Осенние прогулки вдоль берега Камы. Чем способна удивить путешественников Пермь
Корреспондент «Белгородской правды» поделилась впечатлениями от повторного визита в культурную столицу Урала
-
Статья
-
Статья
Моей настольной книгой в детстве были «Уральские сказы» Павла Бажова: про хозяйку Медной горы, старика Кокованю и сиротку Дарёнку. Удивительные, волшебные сказы, как и всё Приуралье. И, узнав о том, что я смогу поехать в Пермь второй раз, очень обрадовалась. Вновь приезжая в город, в котором был хотя бы однажды, чувствуешь себя почти местным. Но, как и прошлой осенью, так и нынешней Пермь продолжает удивлять.
Третий по площади
Где находится счастье? В городе самоцветов можно найти счастье любого размера – начиная от маленького магнита в сувенирной лавке до известного на всю страну арт-объекта на набережной реки Камы, самого крупного притока Волги-матушки. «Счастье не за горами» – для местных жителей это и лозунг, и философия, и способ радовать себя и гостей города. А также возможность верить в это счастье и делиться им с окружающими.
Несмотря на то что Пермь растянулась вдоль реки Камы больше чем на 50 км, среди городов-миллионников она занимает скромное предпоследнее место, опережая лишь Волгоград. Пермь – третий по величине город России, его площадь 800 кв. км. Чтобы пройти пешком из одного конца города в другой, потребуется около 17 часов. В Перми находится и самая длинная в стране улица – Восточный Обход, которая растянулась больше чем на 22 км. Солнце здесь встаёт на два часа раньше, чем в столице, а перелёт от Москвы занимает около полутора часов.
Косолапый покровитель
Больше всего в столице Пермского края медведей. Они везде.
Потереть на счастье бронзового медведя возле центральной гостиницы «Урал» – первый и обязательный ритуал по прибытии в город.
Образ могучего хозяина тайги украшает современный герб Перми и Прикамья, олицетворяя силу, хитрость и мужество. Он почитался ещё коренными жителями Великой Перми – коми-пермяками. Артефакты, обнаруженные во время раскопок, свидетельствуют о том, что древние охотники относились к медведю как к покровителю. Впервые символ местных земель появился на печати пермской во времена Ивана Грозного в 1577 году. На гербе медведь окрашен в белый (серебряный) цвет, символизируя местные богатства: полезные ископаемые, лесной фонд и плодородные земли.
На набережной Камы их можно найти в виде забавных скульптур: медведь-диджей, Мишка – солёные уши, медведь-рыбак, медведи, играющие в баскетбол. А один косолапый ищет, куда же поставить мягкий знак в слове «Пермь». Эта композиция носит название «Пермь мягче, чем вы думаете». Уникальные арт-объекты отражают наиболее известные достижения и главные символы Прикамья, такие как медеплавильное дело и пушечное производство, авиадвигателестроение, балет и другие. Но не только вдоль Камы можно встретить косолапую братию. Она будет попадаться вам в самых нежданных местах, даже под ногами – на канализационных люках.
Медведи есть и на древних изображениях пермского звериного стиля – это уникальные фигурки-тотемы с образами зверей и птиц, их находили на многих археологических памятниках Прикамья. Они были распространены на Урале более 3 000 лет назад. Обереги, связанные с древней магией и выполнявшие функцию покровительства первопредков, принадлежали главам рода и шаманам, отвечавшим за жизнь и благосостояние племени.
Суровые скалы Северного Урала и вековые сосны хранят на себе родовые знаки древнего народа – пасы. Родовые знаки могут рассказать про хозяев земли, про реки и горы, про пути-дороги. И, как любой орнамент, они являлись оберегами, средствами оградительной магии, защищавшими от злых духов.
