Окно в прошлое. Какие воспоминания хранит заброшенная земская школа в Брянских Липягах
Очередную командировку в прошлое «Белгородские известия» организовали в Вейделевский район
-
Статья
-
Статья
На карте Белгородской области Брянские Липяги именуются даже не селом, а хутором. Жителей здесь сегодня не больше 200. И все люди давнишние, как называют они сами себя. Умрёт человек – осядет, перекосится, уйдёт в землю и его маленький домишко. Едешь по дороге и с печалью наблюдаешь пустые хаты с почерневшими окнами.
Такую же тоску вызывает и вид заброшенной земской школы, которую построили в Брянских Липягах в 1907 году. Школа в этом здании была всё это время. Но в 2010-м её закрыли: учиться стало некому. Здание признали выявленным объектом культурного наследия, а на фасаде повесили объявление: «Продажа/льготная аренда на 49 лет, 1 рубль за 1 квадратный метр». Но желающих, разумеется, нет.
По проекту Куничёва
В ноябрьском утреннем тумане краснокирпичный фасад школы смотрится немного зловеще. Накануне выпал снег, и на крыше успели намёрзнуть длинные, острые сосульки. Двери не заперты, а потому можно аккуратно заглянуть внутрь.
«Исторических сведений об этом месте у нас немного, – рассказывает главный специалист управления культуры Вейделевского района Елена Башкинцева. – Известно, что архитектором здания был уездный техник Валуйской земской управы Алексей Куничёв. Именно он придумал огромные арочные окна с узорными переплётами – архитектурную изюминку здания».
Сейчас окна по‑прежнему смотрятся внушительно. Правда, стёкол уже почти нигде нет, вместо них изнутри приколочена плотная чёрная клеёнка. А когда‑то, наверное, эти окна заливали солнечным светом просторный холл школы, оставляя причудливые тени на полу от изящных узорных переплётов.
В конце XIX века, задолго до строительства школы, хутор Брянские Липяги принадлежал небогатой дворянской семье Блиновых. Штабс-ротмистр Андрей Петрович Блинов имел пятерых сыновей. Самый младший – Семён – после окончания Петербургского электротехнического института вернулся в родное имение. А в 1903 году его избрали на должность председателя земской управы Валуйского уезда.
«Общепризнано, что в начале XX века Валуйское земство было наилучшим в Воронежской губернии, – указывала в своём докладе к первым Топоровским чтениям в 2009 году директор Валуйской центральной библиотеки Лариса Чиж. – Особенно значительных успехов оно добилось при председателе управы Семёне Блинове в 1903–1913 годы. За этот период в уезде были построены 134 школьных здания».
Именно на этот период приходится и возведение школы в хуторе Брянские Липяги. Как вспоминали старожилы, здание по проекту Куничёва строили местные мастера.
«Когда в селе открывалась новая школа, ни заведующему (учителю), ни родителям не нужно было ни о чём заботиться, – писала Лариса Владимировна. – Всё было уже на месте: шкафы, парты, доски, учебники, карандаши, тетради, прочие пособия, телефон и квартира учителя тут же, при школе».
Так начиналась история брянсколипяговской школы. Ученики из соседних хуторов: Нехаевки, Саловки и других – приходили сюда пешком. И даже в годы войны учёба здесь практически не прекращалась.
Тёплые воспоминания
От старых времён в школе сохранились красивые раздвижные двери в главном холле. Они и по сей день сдвигаются, словно ширма, и пространство, как в зеркале, увеличивается вдвое. Когда‑то этот большой зал согревали сразу четыре высокие печки.
Как вспоминает бывшая учительница Валентина Шурховецкая, которая попала в Брянские Липяги по распределению после пединститута в 1977 году, здесь ученики и учителя всегда собирались по праздникам, устраивали танцевальные вечера и линейки. А в будни тут стояли шахматные столы, где со школьниками занимался тогдашний директор – участник Великой Отечественной войны Павел Семёнович Пушкарёв.
«На переменках, до уроков и после уроков – всегда здесь кто‑то играл», – рассказывает Валентина Георгиевна.
Сама она вспоминает свою школу с большим теплом. Говорит, это были хорошие, светлые годы. И её, молодого учителя математики, поддерживал весь дружный коллектив.
«Первый раз в эту школу я именно пришла, – улыбается собеседница. – Пришла пешком из Вейделевки. Раньше асфальтированной дороги не было, и ходили через яр напрямую. Позже уже я снимала комнату в Брянских Липягах и отработала здесь два с лишним года».
По воспоминаниям учительницы, школа тогда уже приросла другими зданиями. Помимо исторического, в котором размещались четыре классных кабинета, учительская, библиотека и большой зал, слева пристроили домик для начальной школы. А справа – столовую и здание интерната.
