Какие премьеры подарят зрителям ровеньские самодеятельные артисты
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
У театральной студии «СемьЯ» в посёлке Ровеньки есть традиция: каждый год 31 декабря дарить зрителям премьеру.
Самодеятельные артисты надеялись продолжить её и в 2020-м: к концу года постановка по пьесе Ольги Степновой «Артистка из Кукушкино» была готова. Однако показ нового спектакля – впервые за 23 года существования студии – не состоялся из‑за ограничений. Но режиссёр коллектива Надежда Калитченко, как и все студийцы, надеется: премьера в родном зале Центра культурного развития в Ровеньках обязательно будет – как только разрешат.
Время оглядеться
«Можно показать спектакль в записи, но эффект совсем не тот, – говорит Надежда Николаевна. – Премьера должна быть премьерой – настоящей, со зрителями. Для того самодеятельность и работает».
Пока же, чтобы не скучать в ожидании, записывают видеоанонс – своего рода трейлер спектакля. Зрителей, кстати, на спектакли в ЦКР заманивать не приходится – билеты на постановки раскупают за день-два.
Вообще же, Надежда Калитченко к ограничениям из‑за эпидситуации относится философски. Весенний карантин, говорит, дал возможность остановиться среди бесконечной суеты, оглядеться вокруг, поискать материал для постановок. В этот период режиссёр и выбрала пьесу «Артистка из Кукушкино», и исполнительница для главной роли есть – Нина Шепелева.
Театральный график в ЦКР довольно плотный: дважды в неделю собираются на репетицию участники студии «СемьЯ» и ещё дважды – юные артисты из студии «Дети из капусты» (ею тоже руководит Калитченко).
Найти подходящую пьесу – это полдела, нужно ещё адаптировать под свой коллектив. В студии «СемьЯ» 16 самодеятельных артистов – от 30 до 70 лет, и каждый мечтает о роли.
«Таких пьес, с большим количеством действующих героев, мало, – рассказывает Надежда Николаевна. – Поэтому я написала им «Лавку желаний». Это волшебная сказка, в которой у каждого есть роль».
Необыкновенные люди
Когда‑то такой волшебной сказкой для Надежды Николаевны стал спектакль Луганского драмтеатра «Фараоны» по пьесе Алексея Коломийца, который она школьницей посмотрела в родном посёлке в Новопсковском районе. Тогда и выбрала себе театральную профессию. После окончания Луганского культпросветучилища создала коллектив, с которым по культурному обмену приезжала из Новопскова в Ровеньки:
«Дообменивались, – улыбается она. – Вышла замуж и осталась жить в Ровеньках».
Здесь в 1997 году Калитченко стала заново собирать театральный коллектив. Поначалу участниками были сотрудники ровеньского ЦКР – семь человек, потому и возникло название «СемьЯ». Затем подтянулись творческие люди извне: из местной библиотеки, районной администрации, с маслозавода. Людей разных возрастов, профессий, жизненных взглядов объединить было непросто. Но ведь они все любят театр – а это немало.
«Наши артисты – очень хорошие люди, – не жалеет добрых слов режиссёр. – Каждый – необыкновенный. У них хватает забот и в семье, и на работе. Но всё равно спешат на репетиции. Потому что здесь отдушина, общение».
Первые лет десять Надежда Николаевна сама писала сценарии, это были простые постановки-мюзиклы. Но ведь всегда хочется расти. Такой точкой роста для студии стал первый серьёзный спектакль – «За двумя зайцами» по пьесе Михаила Старицкого. Зрители приняли его на ура. Да и артистам понравилось работать с классическими текстами. Вскоре после той постановки коллектив получил звание народного.
Сейчас в кабинете режиссёра в ЦКР на стене висят десятка два афиш: гоголевская «Ночь перед Рождеством», «Бабий бунт» по Шолохову, «Свадьба в Малиновке» Александрова, «Беда от нежного сердца» по Соллогубу, «Ханума» Цагарели, «Дона Флор и два её мужа» Жоржи Амаду. Эти постановки – летопись студии «СемьЯ». Наверное, у зрителей-ровенчан есть свои особенно любимые постановки. А Надежде Калитченко дороги все спектакли. Ведь каждый из них – это кусочек жизни. Тех самых «Фараонов» здесь тоже ставили – в 2013 году. А в 2017-м, на своё 20-летие, студия представила зрителям бенефис по десяти спектаклям.
«У нас много комедий, – говорит Калитченко. – Не потому, что это мой любимый жанр, наоборот, не всегда хочется смеяться. А потому, что зритель приходит на спектакль отдохнуть. Хотя и в комедии мы стараемся найти смысл, воспитывать не назидательно».
Гастроли по школам
«Дети из капусты» выросли из театрального кружка – около десятка школьников. С 2007-го коллектив начал выезжать на конкурсы, и потому этот год считается годом его рождения. Название возникло из желания верить в волшебство:
«У нас лозунг: «Верим в сказку, верим в чудо, верим в Деда Мороза», – улыбается Надежда Калитченко.
Детская студия тоже старается ежегодно выпускать премьеру. В 2019-м объездили многие сёла Ровеньского района: выступали со сказкой «Волк и семеро козлят» в школах и детсадах.
В минувшем году «Дети из капусты» взялись за серьёзный драматургический материал – пьесу по роману Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Это история о мальчике, который болен раком. Узнав, что ему осталось жить 12 дней, Оскар пишет письма Богу.
«Я спросила детей: скажите честно, мы сможем взяться за эту пьесу? – говорит режиссёр. – Некоторых смутило, что мало текста – там вся нагрузка на главного героя. Я боялась, что во время репетиций не занятые в сцене ребята будут скучать за кулисами. Ничего подобного! Такая тишина! Оскара будет играть Даша Фомичева, очень серьёзная, глубокая девочка».
Детский коллектив периодически обновляется – участники вырастают. В выпускных классах у них уже совсем нет времени ни на что, кроме подготовки к экзаменам. Впрочем, некоторые из выросших «деток» продолжают заниматься во взрослой студии.
Театр – это коллективное искусство, напоминает Калитченко:
«Нам есть чем похвалиться по сценографии благодаря художникам Татьяне Скубиной и Константину Сыкало. Они делают декорации. Костюмы шьёт Татьяна Решетнякова. Да и зрители во время спектакля, можно сказать, часть коллектива. Из зала такая энергетика идёт! Мы, когда собираемся, рассматриваем фотографии со спектаклей, видим, какие внимательные лица у зрителей. А зрители-дети помогают героям, переживают. Значит, что‑то в детскую душу мы заронили. И взрослые на спектакле бывают как дети порой».
Так что неудивительно, что театральные коллективы ровеньского Центра культурного развития предпочитают живое выступление виртуальному. Видеопремьера спектакля не даст тех эмоций ни артистам, ни зрителям.
У самодеятельных артистов нет соответствующей профессиональной подготовки. Они играют душой, говорит Надежда Калитченко:
«Когда человек получает свою роль, он буквально купается в ней».
И каждый неизменно волнуется, выходя на сцену. Перед спектаклем артисты традиционно берутся за руки и напутствуют друг друга: «С богом!» Ради таких моментов они и спешат на репетиции после рабочего дня.
«Мне однажды сказали: у тебя три семьи – дома, на работе в ЦКР и театральная, – признаётся Надежда Николаевна. – Так и есть. Куда бы я ни пришла, мне везде хочется быть».
Фото из личного архива Надежды Калитченко