За что страдают «старатели»: как и зачем в школах добывают золото и серебро
«Белгородская правда» – о том, кто придумал поощрять учеников медалями, почему 6 лет назад их отменили, а потом вернули и какой в них толк
-
Статья
-
Статья
Современная школа с жёсткой и не всегда объективной системой оценивания – настоящее поле битвы. Особенно жаркие бои разворачиваются на финише – в старших выпускных классах.
И тут подростки занимают две принципиально разные позиции. Одни готовы на всё ради отличных отметок в аттестате и звания медалиста, считая, что именно с этого начинается их путь к успеху. Другие предпочитают не огорчаться из‑за плохих отметок, понимая, что это никак не повлияет на их судьбу в дальнейшем.
С чего всё началось
Первые медали за отличную учёбу в России стали выдавать ещё во второй половине XVIII века – в Московском университете, единственном в ту пору в России. В 1786 году императрица Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской империи», в котором имелся параграф о награждении учащихся народных училищ.
Тогда же медалями награждали и отличившиеся воспитанники Сухопутного шляхетского корпуса, а затем и выпускники созданных на его основе кадетских корпусов. Так, лучшие воспитанники старших возрастов награждались серебряными и золотыми медалями трёх разных размеров и названий: большая – «Достигшему» (требуемого уровня в науках и просвещении), средняя – «Достигающему» (требуемого уровня), малая медаль – «Успевающему» (в науках и поведении).
При Александре I появились гимназические медали, однако они не были обязательными: в одних гимназиях были, в других – нет, в зависимости от обеспеченности совета гимназии. Именно он выбирал наиболее успешных выпускников, которых утверждал местный университет. Награды изготавливали из настоящего золота и серебра и присуждали выпускникам только мужских гимназий, показавшим отличные результаты по всем предметам курса. Особенно по латинскому и древнегреческому языкам и математике. За остальные дисциплины высчитывали средний балл – не менее 4,5.
Медаль № 1
В 1835 году Николай I ввёл единую медаль с надписью «Преуспевающему». Если гимназист с такой наградой поступал в университет и оканчивал его отлично, ему вручали другую медаль – с надписью «Преуспевшему».
С появлением женских гимназий в 1870 году награждать начали и девушек. При этом особенно подчёркивали, что медали дают «всем достойным» независимо от их происхождения и социального положения.
Впервые школьные медали отменили после Октябрьской революции 1917 года. В этот период некоторые учебные заведения по собственной инициативе отмечали лучших учеников небольшими жетонами. Однако на государственном уровне золотые и серебряные школьные медали утвердили только после окончания Великой Отечественной войны, в 1945-м.
Золотую медаль «За отличные успехи и примерное поведение» первым получил выпускник московской мужской школы № 110 Евгений Щукин. Он поступил без экзаменов на физический факультет МГУ, получил Ленинскую премию, стал профессором Московского университета, академиком Национальной инженерной академии США и Королевской шведской академии инженерных наук.
В разорённой стране, как это ни странно, школьные награды изготавливали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы. И даже сейчас в Интернете можно отыскать предложения о продаже тех самых послевоенных школьных медалей по стоимости от 2 до 25 тыс. рублей. Только в 1959 году награды лучшим ученикам стали делать из недрагоценных металлов.
Их присуждали за примерное поведение, отличные оценки по всем предметам средней школы, кроме пения, рисования, черчения и военно-физической подготовки. Медалистов брали в высшие учебные заведения СССР без вступительных экзаменов.
Причина успехов – жёсткие критерии?
В нашу эпоху золотые и серебряные медали тоже чуть было не упразднили. В 2014 году приняли новый закон об образовании, который отменял школьные награды. Сделали это потому, что количество выдаваемых медалей значительно увеличилось, а их значимость сильно упала. Кроме того, они ничего не давали при поступлении в вузы.
Однако общественность на этот шаг отреагировала неоднозначно. В Белгородской области по этому вопросу провели народное голосование, большинство участников которого высказались за сохранение медалей. В том же 2014 году практику поощрения лучших учеников возобновили и на федеральном, и на региональном уровнях.
Сегодня, чтобы получить медаль, нужно не только иметь итоговые отметки «отлично» по всем предметам обязательной школьной программы за 10-й и 11-й классы. Нужно также подтвердить золотую медаль баллами ЕГЭ – не менее 70 баллов за русский язык и математику. Причём экзамены надо сдать с первого раза.