Если говорить о культурных ценностях Урала, нельзя не затронуть главную тему и богатство Прикамья – уральские самоцветы и пермскую (кунгурскую) школу филиграни. Это одна из немногих живых древних филигранных школ в мире. Пермский экспериментальный ювелирно-гранильный завод основан в 1969 году. Его художники работали с такими камнями, как пейзажная яшма, агат, родонит, малахит, сердолик, змеевик, уральские кварцы – цитрин, аметист, горный хрусталь и дымчатый кварц. Поэтому сложно не привезти в свой родной город знаменитую малахитовую шкатулку, описанную в сказах уроженца Пермской губернии Павла Бажова. Сам Бажов отзывался о малахите так: «радостный камень и широкой силы», в нём «радость земли собрана».
Пистики и посикунчики
Повествуя о крае с тысячелетней историей, сложно не упомянуть о местных гастрономических вкусах. Здесь одновременно можно встретить кухню не только славянских северных, но и финно-угорских народов.
Пельмени – символ уральской семейной традиции. Местный пельмень должен быть как настоящий пермяк – из крепкого и крутого теста. При варке на пельмене появляются суровые морщинки, начинка должна быть обязательно из трёх видов мяса: говядины, баранины и свинины. В этих краях блюдо зовётся пельнянь, что в переводе с коми означает «хлебное ухо».
Пермские посикунчики – тема не только вкусная, но и активно обсуждаемая. Попробовать их мне удалось ещё в прошлом году. А в нынешнем, конечно же, всех коллег, приехавших в Прикамье впервые, нужно было удивить.
Названием блюдо обязано своей особенности: при поедании посикунчик должен «сикать», то есть брызгать густым мясным соком. Они бывают с мясом и курицей, с грибами, пареной репой и капустой. Едят посикунчики с соусом – разведённым уксусом с перцем, а ещё они хороши с хреном, горчичной водой или сметаной.
Ещё одно необычное слово можно встретить в Прикамье – «пистики». Такое чудесное название получили молодые побеги полевого хвоща, которые собирают по весне в больших количествах. За зелёными «носиками» охотятся, как за грибами. Затем пистики сушат, чистят и готовят в пирогах, кашах, супах и даже в жульене по‑коми-пермяцки.
Название «шаньга» перешло в русский язык из языка коми. Часто это блюдо – подобие ватрушки с картофельным пюре вместо творога – встречается в русских сказках, былинах и эпосах. Найти шаньги (с различными начинками) можно везде – от Карелии до Оби.
Солёные уши
— Мне, пожалуйста, два счастья и одни уши.
— Вам положить в пакет?
— Нет, спасибо, я так понесу…
Такой диалог можно услышать только в Перми – это приезжий в магазине покупает сувениры. Городская скульптура «Пермяк – солёные уши» признана в России самым странным памятником, однако туристы её обожают. И первые фото в городе делают именно рядом с ней. Почему же уши солёные? Основой экономики Прикамья всегда была добыча соли. Начиная с 1430 года в краю появились соляные варницы, которые построили купцы из Великого Новгорода. Так возник город Соль Камская, который сегодня носит название Соликамск. В районе Соликамска и Березников расположено второе в мире по запасам Верхнекамское месторождение солей: каменных, калийных, калийно-магниевых. В XVII веке Соликамск стал соляной столицей России. Каждый год здесь добывали около 115 млн кг соли. Рабочие носили её в специальных деревянных приспособлениях, которые крепились к спине. Частички соли попадали им на уши и разъедали кожу. Сегодня это имя стало уже нарицательным.
Главный пешеходный маршрут Перми – Зелёная линия – объединяет ключевые истории, культурные и архитектурные объекты из прошлого и настоящего. Всего за полтора часа этого уникального маршрута можно получить яркое эмоциональное представление о городе. Стоит также заглянуть в самую первую земскую аптеку Перми, что на улице Покровской, 30 (ныне это улица Ленина – прим. авт.), которая открылась 1 декабря 1812 года и спустя 200 лет остаётся на прежнем месте, помогая горожанам и гостям сберегать своё здоровье.
