ЕГЭ или экзамен по билетам? Что думают об этом белгородцы
Почему педагоги, ученики и их родители до сих пор обсуждают эффективность единого госэкзамена, выясняла «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
«ЕГЭ оболванивает наших детей!», «ЕГЭ выращивает дебилов!», «ЕГЭ – это насилие над детьми!», «Требуем вернуть старую систему экзаменов!»… Знакомо? Таких эмоциональных выпадов против системы государственной итоговой аттестации немало в СМИ и вообще в Интернете.
Чаще всего требуют отменить ЕГЭ те, кто его никогда не сдавал и порой имеет поверхностное и не всегда адекватное понимание того, что же это за зверь такой этот Единый госэкзамен. Попробуем разобраться. Без истерик и эмоций. Только факты.
Не хотелось бы повторить
Мне, автору этих строк, человеку, прошедшему через пионерское детство и комсомольскую юность, довелось сдавать экзамены по‑старому. То есть в родной школе по билетам, подготовленным школьными учителями. В те времена слова «репетитор» ещё не знали, а учителя всегда были готовы остаться после уроков, чтобы объяснить детям пропущенный или недопонятый материал.
Мы учились 10, а не 11 лет, не сидели в школе до 16–17 часов, успевали уложиться с домашней работой в час-полтора, ходили в спортивные и творческие кружки и секции. Находили время погулять и заняться интересными делами. Подготовиться к экзамену можно было на уроках, прочитав учебники и справочники. Старые учебники, очевидно, писали люди, которые понимали, что такое школа и как лучше подать информацию детям. Современные, похоже, создавали детоненавистники: порой без помощи педагога вообще не поймёшь, о чём идёт речь. А ведь часто учитель не объясняет, а отсылает к самостоятельной работе: «Ну дома сами параграф почитаете…»
Формулировки вопросов в экзаменационных билетах не выходили за рамки школьной программы. НО! Сдать семь экзаменов в школе и потом три (а кое‑где и четыре) при поступлении в вуз было очень нелегко физически, психологически и эмоционально.
Я, окончив школу с серебряной медалью, поехала подавать документы в Ленинградский (тогда ещё) университет. В старой системе медалист, если сдаёт первый экзамен на пятёрку, автоматически зачисляется в вуз. В приёмной комиссии на мой аттестат посмотрели скептически: «Медалистка? Ну-ну, сильно не надейтесь, что пройдёте». В кулуарах кто‑то из абитуриентов вскользь бросил: «Да они иногородних валят, медалистов особенно».
Получали медаль по‑разному: кто‑то серьёзно учился, а у кого‑то родители больше зарабатывали. Потому в столичных вузах и отношение к медалистам было такое: знаем-знаем, как ты медальку получил, небось, директору школы конвертик в карман положил.
Да, перед этим – ещё платные двухнедельные курсы по подготовке к экзаменам, о которых я вспоминаю с содроганием. Абитуриентов, приехавших из разных регионов страны, поселили в обычной школе. В классах стояли по 10–12 раскладушек, питание в школьной столовой, занятия в классах. Душ отсутствует, туалет – ну сами знаете, какие в старых школах туалеты. Хорошо, хоть не дырка в полу.
Итоги и выводы
Итог: за первый экзамен – сочинение – я получила тройку. Хотя всегда писала грамотно и мои сочинения в школе считались одними из лучших. Остальные экзамены тоже сдала хуже, чем планировала. Так что с таким количеством баллов надежды ни на что не осталось. На следующий год ситуация повторилась, только сразу после новой тройки за сочинение я забрала документы и рванула на другой конец страны – из Северной столицы в Свердловск, ныне Екатеринбург. Вот тут моя медаль помогла: пятёрка за сочинение и пять с половиной лет заочной учёбы на одном из лучших факультетов журналистики СССР. Поездка на сессии – три дня на поезде в одну сторону – это отдельная песня. Зато есть что вспомнить.
Вывод: сдавать экзамены по билетам было проще. И подготовиться к ним тоже. А поступить в вуз – сложнее. Ты мог по каким‑то причинам не понравиться преподавателю, где‑то абитуриентов заваливали с помощью дополнительных вопросов, кое‑где откровенно просили взятку за гарантию зачисления… Выпускники из регионов могли преодолеть вступительные барьеры, только если очень хорошо сдадут экзамены. Ну или предложат приёмной комиссии конвертик.
И ещё. До введения ЕГЭ выпускник сдавал минимум 10 экзаменов – 7 выпускных и 3 вступительных. Подавать документы разрешалось только в один вуз. Если успевал по времени, понимая, что в желаемый не наберёшь нужного количества баллов, позволялось перекинуть документы в другой институт или университет, где снова нужно было сдавать вступительные экзамены.
