Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 июля 2024,  18:30

Ошибка в воспоминаниях. Как протоиерей из Корочи стал духовником писателя Достоевского

Историческую несправедливость устраняют «Белгородские известия»

Ошибка в воспоминаниях. Как протоиерей из Корочи стал духовником писателя ДостоевскогоФёдор ДостоевскийФото: графика Станислава Косенкова
  • Статья
  • Статья

Фёдор Достоевский скончался в своей квартире в Санкт-Петербурге 28 января 1881 года в 8 часов 3 минут. Последние дни его жизни были мучительны: четырежды открывалось лёгочное кровотечение с потерей памяти – так, что осматривавшие его врачи посоветовали пригласить священника.

В мемуарах второй супруги писателя Анны Григорьевны говорится, что читать отходную молитву позвали некоего отца Мегорского. Но позднее выяснилось, что в эти воспоминания вкралась ошибка. Исповедовал умирающего Достоевского вовсе не он, а клирик Владимирской церкви Санкт-Петербурга, уроженец уездного города Корочи Николай Вирославский.

Недоразумение

Вторая жена Достоевского – Анна Григорьевна, с которой он прожил 14 лет, – была его стенографисткой и переписчицей. Именно она вела дела с издателями и типографиями, публиковала его сочинения. Когда не стало мужа, Анне Григорьевне было всего 34 года. Всю оставшуюся жизнь она посвятила памяти великого Достоевского: собирала его рукописи, письма, документы и фотографии. Умерла жена писателя в Ялте в полном одиночестве в 1918 году.

Спустя несколько лет вышли в свет две книги А. Г. Достоевской – «Дневник» и «Воспоминания», которые до сих пор считаются важнейшими биографическими источниками. Однако, из‑за того что мемуары эти создавались намного позже описываемых в них событий, туда вкралось несколько ошибок.

Одну из них – касавшуюся личности духовника Достоевского – обнаружил и исправил в 1994 году заместитель директора Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского Борис Тихомиров. Он опубликовал статью, в которой впервые пришёл к выводу, что отец Мегорский не мог исповедовать умиравшего писателя.

«Скорее всего, они даже не встречались, – пишет исследователь в статье. – Появление о. Мегорского на страницах биографии писателя основано на недоразумении, на цепной реакции ошибок».

Сделать такой вывод Тихомирову позволило знакомство с биографией этого священнослужителя. Оказывается, Евграф Мегорский с 1876 по 1890 год являлся ректором Новгородской духовной семинарии. В Санкт-Петербург он попал лишь в 1890-м, когда был назначен настоятелем церкви Митрофаньевского кладбища. Проследил Борис Тихомиров и то, каким же образом вкралась ошибка в воспоминания Анны Григорьевны.

Карандаш и знак вопроса

В своих мемуарах жена писателя подробно описывает последние дни жизни Достоевского. После повторного кровотечения встревоженная Анна Григорьевна послала за домашним врачом Яковом фон Бретцелем. Во время осмотра приступ повторился и Фёдор Михайлович потерял сознание. В дневниках говорится:

«Когда его привели в себя, первые слова его, обращённые ко мне, были: «Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедоваться и причаститься!..» Хотя доктор стал уверять, что опасности особой нет, но, чтобы успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашённый о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Фёдор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился».

Эти воспоминания Анна Григорьевна записала много лет спустя. Они сильно отличаются от того, что зафиксировано в письме, отправленном ею в дни болезни писателя к одному из первых биографов Достоевского Оресту Миллеру

«Одно время он был до того плох, что доктора посоветовали пригласить священника».

Свет на истинное положение дел проливают рукописи этих воспоминаний. Там обнаруживается, что фамилия батюшки – о. Мегорский – вписана женой писателя карандашом и со знаком вопроса позднее. Анна Григорьевна не смогла сразу вспомнить имя священника, оставила для него свободное место, но и через время вовсе не была уверена в точности своей памяти.

Помочь ей могла бы её записная книжка конца 1870-х годов, где в перечне адресов знакомых поименованы три священника Владимирской церкви. Отца Мегорского среди них нет. Зато есть имя протоиерея Николая Вирославского. И другими чернилами позднее приписан даже его адрес: д(ом) 38/1, кв. 11.

