Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 августа 2024,  18:30

Город талантов и семи ландшафтов. Чем манит путешественников промышленный центр Сибири

«Белгородская правда» прогулялась по летнему Красноярску

Город талантов и семи ландшафтов. Чем манит путешественников промышленный центр СибириФото: Анна Черкашина
  • Статья
  • Статья

Красноярск умеет удивлять. Уникальная природа, талантливые люди, современные кварталы, мощная промышленность. К 2026 году здесь должно заработать метро. Красноярский метротрамвай станет восьмым метрополитеном в России и вторым в Сибири.

В числе лучших

7–8 августа в Красноярске прошёл VI межрегиональный гуманитарно-просветительский медиа-фестиваль «Спас на Енисее». Он собрал журналистов из различных уголков России. На творческий конкурс фестиваля в этом году пришло 986 заявок в 7 номинациях. В шорт-лист попали материалы трёх журналистов и редактора «Белгородской правды».

Победителем в спецноминации «Zа веру, Zа правду!» в категории «Печатные СМИ» стала главред «Белгородской правды» Елена Ховхун. Жюри высоко оценило подготовленный ею цикл публикаций, посвящённых погибшим героям СВО. Также в числе финалистов конкурса оказались Нелля Калиева с материалом «Мама, а ты моя?», Анна Черкашина с циклом публикаций о сохранении культурных традиций и Елена Ржевская с материалами «Хлеб, согревающий душу» и «Человек для порядка». «Белгородская правда» стала единственным изданием, журналисты которого так широко были представлены в шорт-листе, даже несмотря на то, что на победу в конкурсе традиционно претендуют именно сибирские коллеги. Также Гран-при в одной из номинаций получила представитель «Белгород-медиа» Екатерина Скляренко с видеорепортажами, посвящёнными участникам СВО.

 

Здание бывшего речного вокзала Красноярска Здание бывшего речного вокзала Красноярска / Фото: Анна Черкашина

«В фокусе фестиваля – вопросы семейных ценностей, материнства, отцовства, детства. Собственно, того, что составляет основу нашего суверенитета, нашего патриотизма, дающую нам возможность уверенно и смело смотреть вперёд», – отметил губернатор Красноярского края Михаил Котюков.

Журналисты и общественники из разных регионов обсуждали пути сохранения и популяризации традиционных ценностей. Дискуссионные площадки посвятили духовной безопасности, развитию соцсетей, межнациональному и межконфессиональному диалогу и многим другим темам.

Руководитель документального канала RTD Екатерина Яковлева представила фильм «Агитбригада» – историю о том, как по линии фронта в пяти подразделениях и госпитале прошли показы фильмов, подготовленных для фестиваля «RT. Док: Время героев». Бойцы смотрели киноленты о себе самих и о том, как их любят и ждут дома. Фильм запечатлел самые искренние эмоции военных, а также встречу Яковлевой с братом, который вывозит раненых с поля боя. Во время поездки она написала серию портретов военкоров и героев фильмов – выставку «Донбасский уголь» представили на фестивале. Кстати, недавно RTD выпустил документальную ленту «Белгород прифронтовой», в которой рассказывает о нынешних реалиях жизни в нашем областном центре.

 

Памятник бойцам спецназа Памятник бойцам спецназа / Фото: Анна Черкашина

На берегах Енисея

Традиционно для журналистов подготовили оригинальные пресс-туры. Они позволили погрузиться в историю Красноярска, познакомиться с его достопримечательностями и узнать о выдающихся людях, которые когда‑то жили на этой земле.

Ещё с момента приземления в местном аэропорту сердце переполняется восторгом от красоты местной природы. За взлётной полосой начинаются леса, а пока едешь на машине к городу, не можешь оторваться от окна, любуясь гористыми пейзажами.

Здесь сходится семь видов природных ландшафтов, поэтому пешком можно прогуляться по различным географическим зонам нашей страны. В Красноярске есть горы и скалы, степные просторы и леса, потухшие вулканы и каньоны.

Ещё одна природная достопримечательность – Енисей – одна из самых длинных и полноводных рек мира. В городе обустроили уютную набережную, где любят гулять горожане. А вид перекинувшегося через Енисей Коммунального моста, пожалуй, знаком каждому россиянину – именно он изображён на 10-рублёвой купюре.

