Тени на школьном дворе. Почему не стоит умалчивать о готовящемся преступлении
Об опасных интернет-сообществах и их губительном влиянии на подростков рассказал кандидат психологических наук, доцент Белгородского госуниверситета Сергей Шкилёв
-
Статья
-
Статья
В последнее время правоохранители часто сталкиваются с распространением деструктивных сообществ в Интернете, в которые попадают подростки. Связь с такими группами для многих детей становится губительной.
С идеей превосходства
В 2023 году в поле зрения правоохранителей попали два школьника из Старого Оскола, оба 2006 года рождения. Оперативники установили, что молодые люди с мая 2022 года знали и не сообщили о подготовке теракта в одной из школ города. Ранее силовики выявили и пресекли преступный замысел их одноклассника, который был последователем международной террористической организации и готовил преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 205, ч. 2 ст. 205.5 УК России. В сентябре 2023 года 2-й Западный окружной военный суд признал его виновным и приговорил к лишению свободы на 6,5 года с отбыванием в воспитательной колонии без ограничения свободы.
Леонид Степанов летом 2021 года убедил двух своих одноклассников – Александра Иванова и Алексея Петрова (все имена изменены – прим. авт.) – присоединиться к нему и убить более 15 человек. Подростки изучили обстоятельства будущего преступления. Результатом их взаимодействия в мае 2022 года стал текст, так называемый манифест, где юноши отразили все преступные планы и ожидаемые последствия. Однако вскоре Иванов и Петров отказались участвовать в подготовке массового убийства. Хотя о деталях планируемого преступления им было многое известно, молодые люди никому об этом не сообщили.
Именно молчание Иванова и Петрова побудило следствие собрать доказательства по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 205.6 УК РФ «Несообщение о преступлении», где субъекты преступления – вменяемые физические лица от 14 лет. Таким образом, в действиях Александра и Алексея Старооскольский суд нашёл признаки состава преступления и решил назначить им наказание в виде принудительных мер воспитательного воздействия.
Вечные вопросы
Любое неформальное объединение молодёжи возникает не на пустом месте, а на почве протеста. Юным свойственно противопоставлять себя взрослым. Это обычная психологическая реакция.
«Для подростков характерно громко заявить о своей позиции, открыто не согласиться с мнением руководства школы или вуза. И это уже протест. А деструктивные сообщества привлекают, прежде всего, своей анонимностью, конспирацией. Нет необходимости что‑то регистрировать, делится персональными данными. Нажал на кнопку – ты уже полноправный член того или иного сообщества», – отмечает психолог.
Юноши и девушки постоянно находятся в поиске себя, пытаются ответить на вопросы: «Кто я в этом мире?», «Какое моё предназначение?», «Какова моя идентичность?» И все деструктивные группы и сообщества, отвечая на эти же вопросы, направляют энергию на разрушение.
Молодым людям говорят: «Смотри, ты с нами, какую идею мы тебе предлагаем благородную. Плюс за работу мы тебе ещё и денег заплатим». И получается, что я тут как бы и за идею, и в тоже время мне за неё как‑то заплатят. Немного поддался – и уже обратно дороги нет.
Что говорят деструктивные группы? «Иди, мы тебя поддержим, смотри, мы тебя принимаем, ты для нас там такой хороший, ты молодец!»
По такому же принципу действуют и группы, которые оказывают помощь, объединяют людей ради высшей цели. Например, оказывают помощь нуждающимся – бедным, обездоленным, больным. Привлекает на самом деле любая группа, которая помогает человеку найти себя.
Ставки для игры
«Ещё одной причиной для участия в подобных деструктивных сообществах может быть потребность в экстремальных ощущениях. Желание пощекотать себе нервы. Когда я что‑то делаю противоправное, скрываю что‑то, я продумываю какие‑то варианты, чтобы меня не распознали, не арестовали. Адреналин. Можно проводить параллели с подростковым возрастом, если вспомним волонтёров, которые поддерживают наших военных, посещают зону боевых действий. Они приехали, увидели, что там взрывы, всё сделали, разгрузили и успели уехать, а потом что‑то произошло. Это же тоже адреналин. Только направлен на созидание, на помощь, а не на саморазрушение», – подчёркивает Шкилёв.