«Детей тогда не возили на учёбу каждый день, – замечает Валентина Георгиевна. – Их доставляли сюда в понедельник из Нехаевки, Саловки и других хуторов, а потом они здесь целую неделю жили. В субботу их забирали. Те, кто был постарше, ходили пешком».
Надгробные плиты в фундаменте
Тогда, в 1977-м, молодой учительнице математики поручили самый большой восьмой класс, в котором значился 21 ученик. В остальных классах детей было меньше, от 7 до 13 человек. А всего в конце 1970-х в Брянских Липягах училось около 80 школьников.
«В те времена это было большое село, – вспоминает Валентина Георгиевна. – Здесь функционировал спецхоз по выращиванию овец. Он был широко известен в масштабах области. Люди были все при деле. И уезжать отсюда не стремились».
После уроков небольшой коллектив любил собираться в учительской, слушать рассказы историка Павла Пушкарёва. И вот однажды он поведал коллегам о том самом помещике Блинове, у которого в селе было имение.
«Он нам рассказывал, что возле Дома культуры была когда‑то родовая усыпальница Блиновых, – вспоминает Валентина Георгиевна. – Местные жители туда заглядывать боялись, а вот дети после войны якобы залезли. Не знаю, миф это или правда, но ходили слухи, будто они нашли там перстни с зелёными камнями. А вот то, что там когда‑то действительно были могилы Блиновых, впоследствии подтвердилось».
В конце 1980-х Валентина Шурховецкая стала начальником управления культуры Вейделевского района, где проработала 30 лет. Как‑то раз в её кабинете раздался неожиданный звонок. Звонила жительница хутора Нехаевка, которая сообщила, что в фундаменте её дома сохранилась одна из надгробных плит из усыпальницы Блиновых.
«Мы туда поехали, и оказалось – действительно, – продолжает Шурховецкая. – Дом был уже заброшен, и эту плиту мы вывезли и установили возле Дома культуры в Брянских Липягах. Чтобы сохранить память о помещике, который так много сделал для села».
Позже ещё одна плита из усыпальницы Блиновых нашлась в фундаменте дома бывшей заведующей брянсколипяговским клубом. Но её трогать не стали, так как дом был ещё жилым.
Будущее зависит от нас
В 1990-е годы хутор переживал тяжёлые времена. Впрочем, как и многие маленькие сёла на периферии. Овцеферма закрылась, молодёжь начала разъезжаться, детей в Липягах оставалось мало.
«Тогда было массовое закрытие школ, – замечает Валентина Шурховецкая. – А когда построили новую Зенинскую школу, появились автобусы, детей со всего сельского поселения стали возить уже туда. В 2010 году школу в Брянских Липягах закрыли. И мы тогда очень переживали за это красивое старинное здание».
Дважды в год Валентина Георгиевна собирала всех своих коллег и выезжала на хутор, чтобы привести территорию заброшенной школы в порядок.
«Мы старались своими силами сберечь здание, – подчёркивает она. – Латали крышу, чтобы она не протекала, чинили окна, косили бурьян, вырубали молодую поросль. Какое‑то время на хуторе жила одна наша сотрудница, присматривала за зданием. Но потом она уехала, и следить стало некому».
Сейчас земская школа носит статус выявленного объекта культурного наследия и находится в муниципальной собственности. В 2019 году её включили в региональный проект по реновации памятников архитектуры «Новая история старых зданий». Однако денег хватило лишь на малую часть работ.
«Тогда мы заменили крышу в местах, где был повреждён шифер, – рассказывает Елена Башкинцева. – Навели порядок на территории. На другие работы средств не выделили. Но мы продолжаем ездить в Брянские Липяги на субботники. И предлагаем это здание в аренду на льготных условиях. Однако до настоящего времени таких заявок к нам не поступало. Это и понятно, школа требует колоссальных вложений и находится довольно далеко от трассы, вдали от крупных городов».
Увы, это тихое место, кажется, уже смирилось со своей вполне предсказуемой судьбой. И устало смотрит на заброшенный осенний сад, присыпанный снегом, своими огромными окнами со сломанными кое‑где переплётами. Вдруг на секунду в тишине заброшенной школы эхом слышится озорной ученический гам. И, как на чёрно-белой фотокарточке, оживает внезапно большой зал: в печах потрескивает огонь, в окна льётся морозный солнечный свет, а за шахматными столами ломают головы сосредоточенные школьники.
Тихонько закрываем скрипучие старые двери, и картинка, как на сгоревшей киноплёнке, чернеет и сжимается. Всё это уже в прошлом. А будущее зависит от нас.
Анастасия Состина