На всю страну известен национальный парк «Красноярские Столбы», знакомящий с уникальностью сибирской природы. В этом месте родилось движение столбистов – людей, посвятивших Столбам немалую часть жизни и знающих здесь каждую тропку, каждый камень. Это движение имеет свои традиции. Одну из них запечатлел художник Евгений Кобытев. На Доме дружбы народов «Родина» можно увидеть созданное им мозаичное панно «Встреча восхода солнца на Столбах». Ещё его называют «Красноярская Мадонна». Когда в семье столбистов рождается ребёнок, они приходят с ним в национальный парк, чтобы встретить рассвет и показать всю красоту окружающего мира. Именно этот момент отразился в панно, размеры которого 8 метров в высоту и 20 в ширину. Оно создано из смальты и енисейской гальки. Каждый камушек специально подбирался по цвету.

Телеграмма Калинину

Красноярск основан как военный острог в XVII веке и за прошедшее время превратился в город-миллионник, который с каждым годом преображается и становится всё краше.

Улицы здесь очень разные. Где‑то можно увидеть огромные жилые комплексы, именуемые в народе «человейниками», а в иных местах сохранились сталинские и дореволюционные здания. Один из архитектурных памятников – Архиерейский дом. Он является объектом культурного наследия федерального значения. Здание построено в конце XIX века. Сейчас там располагается управление Красноярской епархией и действует православный храм во имя Иоанна Предтечи. В 2002 году возле Архиерейского дома открылся памятник архиепископу Луке Войно-Ясенецкому. Личность этого святого занимает особое место в истории города.

 

Инсталляция «Прибытие первого поезда» Инсталляция «Прибытие первого поезда» / Фото: Анна Черкашина

 

Мы направляемся в красноярскую школу № 10. В годы войны здесь располагался один из корпусов эвакуационного госпиталя № 1515, главным врачом которого был святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий). На месте операционной, где он спас сотни жизней, теперь учительская.

Когда началась Великая Отечественная, Валентин Феликсович находился в очередной ссылке. Желая быть полезным, он отправляет телеграмму председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину: «…Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».

Телеграмма до Калинина не дошла, осев на столе местного партийного начальства. Но опыт Войно-Ясенецкого решили использовать, ведь к тому времени он был врачом уже с мировым именем и оперировал раненых ещё в годы Русско-японской войны. 30 сентября 1941 года Валентин Феликсович стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Работал по 8–9 часов, делая три-четыре операции в день.

Когда госпиталь закрылся, о нём приказали забыть. Но память о происходивших здесь событиях сохранялась вопреки всему. Со временем в школе появился музей, а на фасаде образовательного учреждения открыли барельеф с изображением святителя Луки.

 

Семён Кожевников Семён Кожевников / Фото: Анна Черкашина

«В госпиталь за время работы Валентина Феликсовича поступило 6 975 раненых. Это были самые тяжёлые больные. Из них умерло всего 94 человека. То есть качество работы было высочайшим! Также святитель Лука подготовил себе смену, выучил немало учеников, что обеспечило крайне низкую смертность раненых по всему краю», – рассказывает красноярский биограф Луки Войно-Ясенецкого, краевед Семён Кожевников.

Во многих случаях, где спасение конечностей казалось невозможным и требовалась ампутация, Валентин Феликсович сохранял руки и ноги больным. Перед каждой операцией молился и рисовал на человеке крест, только после этого приступал к работе.

 

Виктор Теплицкий Виктор Теплицкий / Фото: Анна Черкашина

 

Каждый день святитель Лука пешком преодолевал пятикилометровый путь от госпиталя к Никольскому храму – ещё в 1921 году он стал священником.

«В то время все красноярские церкви были закрыты. И владыка добивается того, чтобы открыли часовню на кладбище. Здесь он совершает первую литургию. Именно с этого маленького храма забил источник воды живой – уже потом стали открываться другие храмы», – отмечает нынешний настоятель Никольской церкви священник Виктор Теплицкий.

Он знакомит нас с местными чудотворными иконами и рассказывает, как преобразился храм во второй половине XX века. Как‑то сюда даже приезжали паломники из Греции, почитающие память святителя Луки.

Сам отец Виктор увлечён литературой, пишет рассказы и стихи. С детьми занимается в воскресной школе, а для взрослых организовал литературный клуб, члены которого обсуждают произведения как отечественной, так и зарубежной литературы.

Видеолетопись края

Неподалёку от Никольского храма находится краевое учреждение культуры «Енисей кино». Здесь не только сохраняется краевой плёночный фильмофонд и хроникальный видеоархив Красноярского края, но и действует уникальный музей кино, создаются видеоматериалы и киножурнал «Енисейский меридиан».

В экспозиции можно увидеть, например, кинопроектор ГОЗ 20–30-х годов XX века. Именно такие проекторы в своё время произвели «революцию» и сделали фильмы доступными для жителей самых отдалённых поселений. Самые ранние киноплёнки, хранящиеся в архиве, датируются 1913 годом. Видеолетопись края постоянно пополняется. В хранилище также немало популярных советских и современных фильмов.