В региональном департаменте образования сообщили:
«Вот уже более десяти лет, как не стало официальных льгот на поступление в вузы для медалистов. Несмотря на это, школьная медаль для многих – это заветная мечта. А в ряде районов медалистам вручают денежные премии. В то же время если у двух абитуриентов оказалось одинаковое количество баллов, то предпочтение отдадут тому, у кого есть медаль. Многие вузы в последнее время стали устанавливать для медалистов дополнительные баллы – от 2 до 10».
Несмотря на изменения в законе об образовании и ужесточении требований к медалистам, награждённых за успехи в учении становится с каждым разом всё больше и больше.
Педагоги со стажем считают, что так происходит из‑за жёсткого отсеивания учеников после 9-го класса.
«Я думаю, медалистов объективно стало больше, и это связано с жёсткими критериями отбора учеников при переходе из 9-го в 10-й класс. Многие на этом этапе отсеиваются. Одно из самых серьёзных требований – отсутствие троек в аттестате. То есть в 10-й класс попадают более подготовленные ученики, у которых есть чёткая цель поступить в вуз, и они готовы над этим работать», – делится своим мнением учитель истории и обществознания школы № 1 Валуек Валентина Гительман.
«Пробуют на зуб»
Школьные медали – благодатная тема для споров. Многие считают, что существует целый отлаженный механизм получения ученических наград. И для этого не обязательно быть самым умным в классе. Если ты заявляешь учителю, что идёшь на медаль, тебя будут тянуть изо всех сил. Но и испортить тебе оценки может любая случайность. И очень часто получается, что медаль зависит не от знаний конкретно взятого ученика, а от отношения к нему того или иного учителя.
«Я всегда хотела золотую медаль, потому что училась на отлично, – вспоминает выпускница школы № 46, ныне предприниматель Майя Геращенко. – Но в первом полугодии 10-го класса учительница по химии поставила мне двойку ручкой в журнал за то, что я на её уроке достала учебник по географии. Эту двойку мне так и не удалось исправить. И из‑за того что в полугодии в итоге вышла четвёрка, золотую медаль мне не дали. В 2001 году я получила серебро. Обида и недоумение, конечно, остались. Тем не менее медаль дала мне возможность поступить на филологический факультет БелГУ, я сдавала только один экзамен вместо трёх».
Если даже будущие медалисты не сталкиваются с предвзятым отношением, спустя время многие понимают, что усилия, которые они прикладывали для получения медалей, оказываются напрасными и никак не способствуют жизненному успеху.
«Серебряную медаль я получил в 2000 году. Насколько она была справедливо заслужена – судить тяжело, но это был труд. Предвзятого отношения не было. Даже наоборот: медалистов постоянно пробовали на зуб, завышая требования. И там, где можно было, не напрягаясь, получить твёрдую четвёрку, приходилось дотягиваться до высшей оценки. Что медаль дала в итоге? Да ничего, кроме одного – понимания, что в жизни знания важны и никто тебе их просто так не положит в голову. Но потом приходишь на работу и понимаешь, что твёрдое знание литературы, русского языка или химии никак не помогут тебе зарабатывать на жизнь. И учёба начинается заново», – рассказывает Александр Пушкин, специалист в сфере IT-консалтинга, выпускник школы № 38.
Давят, запугивают, торопят
В последние годы старшие классы школы превратились для учеников в постоянную гонку. Учителя давят, запугивая ЕГЭ, родители торопят с выбором будущей профессии. И те, и другие требуют отличной учёбы и поведения и совершенно забывают о том, что в подростковом возрасте решать такие вопросы вдвойне тяжело.
«Выпускные классы очень эмоционально тяжёлые для школьников, – говорит детский психолог Нина Шкилёва. – Кроме успеваемости, есть вопрос выбора специальности, вуза, и часто кажется, что это судьбоносный выбор, который нельзя изменить. Нагрузка возрастает, кроме подготовки к ЕГЭ, нужно успевать по всем предметам. Поэтому обращений к психологу среди выпускников действительно много».
Для детей часто совершенно непонятно не только то, зачем им медаль, но и что они хотят дальше делать: школа и экзамены воспринимаются как груз, который просто нужно сбросить.
