Привет, птичья страна. Как в красногвардейских детских садах и школах учат беречь природу
Проект «Птичья страна» активно реализуется в школах и детских садах Красногвардейского района
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Инициатором проекта стала директор станции юных натуралистов Наталья Литвинова. В чём заключается идея проекта, каковы его особенности и что уже успели воплотить, Наталья Николаевна рассказала «Белгородским известиям».
Первый столб
Природоохранной деятельностью, специализирующейся на птицах, станция юных натуралистов в городе Бирюче занимается с 2005 года. Идея проекта «Птичья страна», впоследствии охватившего весь Красногвардейский район, пришла Наталье Литвиновой во время наблюдения за акциями по подкормке птиц. Она неоднократно подмечала, что людям действительно жалко пернатых, но они не готовы поддерживать их на постоянной основе – насыплют один раз горсть овса и забудут.
«Даже взрослым приходится объяснять, что если они решили подкармливать птиц, то должны быть готовы взять на себя ответственность, – объясняет Наталья Николаевна. – Проанализировав ситуацию, мы решили подойти к этому делу с умом – прежде всего птичкам необходимы надёжные и закреплённые места для кормления и гнездования».
Директор начала воплощать свой план в жизнь на территории станции юных натуралистов – именно здесь установили первый птичий столб. Ярусы «многоэтажки» пестрят домиками разных форм и размеров – такой подход необходим, чтобы угодить всем пернатым, которые решили остаться на зиму.
«Нижний этаж у нас пустует – он для демонстрации. В остальных живут птички – повыше воробьи, а пониже – синички, – рассказывает Наталья Литвинова. – Столб – основа, с его помощью мы убедились, что намеченная задумка действительно работает».
Места для корма и гнездования, необходимые для реализации проекта, по большей части делают воспитанники под руководством преподавателей станции юных натуралистов. Уже на входе посетителей встречает выставка кормушек «Золотая осень» – так свою долю в проект вносят самые маленькие любители природы. Для детей постарше оборудована мастерская для постройки скворечников – там ребятам демонстрируют домики, приспособленные под разных птичек, и помогают создавать новые «квартиры» для синички, воробья или скворца.
В процессе реализации проекта Наталья Николаевна столкнулась с проблемой неосведомлённости детей в том, каким птицам свойственно зимовать, а каким – улетать на юг. Поэтому обязательным условием при основании птичьих площадок на территории детских садов и школ стал красочный стенд, визуально поделённый на две секции – «перелётные» и «зимующие».
«Информационный стенд позволяет детям зрительно определить, кто прилетел, и понять, чем крылатого гостя накормить, – поясняет директор и сразу добавляет: – Также нужно знать, чем категорически нельзя кормить. Самая частая ошибка – давать чёрный хлеб. В этом вопросе у нас даже дети знают больше, чем взрослые, и поправляют их».
Проект «Птичья страна» охватил большую часть Красногвардейского района и продолжает набирать обороты. Птичьи уголки в детских садах, школах Бирюча и окрестных поселений отличаются друг от друга. Каждый из них получил своё название и нацелен на необходимую для определённого возраста подачу информации. Вместе все эти «многоэтажки» и «квартирки» для пернатых складываются в одну «Птичью страну».
В игровой форме
Особый подход к реализации проекта «Птичья страна» нужен при работе с детьми дошкольного возраста. Наталья Литвинова отмечает, что воспитанникам детских садов информация о птицах подаётся по большей части в игровой форме:
«Если показать дошколятам стенд, то они на него посмотрят и у них глаза разбегутся, а в нашем игровом пространстве малыши могут всё посмотреть и потрогать – показать на картинке, где хохолок, где хвостик, где лапки, крылышки, глазки, носик».
Такое многофункциональное пространство, которое в игровой форме способно рассказать дошколятам о птицах, оборудовано в детском саду «Росинка» города Бирюча. Преподавательский состав учреждения творчески подошёл к поставленной задаче и помимо зоны с кормушками и информационных стендов разработал интерактивные игры, которые проводят во время прогулок. Ещё на территории детского сада представлена наглядная инсталляция, демонстрирующая особенности жизни некоторых птиц – гнездящихся аистов и плавающих в пруду уток.
