«А на деревьях висели платьица». Страшные преступления гитлеровцев против детства
22 июня – День памяти и скорби
-
Статья
-
Статья
22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории нашей страны. Этот день напоминает нам обо всех погибших на фронтах Великой Отечественной войны, о замученных в фашистской неволе, умерших от голода и лишений.
Белгородская земля сполна познала ужасы оккупации: разрушенные города, сожжённые сёла, бомбёжки, тяжёлые бои, тысячи казнённых и угнанных в Германию жителей. Особенно страшно, что нацисты без колебаний пытали и убивали даже маленьких детей. О масштабах и обстоятельствах этих чудовищных преступлений «Белгородская правда» узнала из региональных архивов.
Зверская расправа
В марте 2023 года Белгородский областной суд удовлетворил заявление прокуратуры о признании действий немецких войск на нашей земле в 1941–1943 годах военными преступлениями, преступлениями против человечности и геноцидом. Этому поспособствовала масштабная работа белгородских архивистов, которые издали сборник материалов «Без срока давности», посвящённый почти двухлетней оккупации наших сёл и городов.
Архивные данные и свидетельства очевидцев о тех страшных событиях обсудили губернатор Вячеслав Гладков, сотрудники прокуратуры и архивов, а также студенты профильных факультетов БелГУ. Одним из составителей издания «Без срока давности» выступил кандидат исторических наук сотрудник государственного архива Белгородский области Александр Пчелинов-Образумов. На встрече он рассказал о преступлениях нацистов против детства, которым посвящён целый раздел в сборнике. В него вошли фотографии, материалы местной периодической печати и комиссии, расследовавшей зверства нацистов и их пособников.
Например, статья «Зверская расправа над детьми» в Грайворонской районной газете «Знамя коммунизма» от 28 ноября 1943 года повествует о том, как в ноябре 1941 года немецкие жандармы нашли в квартире гражданки Феи Балецкой телефонный аппарат. Оказалось, что её 16-летний сын с двумя своими товарищами восстановили старые телефоны, провели линии и общались между собой.
«В тот же день жандармы всех троих арестовали, отвели в полевую комендатуру и без всякого суда повесили, – уточнил архивист. – Так они висели три дня, а после тела сняли и бросили в канаву. И никто даже не посмел подойти и засыпать их землёй».
Похоронили заживо
Другой пример – выдержка из протокола допроса жителя слободы Засосна Будённовского района (современный Красногвардейский район) Петра Долбиева. В документе содержатся сведения по делу об арестованных оккупационными властями 35-летней Буме Байдалиновой и двух её детях: 10-летнем Викторе и 7-летнем Александре.
28 июля 1942 года к дому семьи подъехала машина, крытая чёрным брезентом с четырьмя военнослужащими. Возможно, это были сотрудники венгерской жандармерии, так как свидетель упоминал перья на головных уборах. Они вошли в дом, произвели обыск и взяли некоторые вещи.
Женщину посадили в машину и увезли, а потом забрали и детей. Долгое время о судьбе Байдалиновых никто не слышал.
2 июня 1944 года представители районной комиссии по расследованию фашистских злодеяний провели раскопки на поле колхоза «Память Кирова» в 1,5 км от слободы Будённой (сейчас Бирюч). В результате удалось обнаружить 27 трупов мирных граждан, среди которых 22 мужчины разного возраста, две женщины и трое детей от 7 до 14 лет.
Документ, удостоверяющий личность, нашли лишь один – паспорт еврейки Бумы Байдалиновой. В процессе раскопки установили, что трупы беспорядочно сбрасывали в яму. На дне, под телом Бумы Соломоновны, лежавшей вниз лицом, нашли тела её детей. Рядом была её сестра, под которой находилось тело её 14-летнего сына Владимира.
У Александра и Виктора не обнаружили никаких ранений. Комиссия предположила, что смерть их наступила от удушения в могиле, то есть их похоронили заживо.
