Попробовать арфу на вкус. Как в музыкальной школе Белгорода осваивают новые инструменты
На уроке начинающих арфистов побывала «БелПресса»
-
Статья
-
Статья
Благодаря двум проектам, получившим поддержку Президентского фонда культурных инициатив, в детской музыкальной школе № 2 появились две новые арфы. До этого таких инструментов не было в музыкальных школах не только региона, но и соседних областей.
А в сентябре 2024 года в школе открыли первый в Черноземье класс арфы.
Началось с «Нескучной классики»
Ещё весной в школу привезли клавесин. Инструмент, который учреждение получило по грантовому проекту «Звенящий клавесин», изготовили в московской мастерской Александра Баюнова. Во время нашего визита инструмент находился в Белгородской филармонии, где двумя днями раньше прошли его презентация и первый концерт учеников школы.
Летом в Белгород доставили две леверсные арфы. Случилось это благодаря победе школы с проектом «Волшебная струна» в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Такой тип инструмента отличает от концертной арфы отсутствие педалей, его реже используют в симфонических оркестрах, но он хорошо подходит для обучения начинающих арфистов. Есть в детской музыкальной школе № 2 и концертная арфа. Это подарок из столицы.
«Когда мы только подали заявку на грант, где указали, что хотим открыть класс арфы, с нами связалась гостиница «Метрополь» с тем, чтобы подарить нам арфу. Видимо, узнали о нашем проекте от фонда. Полностью оплатили перевозку, и мы получили инструмент – советский, добротный», – рассказывает директор школы Ольга Шелухина.
Идея осваивать старинные музыкальные инструменты родилась в школе благодаря открытому региональному конкурсу классической музыки по общему и специальному фортепиано «Нескучная классика».
«Конкурсанты исполняют старинную классическую музыку. И у нас возник вопрос: «Как показать детям, как она звучит на инструментах, на которых её исполняли изначально?» Решили, что подадим заявку на грант на приобретение клавесина. Когда конкурс выиграли, сразу пришла идея: «А что может сочетаться с клавесином? Конечно, арфа!» – делится Ольга Шелухина.
Преподавательский состав на достигнутом не останавливается. В планах – подать заявку ещё на один грантовый конкурс, чтобы в музыкальной школе был и свой цифровой орган.
«Хотим создать некий кластер старинных музыкальных инструментов в своей школе, – рассказывает директор. – Как можно описать, какое на вкус яблоко? Только лишь попробовав его! Также и дети, которые будут осваивать эти музыкальные инструменты, смогут совсем по‑другому воспринимать музыку, для них предназначенную».
С поддержкой филармонии
Ольга Шелухина называет большим другом музыкальной школы органиста, солиста Белгородской филармонии Тимура Халиуллина. Благодаря ему администрация учреждения связалась с подмосковной мастерской, где изготовили инструмент.
Музыкант помог педагогам с распаковкой клавесина и проверил его звучание. Также Тимур консультировал педагогов и проводит для них обучающие экспресс-курсы. Класс клавесина сейчас ведут два педагога – заведующая фортепианным отделением Елена Гирля и один из старейших преподавателей школы Ольга Корн.
С сентября к ним пришли 10 учеников. Все они уже занимались раньше по классу фортепиано, поэтому освоить новый инструмент им труда не составляет.
Переподготовку прошли и педагоги, которые теперь учат начинающих арфистов. Преподавателя по классу фортепиано Милену Шевченко и преподавателя по классу саксофона и основ импровизации Марию Мартыненко взяла под крыло артистка симфонического оркестра филармонии арфистка Инна Макаренко.
Арфы для музыкальной школы изготовили в мастерской Прохора Лапина. На связь с ним белгородцы вышли с помощью мастеров, которые делали клавесин.
