Оставаться взрослыми. Как уберечь подростков от совершения преступлений
Рассказывает начальник отдела психологического сопровождения белгородского Центра информационной безопасности и психологической помощи Екатерина Лазарева
-
Статья
-
Статья
Правоохранители отмечают, что в последнее время в Интернете часто встречаются сомнительные сообщества, которые могут мотивировать подростков на совершение преступлений. Иногда юноши и девушки получают предложения о совершении противоправных действий напрямую в личные сообщения, а если они отказываются, в ход вступают угрозы.
Угрозы и шантаж
«Подростковый возраст – один из ключевых кризисных периодов в жизни, – напоминает Екатерина Лазарева. – Чувство одиночества и отвержения, поиски смыслов и интересов – болевые точки, на которые могут надавить люди, замешанные в противоправной деятельности. Для вовлечения ребят всё чаще используется Интернет как широкое инфополе, где можно найти подходящую жертву. Через обещание лёгких денег и включение подростка в социальную группу появляется ощущение нужности и важности, в итоге ребёнок довольно скоро оказывается в ловушке злоумышленников и выполняет поставленные ими задачи. В какой‑то момент он может осознать и попытаться отказаться, но в этом случае ответной реакцией будут угрозы и шантаж».
За вовлечение ребёнка в совершение преступления существует уголовное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 150 УК РФ (лишение свободы сроком до пяти лет).
Наиболее строгие меры ответственности предусмотрены за вовлечение подростков в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также за преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Здесь грозит наказание по ч. 4 ст. 150 УК РФ (лишение свободы сроком до восьми лет).
Сами подростки также несут ответственность. Уголовная наступает с 16 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления (например, убийство, террористический акт или кража наркотиков) – с 14 лет.
Подросток может пойти на преступление по разным причинам. В первую очередь на него влияют отношения в семье.
«Излишние опека и контроль, как и дефицит внимания родителей, затяжные семейные конфликты могут сыграть трагическую роль. У ребёнка формируется ярко выраженное протестное поведение либо рождается чувство одиночества, – предупреждает психолог. – Отсутствие включённости в коллектив сверстников зачастую сопровождается травлей в школе, что также может стать весомым фактором. Излишнее свободное время в этом возрасте тоже идёт не на пользу. Человек – существо социальное, а маленький человек обладает обострённой потребностью принадлежать к определённой социальной группе, и я уверяю, он её найдёт, а кем окажутся эти люди – дело случая».
Полезный навык
Поведение подростка может свидетельствовать о его проблемах и переживаниях. Особое внимание стоит обратить на резкие и длительные перепады в настроении, а также на расстройство пищевого поведения и сна, апатию, агрессивные реакции, зацикленность на деструктивных идеях, самоповреждающее поведение, страхи, отказ от общения со сверстниками:
«Следите за внешним видом ребёнка. Не стоит драматизировать, если он ищет свой стиль, но настороженность должно вызывать появление дорогих вещей, нашивок и неизвестных вам рисунков на одежде. Нельзя игнорировать ссадины и другие физические повреждения на теле».
Екатерина Лазарева подчёркивает: если родителям стали известны факты травли в школе, ни в коем случае не стоит обесценивать и игнорировать их, поскольку именно безучастность взрослых приводит к страшным последствиям:
«Все совершают ошибки. Быть идеальным родителем невозможно, но под силу стать для своего ребёнка надёжным тылом. Недопонимание в семье стоит решать не игнорированием, наказанием или насилием, а обсуждением. Нужно учиться разговаривать с детьми и слышать их – это полезный навык».
Атмосфера принятия
По словам психолога, чтобы уберечь ребёнка от угроз и поддержать его в трудный период, нужно заботиться не только о его физическом здоровье, но и психологическом. Подросток может сам попросить о помощи, главная задача – услышать или самому предложить её.
«Родителям нужно оставаться взрослым человеком в глазах ребёнка, – говорит Лазарева. – Быть опорой и вовремя оказывать поддержку, создавать дома атмосферу безопасности и принятия. Сформировать у подростка чёткие границы, что можно и нельзя, объяснить почему нельзя – ребёнок имеет право это знать. Своим примером показывать, как можно провести время: читать книги, вместе гулять, смотреть кино и слушать музыку, поддерживать порядок дома. Развивать интересы подростка и вовлекать его в социально полезную деятельность: волонтёрство, молодёжные конкурсы и фестивали, патриотические объединения, танцевальные и художественные студии, спортивные секции».
Она напоминает: возможность говорить с ребёнком на абсолютно различные темы – огромная ценность:
«Не будьте навязчивыми, но обозначьте ваши мотивы этого разговора через самые простые слова: «Я замечаю/ беспокоюсь о тебе, потому что ты важен мне». Это не сложно. Но родители не всесильны, и иногда требуется помощь специалиста школы или организации, оказывающей информационное и психологическое содействие. Задача родителей – вовремя обратиться за поддержкой».
В Белгороде на базе Центра информационной безопасности и психологической помощи более двух лет функционирует проект «Точка поддержки». Специалисты оказывают бесплатные услуги в рамках профилактики деструктивного поведения детей и психологическую помощь для подростков и молодёжи до 25 лет. Записаться на очный или онлайн-приём к психологу можно по телефону: (4722) 25–03–89.
В рамках экстренной психологической помощи работает бесплатная круглосуточная линия детского телефона доверия: 8 800 2000 122.
Маргарита Грачёва