Многие здания и храмы в Прикамье построены в архитектурном направлении историзма, или тоновщины. Русский архитектор Константин Тон стал «законодателем архитектурной моды» эпохи XX века.
Особо стоит отметить и одно из художественных наследий Пермского края – Обвинскую роспись. Это почти забытая традиция, которая скромно стоит в сторонке от знаменитой хохломы. «Цветик-восьмицветик» – самый главный элемент в Обвинской росписи. Обвинскими розами расписывали прялки, посуду и игрушки в селениях по реке Обве – отсюда и название. Роспись, хотя и моложе хохломы – появилась примерно в середине XIX века, но так же интересна и самобытна.
Стихи на пирсе
Академический «Театр-Театр» – один из старейших театров Пермского края, он основан в 1927 году. Его история связана с такими значимыми именами, как Марк Захаров, Владимир Гинзбург и Георгий Бурков. В репертуаре можно встретить мюзикл «Три товарища», драмы «Анна Каренина» и «Географ глобус пропил», пластический спектакль «Мы» и многое другое. Сегодня «Театр-Театр» продвигает новое сценическое направление – русский мюзикл.
Ежегодно в мае – июне проходит международный многожанровый Дягилевский фестиваль, собирающий участников из самых разных городов страны и мира. Сергей Дягилев – легендарный импресарио и автор «Русских сезонов», провёл здесь своё детство и жил до окончания гимназии. В его доме сейчас находится музей, который также задействован во многих мероприятиях фестиваля.
Театр юного зрителя расположен в одном из самых красивых особняков Перми – памятнике архитектуры, построенном по проекту Александра Турчевича в начале XX века. Сегодня здесь можно увидеть такие спектакли, как «Дубровский», «Первый бал Наташи Ростовой», «Война и мир», «Эдит Пиаф» и «Еврейское счастье». Кроме того, во внутреннем дворе ТЮЗа можно прогуляться и сделать красивые фотографии.
Осенью в рамках международного кинофестиваля «Лампа» демонстрируются короткометражные фильмы и социальная реклама на важные темы: добровольчество, образование, благотворительность, семейные ценности и экология.
Сама атмосфера, природа и история Прикамья располагает к размышлениям и творчеству: тихое движение уральских рек, высокие стволы пихт, потемневшие от времени бревенчатые домики. Здесь даже в маленьких посёлках до сих пор работают небольшие, но с такой богатой историей театры. Один из них – в посёлке Ильинском, что в 93 км от Перми.
Не случайно именно здесь создан музей любительского театра. Он расположился в здании, построенном в 1824 году (сейчас это объект культурного наследия регионального значения «Дом общественного собрания»). Здесь в начале XIX века действовал самодеятельный театр служащих имения Строгановых. Позднее начал работу театр, созданный крепостными, где все женские роли исполняли мужчины с усами и бородами, в чепцах, сарафанах и драдедамовых платках.
В таком месте хочется надеть красивый наряд и, стоя на дощатом пирсе или гуляя по тенистому парку, слушать шум реки и декламировать стихи русского поэта Серебряного века Игоря Северянина:
Ты вышла в сад,
и ты идёшь по саду,
И будешь ты до вечера в саду.
Я чувствую жестокую досаду,
Что я с тобой по саду не иду.
О, этот сад! Он за морскою далью…
Он за морскою далью, этот сад!
Твои глаза, налитые печалью,
Ни в чьи глаза – я знаю – не глядят.
Я вижу твой,
как мой ты видишь берег,
Но – заколдованы на берегах –
Ты не придёшь кормить
моих форелек,
А я – понежиться в твоих цветах.
Что море нам! Нас разделяют люди,
И не враги,
а – что страшней – друзья…
Но будет день –
с тобой вдвоём мы будем,
Затем что нам не быть
вдвоём нельзя!
Путешествуя по просторам России, не стоит откладывать новые впечатления на потом, ведь счастье и правда не за горами, а уже здесь и сейчас.
Елена Ржевская