Одной из любимых форм активностей в «Росинке» можно назвать подвижную игру «К птичкам в гости». Для этого в птичьем уголке детского сада размещены пеньки, имеющие разные форму и размер, – на каждом из них изображена птица, отмеченная каким‑нибудь числом. Чтобы приступить к игре, ребёнку нужно бросить кубик и, запомнив выпавшую ему цифру, найти нужный пенёк и назвать, какая птичка на нём изображена.
Ещё одна интересная игра – «Расскажи‑ка». Её часто проводят воспитатели для малышей на прогулках. Цель этой игры не только в том, чтобы помочь детям запомнить разнообразие представителей птичьего мира, но и научить с лёгкостью рассказывать истории о каждой из птичек, собранные из разных любопытных фактов. Атрибуты «Расскажи‑ка» – круглые карточки с птичками и красочный стенд с цепочкой наводящих вопросов.
«Ребята подходят к стенду «Расскажи‑ка» и отвечают по порядку на вопросы: что это за птица, какого размера и цвета, чем питается», – объясняет специфику игры Наталья Литвинова.
Территорию птичьего уголка детсада «Росинка» также украшают работы воспитанников – над стендом с игрой «Расскажи‑ка» висят рисунки, изображающие птичек, так полюбившихся маленьким художникам.
В детском саду «Берёзка» в селе Засосна поучительный птичий уголок представлен иначе. Столб с птичьими домиками, кормушки и зону для наблюдения сделали родители, а воспитатели подготовили с детьми театральную сценку с уникальными костюмами.
Главные герои поучительного мини-спектакля – пернатые, хулиган и птичий патруль. Отыгрывая постановку с простой моралью о том, что нужно беречь и любить природу, дети и сами начинают понимать, в чём ценность их птичьего уголка.
Полиция порядка
Простые, но важные правила по охране природы, которые дети узнают в детском саду, закрепляются в школьном возрасте. Птичьи уголки образовательных учреждений в сёлах района находятся под бдительной охраной учеников. Берегут их как первоклассники, так и выпускники. В поддержку проекта «Птичья страна» в школах были оборудованы зоны со скворечниками и кормушками, а также наглядные информационные стенды.
В Засосенской школе учитель биологии Татьяна Дымова в ходе одного из уроков напоминает ученикам восьмого класса о необходимости заботы об оседлых птицах зимой. Представляя птичий уголок школы, она рассказывает, что раньше зона, посвящённая пернатым, располагалась на Рябиновой аллее, где была достаточно большая проходимость людей, а кормушки и домики висели слишком низко. При обустройстве нового уголка учли старые ошибки. Теперь на высоких столбах вдоль забора закреплены новые птичьи «квартирки» разных форм и размеров, а неподалёку расположена целая «карусель» кормушек.
«Главное, чтобы кормушка была удобной, – отмечает Татьяна Николаевна. – Её главный элемент – крыша, ведь именно она будет защищать корм от снега. Не менее важно предусмотреть открытое место, чтобы птицам было удобно подлетать и садиться, а кормушку можно было позже без проблем почистить».
Ученики восьмого класса наперебой вспоминают птиц, которые остаются на зиму на территории школьного двора: воробьёв, скворцов, синиц и свиристелей, не забывают и про лебедей, которые со своим выводком собираются зимовать в реке на территории Засосны.
Ученики Сорокинской школы решили сделать «Уголок орнитолога» сами, соорудив зоны для наблюдения и кормушки из переработанного дерева, чтобы затем украсить их резными деревянными фигурками птиц.
Школьники ответственно подходят к заботе о своём птичьем уголке – они регулярно пополняют запасы в птичьей «столовой» и напоминают младшим товарищам и друг другу о важности такого контроля. У юных натуралистов даже имеется специальная форма – белые кофты и красные береты.