Фото: портрет Александра Никитенко (художник Иван Крамской, 1877 год)
Как бывший крепостной из села Удеревка Бирюченского уезда разрешал печатать «Мёртвые души»

Обозрение Лейкина

Этот же факт подтверждает обозрение Николая Лейкина «Из записной книжки», которое было опубликовано в «Петербургской газете» 1 февраля 1881 года. Описывая панихиду у тела покойного на следующий день после смерти, Лейкин сообщает:

«Панихиду служил священник Владимирской церкви о. Николай. Он уже успел прочесть и отходную умиравшему Достоевскому. Отец Николай мне рассказывал, что Достоевский испустил последний вздох именно в тот момент, когда были произнесены последние слова отходной».

Это свидетельство приобретает особое значение в связи со следующими словами из воспоминаний Анны Григорьевны: 

«Совершать панихиды был приглашён мною духовник мужа о. …»

Николай Вирославский (крайний справа) Николай Вирославский (крайний справа) / Фото: из архива семьи Ивана Лаппо, историка, педагога,ученика и преподавателя Николаевской царскосельской гимназии

 

Здесь в рукописи опять сделан пропуск, жена писателя вновь забыла имя.

Основываясь на этих данных, Борис Тихомиров делает вывод, что именно Николай Вирославский был духовником писателя:

«Именно он в минуту кончины писателя читает над ним отходную молитву. И как знать – на эту мысль наводит не только факт особых отношений, существовавших между Достоевским и Вирославским, но и точный адрес священника в записной книжке Анны Григорьевны – не он ли исповедует и причащает Фёдора Михайловича за два дня до смерти? Кстати, его же подпись стоит и на свидетельстве о смерти Достоевского, выданном вдове через несколько дней после смерти мужа – 9 февраля 1881 года».

При этом Тихомиров предполагает, что фамилия Евграфа Мегорского могла запомниться Анне Григорьевне потому, что она перепутала его с однофамильцем Д. Т. Мегорским. К нему Достоевские часто ходили на проповеди в Знаменскую церковь, возле которой жили за несколько лет до того.

Это предположение подкрепляется ещё и тем фактом, что через несколько месяцев после смерти мужа Анна Григорьевна вновь поселяется на Лиговке у Знаменской церкви, где, скорее всего, продолжает ходить на службы к отцу Мегорскому.

Три поколения священнослужителей

Кто же такой духовник Достоевского Николай Вирославский? Он происходил из семьи корочанских священников в трёх поколениях. Родился в 1832 году и вырос в уездном городе Короче, а его дед и отец в разное время служили в корочанской соборной Рождество-Богородицкой церкви. И славились «отлично-усердной пастырской и законоучительской службой.

В 1853 году Николай Вирославский окончил Курскую духовную семинарию, а в 1857-м – Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. Спустя три года он стал клириком Владимирской церкви. Эта церковь имела особое значение в петербургской жизни Фёдора Достоевского.

Несколько лет писатель жил рядом с ней, из окон его последней квартиры по Кузнечному переулку были видны её купола. Он часто посещал этот храм с детьми в воскресенье и по праздникам.

В 1895 году Николай Вирославский стал настоятелем этого храма и аккуратно вёл его историю. Ему принадлежит работа «Описание церкви во имя Божией Матери Владимирской иконы», которая вышла в свет в 1876 году. Более 38 лет он посвятил служению в этой церкви.

Фото: группа кафедрального собора в соцсети «ВКонтакте»
Архиерей на коленях. Как уроженец прохоровской Радьковки стал епископом

Наряду с другими церковными иерархами протоиерея Вирославского приглашали на кафедру Исаакиевского собора для произнесения проповедей. Одна из них – «Слово в неделю о блудном сыне» – была даже опубликована в 1880 году. Кроме того, он вёл активную общественную жизнь. Учил малолетних придворных певчих, был одним из учредителей приходского благотворительного общества, которое помогало нищим, вдовам, беспризорным детям.

Умер Николай Вирославский 7 ноября 1909 года в возрасте 77 лет. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. К сожалению, могила его до наших дней не сохранилась. Все надгробия на этом участке в середине 1940-х годов были снесены.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Сергея Бахматова

Анастасия Состина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×