В широком смысле человек играет со своей судьбой. Для него это важно. Чувство игры всерьёз, где ставка – здоровье и жизнь. И хотя принципы построения и коммуникации внутри сообществ одинаковые, принципиальное отличие – это идея, вокруг которой строится сообщество. Поэтому так важно и в семье, и в учебных заведениях делать упор на созидание, поддерживать позитивные примеры.
В психологии есть понятие «групповая динамика». Она отражает количество и качество людей, которые объединяются по интересам. Очевидно, что в деструктивных объединениях примеры разрушительной деятельности находят живой отклик и поддержку, растёт дерево комментариев, реакций. Это своеобразные круги на воде от новости или события, которые расходятся каждый раз по большему диаметру, снова и снова.
Я или мы
Войти или выйти из сообщества процедура строгая в формальных и снисходительная в неформальных объединениях.
Пример, который мы сегодня разбираем, когда двое парней с лёгкостью вошли и также просто вышли из неформального объединения. Но! По закону они тоже несут ответственность. По‑хорошему, они должны были рассказать, предупредить, постараться минимизировать ущерб и не допустить, чтобы кто‑то пострадал. Похоже, сработал принцип индивидуализма, мол, я себя обезопасил, я почувствовал, понял, чем это может закончиться, и вышел из этой группы.
«Мы говорим про готовящийся теракт, то есть люди поняли, чем это чревато. Конечно, подобный случай в криминальной среде невозможен. Там так просто людей не отпускают. А в неформальных объединениях допустимо. И дальше логичные вопросы возникают у правоохранительных органов, почему не предупредили, что кто‑то готовит преступление. То есть мне всё равно, что будет с окружающими. Главное, чтобы я остался на свободе, не понёс ответственности. Ещё срабатывает и принцип круговой поруки, который также пришёл из криминального мира и прижился в нашем обществе, – считает Сергей Шкилёв. – Необходимо менять психологию, с рождения надо рассказывать подрастающему поколению, что если ты понимаешь, что произойдет какой‑то негативный случай, то про это надо предупредить, а не молчать».
От хобби до ошибки
Ещё надо различать разные уровни и типы поведения: асоциальное и антисоциальное. Одно дело – безобидный пост в соцсетях, уличный одиночный протест, своя тусовка на митингах, и совершенно другое дело – бросать бутылку с зажигательной смесью в толпу или готовить убийство.
Особенность деструктивных объединений в том, что внутри кристаллизуют наиболее пассионарных и решительных. Используют всю их энергию, всё, на что они могут быть способны. С математической точностью начинают с простых заданий и постепенно переходят к более сложным, страшным и преступным. И на каждом этапе отсеивается всё больше и больше участников. И большинство из них молчит, скованные страхом получить статус доносчика и предателя.
«Государственная машина и общество устроены у нас так, что ответственность неизбежно придётся нести. Да, в этом конкретном случае, оперативники сработали на опережение, не допустили преступления. Но мы же не можем быть стопроцентно уверены, что и в следующий раз так же получится. Поэтому тут надо понимать всю степень личной ответственности каждого. Если ты понял, что ошибся, всё равно надо пытаться исправить. Как исправить? Пойти и рассказать. А если не рассказал, значит, не до конца ты исправил свою ошибку. И продолжаешь оставаться соучастником противоправных действий», – отмечает учёный-психолог.
Для решения этой непростой проблемы необходимо объединяться и педагогам, и юристам, и психологам, выстраивать системную и общую работу. Настоящий гражданин своего государства обязательно должен понимать всю ответственность и обязательства.
Юрий Гусаков