bb0f0879312/5_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Звёзды школы
В ДМШ № 1 учился будущий художественный руководитель и главный дирижёр государственного ансамбля «Россия» (1977–1993), выдающийся вирутоз игры на баяне Виктор Гридин, женой которого была Людмила Зыкина.
Гитарист Сергей Меритуков – ведущий мастер сцены московского театра «Музыки и Поэзии», лауреат множества международных конкурсов, а кларнетист Вазген Юсупов уже три года обучается в московской академии джаза Игоря Бутмана.
Гордостью школы называют студентку консерватории им. Чайковского, пианистку Анастасию Кузнецову и учащуюся этой консерватории, скрипачку Дарью Криницыну.
«Я послушал Дашу на уроке и разглядел в ней способности и рвение познать музыку, и пригласил преподавателя из музучилища Николая Габриэляна посмотреть на неё. В итоге он стал с ней работать и раскрыл так, что сейчас она учится в одной из лучших консерваторий мира. Потом девушки собираются учиться там же в аспирантуре, а она считается лучшей в мире», – гордится Голев.
![Владимир Новоченко с Виктором Гридиным, бывшим учеником школы, 1979 год / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Владимир Новоченко с Виктором Гридиным, бывшим учеником школы, 1979 год](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/73/f0/73f059e6-732f-449b-a39c-827f101bccc8/novochenko_vladimir_iakovlevich_s_viktorom_gridinym_byvshim_uch_shkoly_1979_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Выпускницы школы Анастасия Кузнецова и Дарья Криницына / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Выпускницы школы Анастасия Кузнецова и Дарья Криницына](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/33/c3/33c30861-da78-4d27-a57b-e8e3b396e822/62_nashi_vypusknitsy-_kuznetsova_a_krinitsyna_d_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Гитарист Сергей Меритуков / Фото: из архива музыкальной школы № 1 Белгорода Гитарист Сергей Меритуков](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/56/64/5664c78e-487c-4d93-8831-8f07f044542b/meritukov-.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Выпускники школы преподают в саратовской и харьковской консерваториях, в Белгородском институте культуры, Чехии и США.
«В Белгороде много ярких музыкантов, не только в нашей школе. Когда находишь эти звёздочки и направляешь куда нужно, это дорогого стоит. Музыке можно научить, и способности можно приобрести, для этого есть масса методик, учат же медведей на велосипедах кататься. Но здесь нужна увлечённость, контроль родителей и настойчивость преподавателя. Ещё Шаинский как‑то сказал, что тот, кто прошёл через музыкальную школу, в тюрьму не сядет: они интеллектуально и культурно развиты», – уверен Голев.
Александр Куликов