«Поговори мне тут…» Как участие в театральных постановках поможет детям во взрослой жизни
«Белгородские известия» побеседовали с художественным руководителем белгородской театральной студии «Молоко» Зоей Приходько
-
Статья
-
Статья
«Научиться быть артистом нельзя, на сцене нужно жить», – говорила великая Фаина Раневская. Но освоить навык говорить правильно и легко, развить свою фантазию и креативность, находить нестандартные решения в любых ситуациях даже в самом юном возрасте – всё это не только помогает тем, кто планирует связать себя с театральными подмостками, но и в целом влияет на самореализацию человека, кардинально меняя его жизнь
Недетские шалости
Все дети такие разные. Кто‑то влезает на стул перед Дедом Морозом и звонко декламирует стишки на память или под возгласы румяных гостей «А ну‑ка, Маша, покажи нам тётю Таню…» без стеснения показывает сценки из жизни. Без проблем заводит живой разговор как с ровесниками, так и с незнакомыми взрослыми. Ну а кому‑то лучше спрятаться серой мышкой в уголке за плотной шторой, быстро покрываясь красными пятнами, только от того, что к нему обратились по имени. Подросткам ещё сложнее.
Режиссёр театра «Молоко» Зоя Приходько уверяет, что игра в театре – это отнюдь не детские шалости. Уже в младшем школьном возрасте детям полезна любая театральная студия, а подросткам такие занятия и вовсе помогают безболезненно пройти сложный пубертатный период.
«Конфликты с родителями или с одноклассниками, недовольство собой и миром в целом… Маленькие дети, особенно мальчики, лет до 11 часто бывают агрессивными, устраивая драки между сверстниками. Коммуникабельность в этот период у них почти отсутствует. Девочки, наоборот, в этом возрасте очень миролюбивые. Но потом всё меняется, и они становятся очень сложными. А мальчики – открытыми, добрыми, так как всё уже выплеснули», – уверяет Приходько.
Курсы актёрского мастерства – это не просто возможность попробовать себя в новом амплуа, они дают видимый психотерапевтический эффект.
Не только снижают страх перед публикой и учат практическим навыкам общения, но и повышают эрудицию и расширяют кругозор.
«Дети с помощью публичных выступлений преодолевают свои комплексы, страхи, ломают собственные барьеры. Кроме того, на театральных занятиях мы делаем этюды, где ребята учатся работать в команде. У них обычно принято, что лидер – это тот, кто самый громкий. Но при работе в группе приходит понимание, что лидер – это тот, у кого хорошая идея, развито воображение и фантазия, и за ним добровольно, без насилия, идут и другие участники команды. Организатор – идейный вдохновитель – лидер», – поясняет Зоя Приходько.
Живое общение
Во время театральных занятий у ребёнка хорошо развивается харизма и креативность. Юные участники студии часто предлагают просто невероятные идеи, которые потом берутся за основу для будущих спектаклей.
«У нас регулярно проходят концерты, где дети показывают отрепетированные этюды на публику. Конечно, всё делается под чутким руководством, но в целом – это уже полностью самостоятельная работа», – делится худрук.
Очень многие родители приводят детей в театральную студию, для того чтобы отвлечь от телефонов и просто научить общению со сверстниками. Особенно такие проблемы возникали в период пандемии и у тех детей, кто учился дистанционно. Родители радовались, что хоть где‑то у ребёнка есть настоящее живое общение.
«Одна мама, приведя к нам свою дочь, сказала, что ей всё равно, чем будет её ребёнок заниматься на наших театральных курсах, лишь бы общался с людьми», – улыбается руководитель студии.
На уроках театральной речи не только ставится сценический голос и тренируется ясный, правильный выговор, но и уходят дефекты произношения. С помощью скороговорок развивается дикционная артикуляция и диафрагмальное дыхание. К тому же дети начинают больше читать, у них увеличивается словарный запас и тренируется память.
«Что касается миниатюр, то они в основном по произведениям Пушкина, Державина, Достоевского, много берём из поэзии Серебряного века, активно работаем со сказками», – отмечает художественный руководитель.
Кроме того, дети на занятиях учатся владеть своим телом, у них формируется правильная осанка и пластика, снимаются зажимы и страхи.
«Ещё один очень важный момент – когда после выступлений отсутствует критика. Не стоит повышать голос на ребёнка и не нужно агрессировать. Преподаватель должен объяснить всё без крика: вот здесь можно было сделать поярче, а здесь – слова подучить. Конечно, нужно работать и на результат, но в первую очередь важно желание ребёнка, и чтобы оно сохранилось: к этому надо очень бережно относиться. Кроме того, спокойному общению и рассуждению мы учим и наших детей. Хочешь покричать – покричи на сцене, когда это уместно в твоей роли», – рассуждает Зоя Приходько.
Быстрее, выше, сильнее
Спектакли, конкурсы, выступления, даже видеосъёмки… Театральные студии помогают не только осознать и принять себя, многие дети в дальнейшем решают продолжить свой творческий путь, поступая в специализированные училища и киношколы.
«Дети снимаются в социальном видео, рекламе, поздравительных роликах. Один наш мальчик недавно снялся в ролике «Смешариков». Дети делают актёрские визитки, самопробы, участвуют в городских конкурсах, пополняя своё школьное портфолио… Ребята не просто играют в Ивана-царевича, а становятся по‑настоящему конкурентоспособными. Настоящий актёр ведь должен не только хорошо читать стихотворения, прозу, басни, монологи, он ещё поёт, танцует, а мальчишки вдобавок должны быть сильными и спортивными. Многие ребята после такой театральной подготовки пробуют себя дальше на профессиональном поприще – поступают в различные ссузы, такие как театральный колледж им. Леонида Филатова, киноколледж № 40 Московской международной киношколы, и даже в ГИТИС, ВГИК, театральный институт им. Щукина, ВТУ им. Щепкина и школу-студию МХАТ», – рассказывает Приходько.
Елена Ржевская