Именно поэтому сегодняшние школьники довольно часто сознательно отказываются от хорошей успеваемости и стремлений любой ценой получить медаль. Потому что считают такие стрессы бессмысленными, а будущих медалистов – глубоко несчастными людьми.
«Медалисты – самые несчастные люди в школе, – уверена 9-классница из школы № 45 Белгорода Алиса Морозова. – Планка задрана, и ниже неё прыгать нельзя, ведь это в том числе рейтинг образовательного учреждения. Моя подруга-одноклассница идёт на медаль, у неё в этом году ни одной четвёрки, а у меня вышло целых пять, хотя уроки мы делаем вместе. Казалось бы, чего стоило немного напрячься и подтянуть оставшиеся баллы? Но тогда мне, как и ей, придётся участвовать в представительских олимпиадах, конкурсах, и времени совсем не останется. Я могу позволить себе чудинку в сочинении, не боясь испортить репутацию, и не буду рыдать над контрольной, оценённой в четвёрку. Разве это не внутренняя свобода?»
У Валерии Черемных, выпускницы 2016 года, к середине 11-го класса оказалось, что в аттестате выходит всего две четвёрки:
«Моя классная руководительница тут же задалась целью всё‑таки этот трофей завоевать. Однажды она даже проронила пророческую фразу: «У тебя будет медаль!» Так уж ей хотелось поощрить мою ответственность. Для меня исход был очевиден: она расстроится больше меня, когда поймёт, что бороться за пятёрки по физике и химии при всём желании я не буду. Не вижу в этом смысла, потому что предмет на пятёрку не знаю. В итоге на церемонии вручения аттестата она повесила мне на шею сторублёвую подарочную медальку с надписью «Лучший из лучших» со словами: «Я же обещала». И эта медаль оказалась для меня намного дороже».
А как у них
Мирзоанис Якубов переехал из Белгорода в Амстердам учиться по обмену.
По его мнению, в Нидерландах школьники не нуждаются в какой‑либо системе поощрений и медалей. Возможно, потому, что при сдаче тестов и экзаменов им всегда дают второй шанс. Поэтому благодаря внутренней мотивации школьники борются не за оценки, а за истинные знания, умения и навыки, которые действительно пригодятся им в дальнейшем.
«В нидерландской школьной системе образования, – рассказывает Мирзоанис, – дети до 12 лет не сдают никаких экзаменов, и им не задают домашние задания. А в 12 лет ребёнок переходит с начального образования на среднее, там его обучают по так называемым трём степеням: первая – базовая, позволяющая выпускнику работать по специальности, окончить вуз в 19 лет и стать рабочим. Вторая – это уровень золотой середины – позволяет окончить вуз в 21 год и стать, например, школьным учителем. Третья – высшая профессиональная степень – позволяет окончить вуз в 22 года и стать в перспективе профессором. Как ни странно, большинство нидерландских юношей и девушек не гонятся за второй и третьей степенями, предпочитая получить базовое среднее образование. По статистике таковых 69 %».
Так нужно ли бороться за школьные медали или результат не стоит усилий? Пока в российском образовании главенствующей остаётся оценочная система знаний, ответить на этот вопрос однозначно не получится. И каждый ученик вместе с родителями будет делать свой выбор самостоятельно.
Мнение специалиста
Елена Коняева, почётный работник общего образования:
«Как правило, количество медалей планируется заранее – за год, а лучше за два, чтобы успеть изготовить необходимое их количество. Школы подают в управление образования списки планируемых медалистов. Это означает, что ученик, неожиданно вырвавшийся вперёд в рейтинге по учёбе, скажем, в последнем году или полугодии, не может рассчитывать на медаль: его просто не запланировали, и, скорее всего, необходимых пятёрок он в итоге не наберёт.
И наоборот, плановые медалисты расхолаживаются и последний год занимаются только подготовкой к ЕГЭ, пренебрегая другими школьными предметами и спокойно заявляя: «Я медалист, вы не имеете права ставить мне плохие отметки». Конечно, это проблемы, которые надо решать. Я считаю, что сегодня российская школьная золотая медаль утратила своё карьерное, практическое значение, но не утратила общественного статуса. И сегодня выпускники и их родители с замиранием сердца выходят на сцену для чествования во время вручения красного аттестата зрелости и золотой медали».
Анастасия Состина