И четверо грудничков
К сожалению, это были далеко не единственные случаи расправы над детьми. В ноябре 1941 года после вступления гитлеровских войск в Саженский район (сейчас Яковлевский округ) в селе Сабынино за оказанную помощь разведке Красной армии была сожжена семья из трёх человек: жена красноармейца Анна Кривцова и её дочери – 12-летняя Любовь и 6-летняя Пелагея.
Во время оккупации Корочи венгерские военные в саду детского дома по улице Карла Маркса расстреляли 10 детей, из которых четверо – грудного возраста. По свидетельствам очевидцев, детей, пытавшихся бежать, мадьярские изверги хватали, живыми бросали в яму и закапывали.
23 января 1943 года в колхозе им. Первого мая на территории нынешнего Ровеньского района на огороде расстреляли 15-летнего Николая, эвакуированного из Воронежской области. И таких случаев было достаточно много.
Опознали только одного
Помимо убийств, имели место издевательства. Например, на территории Шаталовского района (сейчас Старооскольский округ) несколько детей зарубили гуся, которого немцы отобрали у местных жителей. За это немецкие и венгерские изверги подвергли их порке плёткой в раздетом виде. Каждому ребёнку нанесли от пяти до десяти ударов плетью.
23 февраля 1943 года, уже после освобождения от оккупантов, в Будённовском районе уничтожили Засосенскую школу. Судя по всему, в здание попала вражеская авиабомба. Мария Ильинская, проживающая в слободе, свидетельствовала:
«В первом часу дня произошёл сильный взрыв. Камни широкой стеной взлетели в воздух, а древесину как будто собрало в одну кучу, и из‑под этой кучи стало дымиться. Вся дорога была усыпана камнями и глиной… На деревьях висели… платьица. Только одного мальчика можно было опознать, а больше ни одного человека».
В результате погибли восемь учеников от 11 до 14 лет и неизвестная несовершеннолетняя девушка, которая в момент взрыва находилась поблизости.
А сколько было юных участников сопротивления! Один из них – Витя Захарченко, уроженец Шебекинского района. За помощь партизанам оккупанты зверски замучили его летом 1942 года. Теперь имя юного героя носит одна из улиц Шебекино, а в городском парке стоит его памятник.
«К сожалению, точным числом убитых, замученных детей мы не располагаем, но ясно, что их количество исчислялось даже не десятками, а сотнями. Это были и жертвы целенаправленного террора оккупационных властей, и убитые в ходе боевых действий и акций захватчиков», – подытожил Александр Пчелинов-Образумов.
«Потому что от еврея»
Магистрант историко-филологического факультета педагогического института БелГУ Николай Шевцов рассказал о самой ужасной странице белгородской оккупации – трагедии на камышитовом заводе, где погибли порядка 1 700 человек.
5 февраля 1942 года оккупанты привозили людей на машинах, раздевали и расстреливали партиями по 30–50 человек. Тела укладывали рядом, поливали бензином и поджигали.
Сохранилась фотография двухлетнего белокурого малыша Лёвы Лившица, которого не пощадили гитлеровские изверги. Один полицай вспоминал: «В начале февраля я арестовал женщину и ребёнка по фамилии Лившиц. Она была русской, но женой еврея, поэтому её расстреляли. Ребёнка её тоже расстреляли, потому что он от еврея».
«Авторы школьных учебников стараются сглаживать многие места, а когда читаешь архивные документы и слушаешь воспоминания родственников, то становится жутко от того ужаса, который пережили люди», – признался Шевцов.
Великая Отечественная война продолжалась 1 418 дней и ночей. Ценой человеческих страданий и огромных потерь завоёвана Победа. И сегодня наша задача – хранить память о тех страшных годах, защищать историческую правду и делиться своими знаниями о зверствах нацистов и их пособников.
Анна Емельянова