«Мы рассказали, что игре на арфе будут обучаться дети с 10 лет и нужно, чтобы ребёнок легко мог удержать арфу, чтобы она не давила, – объясняет Ольга Шелухина. – Мастер высылал нам эскизы, предлагал варианты. Мы хотели арфы тёмного цвета, чтобы они сочетались с клавесином. Пришли светлые, но с инструментом они тоже смотрятся здорово. Мы на связи с мастерами и сейчас, они нас ведут и поддерживают при необходимости».
Арфу уже практически месяц тут осваивают пять учеников. По словам директора, обучением играть на этом инструменте интересовались не только дети, но и взрослые.
Сейчас классов по клавесину и арфе нигде, кроме Белгорода, в детских музыкальных школах Черноземья нет. Белгородцы стали в этом плане первооткрывателями, что, по мнению Ольги Шелухиной, накладывает на педагогов дополнительную ответственность.
«Осознаём это и очень хотим развить направление игры на старинных музыкальных инструментах. То ли преподаватель будет объяснять в теории, как звучат клавесин либо арфа, или показывать это в записи, то ли дети сами подготовят концерт именно на этих инструментах – разница есть. А другие ученики смогут их услышать и понять, что тоже так могут. Это всегда мотивирует», – отмечает руководитель музыкальной школы.
«Увидела арфу на концертах»
Одна из учениц школы, решивших освоить арфу, – Кира Шейна. Сейчас девочка совмещает уроки по классам фортепиано, где занимается уже пятый год, и арфы. Она признаётся, что научиться играть на этом инструменте было её мечтой.
«С первого класса этого хотела, но арфы в музыкальной школе не было, поэтому решила пойти на фортепиано. Арфу я часто видела и слышала, как она звучит, на концертах в нашей филармонии, – рассказывает ученица. – Моя преподавательница по фортепиано знала, что я хочу на ней играть, и рассказала мне, что теперь это можно сделать. Мне тут интересно всё. Наверное, самое тяжёлое пока – перебирать струны, потому что пальцы ещё не привыкли».
С Кирой занимается Мария Мартыненко. Педагог работает в музыкальной школе второй год и недавно сама попробовала себя в роли ученицы, обучаясь игре на арфе.
«Я саксофонистка, но уже около полугода занимаюсь с Инной Макаренко в филармонии, прохожу курсы по переквалификации в Воронеже, – говорит Мария Валерьевна. – Освоить арфу было моим желанием, потому что я играю на разных музыкальных инструментах. Тут принцип игры похож на фортепианный, то есть в две руки. Конечно, были свои сложности, но потихонечку всё осваиваем».
Мария Мартыненко рассказывает об инструментах:
«Леверсная арфа лёгкая, даже я могу её спокойно взять и перенести. Концертная достаточно тяжёлая: если ставишь её себе на плечо, внушительный вес ощущается».
Оба новых инструмента изготовлены из клёна, что обозначено на их корпусах в виде кленового листа.
Вместе с инструментами школа приобрела и учебную литературу, что тоже помогает получать новые знания. Например, подбирать произведения, которые можно разучивать вместе с учениками. Уроки проходят два раза в неделю.
Первое, чему учатся ребята, – правильному положению рук на инструменте.
«Струна натягивается примерно как на гитаре – и резкий рывок. Когда мы сидим по правую руку, то не должны видеть тыльную сторону ладошки – и мы её не видим. Палец большой немного уходит вверх, указательный и другие идут в ладошку. Большой палец как бы совершает полукруг по своей оси, – поясняет педагог. – Да, пока у ребят ещё остаются на руках красные полоски, но постепенно всё войдёт в привычку. Почему на арфе струны разного цвета? Для удобства распознавания нот. Красные – нота до, зелёные или чёрные – фа. Между ними все остальные».
Пока ученики знакомятся и привыкают к инструменту. Но уже в ноябре начинающих арфистов ждёт первый большой концерт, где новые инструменты зазвучат в их руках во всю силу.
Оксана Придворева