Когда я рассказываю это современным школьникам, они в ужасе округляют глаза: как же вы в таких условиях выжили‑то? Выжили. Но, признаюсь, если бы мне тогда предложили. сдавать по‑старому или в формате ЕГЭ, я бы выбрала ЕГЭ. Сдала бы его на высокие баллы? Может быть, нет. Но и нынешней антиегэшной истерии не понимаю. Готова к летящим в меня виртуальным тапкам, но всё же давайте включим здравый смысл: ЕГЭ ввели для того, чтобы исключить коррупцию и создать равные условия для всех абитуриентов – и из столиц, и из провинций. И с этой задачей единый госэкзамен вполне справляется.
Комментарий специалистов
Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области:
«Ни одна система оценки, безусловно, не может быть идеальной, они все имеют свои недостатки. Но из тех систем, которые на сегодняшний день использовались, ЕГЭ является самой объективной и оптимальной, потому что проходит по единым правилам и в равных условиях. Сама процедура проведения экзамена детей уже не пугает, а вот у взрослых до сих пор есть ожидание «страшных мер на экзаменах».
Главная заслуга ЕГЭ в том, что он уравнял в правах всех абитуриентов страны. За время его существования значительно выросла доля иногородних студентов в ведущих столичных вузах.
Как относиться к металлоискателям и видеонаблюдению? Во‑первых, спокойно. Во‑вторых, нужно найти позитив. Металлоискатель нужен, чтобы ученик не пронёс в аудиторию мобильные и калькуляторы. Кто‑то намеренно имеет их при себе, а кто‑то положил в карман и забыл. Благодаря тому, что металлоискатель подал сигнал, мобильное устройство не будет пронесено, а значит, выпускника не удалят с экзамена.
Видеонаблюдение обеспечивает объективность ЕГЭ, так как фиксирует и позволяет чётко видеть всё происходящее в аудитории. Выпускников камеры уже не раздражают, они их воспринимают как обычное, рядовое явление. Больше по этому поводу накручивают ситуацию родители. Но когда надо установить истину, прибегают к видеозаписи как к самому убедительному аргументу.
Конечно, есть и проблемы. Но они больше касаются не процедуры проведения самого экзамена, а подготовки к нему. Во многих школах до сих пор идут по самому простому пути – натаскиванию. Но в математике, например, это тупиковый путь. Решение вариантов ЕГЭ прошлых лет не даёт ожидаемого эффекта. Дети учатся выполнять определённые задания, и у них создаётся ложное впечатление, что подготовка идёт эффективно. Когда же ребёнок на ЕГЭ получает вариант, который он с учителем не решал, возникает паника. Правильный подход – систематическое изучение материала, решение большого количества разнообразных задач по каждой теме.
Отдельный вопрос – сочинение. Многие выпускники слабо владеют навыками написания полноформатного сочинения, включая речевое и стилистическое оформление текста. Но ведь дети сами этому не научатся! Научить – задача школы.
Проблема естественных наук – формы обучения. Из школьной практики почти полностью исчезли экскурсии в природу, учебно-опытные участки. Изучение биологии всё больше проводится не на натуральных природных объектах, а с помощью картинок в учебнике или на мониторе.
И ещё важно понимать, что нынешний ЕГЭ совсем другой. Не такой, как в первые годы его появления. Сейчас в нём нет вопросов, направленных на угадывание ответа. Все примеры и задания рассчитаны на применение знаний, на активное мышление. Сегодняшний ЕГЭ нацеливает систему образования на подготовку думающего выпускника».
Элла Левина, доцент кафедры русского языка и русской литературы историко-филологического института БелГУ, учитель русского языка и литературы гимназии № 2 Белгорода, проводит со старшеклассниками гимназии занятия по подготовке к ЕГЭ:
«Я однозначно за единый госэкзамен. Во‑первых, это объективность. Во‑вторых, все дети находятся в равных условиях, а результаты проверит компьютер, что исключает любое влияние человека на итоги экзаменов. В‑третьих, у абитуриентов из любой точки России есть возможность поступить в столичные или другие крупные вузы на востребованные специальности.
Раньше, если ты провалил вступительный экзамен в вуз, заново пытаться поступить мог только через год. И надо было вновь сдавать экзамены. Прежде довольно часто абитуриент поступал в вуз со второго или третьего раза. Сейчас результаты ЕГЭ действуют пять лет.
Мы всегда общаемся с родителями, кто‑то из них за ЕГЭ, кто‑то против. А стресс испытываешь на любом экзамене. Есть проблема с учебниками по русскому языку – их структура и содержание неэффективны в плане подготовки к ЕГЭ. Учебники нужно совершенствовать.
Ещё одна проблема – организационная. Подать заявление на выбор предмета можно до определённого срока. То есть ученик уже должен знать, на какую специальность он будет поступать, и назвать необходимый для этого предмет. После последнего срока подачи заявления поменять решение уже нельзя. То есть если ты хотел поступать в педагогический институт и выбрал обществознание, а потом захотел идти в медицинский, то у тебя ничего не получится. Придётся сдавать обществознание и поступать туда, где нужно оно.