В Верхопокровской школе оборудовать уголок «Птичьей страны» ребятам помог учитель технологии – Богдан Поган. Вместе с ребятами в мастерской, сохранившейся в неизменном виде с 1975 года, он мастерит кормушки и скворечники. О том, как проходит работа по подготовке к холодам, рассказали ученики седьмого класса – Сергей Титов и Георгий Казаринов.
«Важно учитывать, что у кормушек и скворечников разные задачи, – отмечает Сергей. – В скворечниках птицы гнездятся на зиму и живут, а в кормушки слетаются за пищей».
«Мы мастерим кормушки в основном для маленьких птиц. Крупные сюда не залезут, – добавляет Георгий. – Это для того, чтобы голуби не съедали еду других птичек».
Директор школы Елена Поданева отмечает, что в мастерской с Богданом Васильевичем занимаются ученики пятых-девятых классов. Школьники охотно рисуют и выжигают на сколоченных скворечниках и кормушках узоры, кормят птичек.
К благоустройству птичьего уголка на экологической тропе образовательного учреждения ответственно подошли и представители Утянской школы. Разработка и реализация проекта «Птичья страна» на пришкольной территории в селе Уточка проходила под руководством директора школы Юрия Бурминова, учителя биологии Оксаны Бычковой и учителя начальных классов Зои Бурминовой. Они позаботились о том, чтобы участие в реализации задуманной идеи принимали все: учителя, ученики и их родители.
«Кормушки и скворечники сделаны детьми и родителями – у нас и сейчас конкурс по школе объявлен, – отмечает Юрий Александрович. – Так мы следим за состоянием старых птичьих домиков и заменяем их по мере необходимости».
Всё началось с конкурса по финансированию, заявку на участие в котором Утянская школа подала для воплощения разработанного проекта птичьего уголка и победила. Нужные объекты сложной формы были сделаны на заказ, а то, что преподавательскому составу и ученикам было под силу, изготавливалось вместе – они советовались о материалах для информационных стендов, делали кормушки и скворечники, обсуждали и решали, где их расположить.
«Начальная школа и ученики пятых-шестых классов с особым интересом разглядывают птиц на стенде, а после, наблюдая за ними у кормушек, стараются найти и узнать, – уточняет Оксана Бычкова. – В нашей школе постоянно проводятся мероприятия, посвящённые подкорму птиц, но дети и сами подходят к учителю, предлагая пойти проверить кормушки».
Помогают младшеклассникам участвовать в столь важном деле и следят за порядком ученики девятого класса, которые непосредственно создавали уголок «Птичьей страны» в своей школе, – Дарья Сысоева и Виталий Бурминов.
«Экологическими проектами занимаюсь давно, задачи «Птичьей страны» понимаю: во первых, изучение разнообразия птиц нашей местности, во вторых, обустройство школьного двора, – отмечает Виталий и добавляет: – Когда мы приходим на уроки, то обращаем внимание не только на кабинеты, но и на объекты школьной территории».
«Сейчас мы приглядываем за птичьим уголком, потому что с малышами бывает всякое – они забываются и балуются, а мы делаем им замечания и приучаем к заботе о братьях наших меньших, – объясняет Дарья. – Нас можно назвать полицией порядка».
Незаметная, но важная работа
Несмотря на то что станция юннатов в городе Бирюче была основана ещё 1 декабря 1985 года, её активная деятельность продолжается и по сей день. За это время она успела выпустить много талантливых воспитанников, которые трепетно относятся к природе.
«Наш флаг трёхцветный: белый, зелёный, синий. Эти цвета символизируют небо, землю и воду, а на фоне – солнце, которое даёт всему жизнь», – рассказывает Наталья Литвинова.
Развернувшаяся в красногвардейском районе активная работа над проектом «Птичья страна» продолжает вдохновлять Наталью Николаевну и её коллег на новые свершения.
«После «Птичьей страны» хочется продолжать заниматься разработкой экологических уголков, в голове зреет много идей: высадка грядок лекарственных растений, цветов, кустарников, стенды с информацией о них и правилами по уходу, а ещё мини-дендрарий, – отмечает директор станции юных натуралистов. – Наша работа кажется незаметной, но ведь из таких крупиц в итоге и складывается нечто важное».
София Сапрыкина