 

Самые ранние киноплёнки, хранящиеся в «Енисей кино», датируются 1913 годом Самые ранние киноплёнки, хранящиеся в «Енисей кино», датируются 1913 годом / Фото: Анна Черкашина

«Вот, смотрите, здесь представлены 30-миллиметровые киноплёнки, – указывает на круглые ящики для фильмокопий хранитель фондов Александр Блинников. – Их называют «консервы времени». Сколько вы думаете здесь заархивировано минут? Всего 10».

Таким образом, длинный фильм представляет собой внушительную и тяжёлую стопочку подобных банок. Каждая фильмокопия регулярно проверяется, чтобы плёнка не склеивалась и не было повреждений. «Енисей кино» ежемесячно организует кинопоказы. Хранятся в учреждении и стереоплёнки. Частично архив уже оцифрован. Сейчас процесс оцифровки продолжается.

 

Так менялась форма проводников Так менялась форма проводников / Фото: Анна Черкашина

«Почувствуй Сурикова»

Ещё одно место, где чувствуется дух старого Красноярска, – музей-усадьба Василия Сурикова. Находится она в центре города, среди современных зданий. Но, зайдя за ворота, попадаешь совсем в другую эпоху и видишь усадьбу конца XIX – начала XX веков – с домом, флигелем и хозяйственными постройками. Именно в этом старинном деревянном доме в 1848 году родился известный художник. Экспозиция рассказывает о его жизненном пути и творчестве, а на первом этаже практически в первозданном виде сохранились комнаты, в которых жила семья.

Сюжеты, воплотившиеся в картинах Сурикова, с детства были ему знакомы. Он участвовал в кулачных боях, не раз был свидетелем взятия снежных городов на Масленицу…

 

Музей-усадьба Сурикова Музей-усадьба Сурикова / Фото: Анна Черкашина

 

Отца не стало, когда Василию было всего 11 лет. Мама с тремя детьми на руках осталась одна. Она занималась рукоделием, сдавала второй этаж квартирантам, пыталась сводить концы с концами. Все эти лишения сказались на сыне – он был бережлив, ценил каждую мелочь. От матери перенял огромное трудолюбие. В то время многие художники пользовались помощью подмастерьев, но Василий Иванович, когда писал свои огромные шедевры, всё делал сам.

Пройдя по комнатам усадьбы, можно узнать много любопытных фактов о родных и близких художника, о начале его творческого пути, о создании знаменитых полотен… А ещё здесь можно посетить ароматическую экскурсию «Почувствуй Сурикова». Для неё парфюмерный бренд специально подобрал несколько ароматов, которые ассоциируются с картинами. Вдыхая их, гости переносятся то на крымское побережье, то в снежную деревню…

От Эйфеля До Хворостовского

Музей истории Красноярской железной дороги – один из интереснейших в городе.

«Первый поезд на станцию Красноярск пришёл 6 декабря 1895 года. Сначала топили дровишками, а потом углём», – рассказывает историк и директор музея Константин Карпухин, запуская инсталляцию: миниатюрный поезд мчится среди снегов к зданию вокзала, который просуществовал до 1960 года.

В витринах – коллекция подстаканников. Раньше кипятка в поездах не было, взять его можно было только на станциях. Поэтому к прибытию поездов в специальных зданиях уже готов был кипяточек в старинных самоварах – их коллекцию тоже собрали в музее.

 

Константин Карпухин: «Кипятка в поездах не было, взять его можно было только на станциях» Константин Карпухин: «Кипятка в поездах не было, взять его можно было только на станциях» / Фото: Анна Черкашина

«А здесь у нас тайная комната», – заговорщически приглашает Карпухин в следующий зал.

Открывает дверь… и мы видим самое настоящее купе. Даже пейзаж за окном сменяется.

В 1899 году в Красноярске был сдан первый железнодорожный мост через Енисей. Его модель, представленная на Всемирной выставке в Париже, удостоилась Гран-при и золотой медали «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Многие ошибочно думают, что Гран-при красноярский мост разделил с Эйфелевой башней. Но это не так. Башня получила награду в 1889 году, а мост – в 1900-м. Жюри возглавлял знаменитый Гюстав Эйфель. А оригинал награды теперь хранится в музее истории Красноярской железной дороги.

Путешествуя по музейным залам, мы восхищаемся мужеством железнодорожников в годы войны, удивляемся изменениям, постигшим форму проводников за прошедшее столетие. С интересом рассматриваем предметы железнодорожного быта, а натолкнувшись в экспозиции на уникальные снимки из семейного архива оперного певца, уроженца Красноярска Дмитрия Хворостовского, с изумлением узнаём, что его бабушка и дедушка тоже были железнодорожниками.

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×