Я часто слышу такое мнение: чтобы сдать ЕГЭ, достаточно поставить галочки в тестах, угадывая правильный ответ. Поверьте, это не так. Не зная теории, не умея пользоваться правилами русского языка, на высокий балл ЕГЭ по русскому не сдашь».
Ксения Савина, репетитор по английскому языку, индивидуальный предприниматель:
«Мне по душе старая система экзаменов. Может быть, всё дело в преподавателях школы, в которой я училась. Никто никого специально не заваливал и не вытаскивал любимчиков. Экзамены в школе сдавала легко. При старой системе ты понимал, что должен учить, что это испытание, но не чувствовал нервотрёпки. А вступительные экзамены давались сложнее.
Я не против ЕГЭ. Только госэкзамен по английскому нужно менять. Например, аудирование (прослушивание устного текста, а потом его пересказ) доступно не всем детям. В предмете «Английский язык» 12 (!) линеек учебников, у всех разные подходы и принципы к обучению, а экзамен для всех одинаков. А вообще, надо менять саму систему преподавания языка. Ведь часто получается, что ребёнок много лет учит иностранный язык, а говорить на нём не может».
Мнение бывших выпускников о ЕГЭ
Анна Арчибасова (медалистка лицея № 9 Белгорода 2019 года, перешла на 3-й курс физического факультета Высшей школы экономики, работает аналитиком в «Яндекс.Маркете»):
«На ЕГЭ я набрала 270 баллов (самые высокие – 94 по математике и 96 по физике). Но поскольку у меня было много побед в олимпиадах, в том числе и всероссийских, которые давали дополнительные шансы на поступление в вуз, я делала ставку на них и к ЕГЭ специально не готовилась. Нас хорошо «вели» к экзаменам в школе – и на уроках, и на дополнительных занятиях. Многие мои одноклассники нанимали репетиторов. По своему опыту скажу: если не лениться, вполне можно подготовиться в школе. Нелишним будет и самому почитать нужную литературу.
Проблема в другом. Часто говорят, что, например, в ЕГЭ по математике есть задания, выходящие за рамки школьной программы. Неправда. Действительно, есть сложные задачи, над которыми нужно думать. Просто на их разбор не всегда есть время. Часто основной упор делают на решение более лёгких заданий (если ты их выполнишь, то минимальный балл обязательно наберёшь), а более трудные проходят поверхностно, быстро, хотя они могут добавить много баллов к результату. Идёт натаскивание, а не равномерное изучение материала.
Я не хочу, чтобы вернулась старая система экзаменов. По сути, обе системы несовершенны. Но раньше многое зависело не только от знаний. Когда у экзаменатора есть возможность повлиять на оценку, возникают предпосылки для коррупции. С другой стороны, преподаватель всегда видит, когда школьник знает материал, но ошибся от волнения. У меня проблемы с вычислениями, я могу провалиться именно в этом, а сам алгоритм решения задачи или уравнения будет правильным. Но машина оценит не его, а конечный результат. Поэтому мой путь – олимпиады: там ответы живые люди проверяют».
Влад Третьяков (выпускник медицинского класса образовательного комплекса «Алгоритм успеха» 2021 года. ЕГЭ сдал хуже, чем планировал, хотя готовился серьёзно. Будет поступать на платное отделение в медицинский вуз):
«Я готовился к ЕГЭ без репетиторов. В целом это реально, чтобы сдать экзамен на 70–80 баллов. Школьных уроков, конечно, не хватает, но ведь сейчас немало возможностей для самоподготовки. Просто кому‑то лень. Работать с учебниками скучно и трудно, однако в Интернете достаточно и обучающих материалов, и видеоуроков, и тестов, я ещё вебинары покупал. Плюс в школе масса дополнительных занятий и внеурочка по медицине и биологии.
К сожалению, много времени тратишь на организационные вопросы и ненужные формальности: например, в той же биологии КИМ (контрольно-измерительный материал – бланк с заданиями) состоит из 7–8 листов, и каждый нужно подписать. На это уходят драгоценные минуты. Порой именно времени не хватает, чтобы сдать экзамен на хорошие баллы.
Другой минус – в нюансах оформления. Например, если во второй части КИМа не так оформишь задание, могут снять баллы, и не важно, что в теме хорошо ориентируешься, а ответ в целом правильный. На устном экзамене преподаватель задаст наводящие вопросы и, если тема знакома, но что‑то забыл, поможет вспомнить.
Некоторые школьники боятся, что не сдадут какой‑то экзамен, нужный для поступления, и выбирают ещё один для подстраховки. Получается, что ребята распыляются, тратят на подготовку ещё больше времени, нервов. И дело не в самом ЕГЭ, а в его адекватности. Если бы ЕГЭ был нормальный, с ним не знали бы никаких проблем. Конечно, лучше сдавать четыре экзамена, чем десять, как раньше».
Подготовила Елена Мельникова