«Опасно запретить себе радоваться». Как сохранить здоровую психику и противостоять тревоге
Советы читателям «Белгородской правды» даёт психолог Роман Крыжка
-
Статья
-
Статья
События, происходящие в последние месяцы, затрагивают чувства каждого человека в Белгородской области. Мы проживаем и переживаем их по‑разному. Кто‑то начинает паниковать, а кто‑то держится как кремень, но в какой‑то момент может сорваться. Так или иначе, психическому здоровью стоит уделить не меньше внимания, чем физической безопасности.
Подружитесь с тревогой
— Роман, наблюдаете ли вы увеличение обращений с февраля этого года? Насколько сильно отражается нынешняя обстановка на психологическом состоянии белгородцев?
— Скорее, поменялась тематика обращений. Люди боятся за свою жизнь и за жизнь своих близких, многих волнует возможное повышение цен и падение уровня жизни. Появляется особое ощущение, будто сама атмосфера стала тяжелее и напряжённее. Некоторым даже дышится легче, когда они временно уезжают из города в другие регионы.
К сожалению, происходящие события будут иметь долгосрочный эффект для нашей психики. Есть высокая вероятность того, что могут развиться посттравматические стрессовые расстройства – внезапные воспоминания о событиях, которые угрожали нашей жизни. Такие воспоминания будут казаться очень реальными и сопровождаться сильными чувствами, паническими атаками, телесными симптомами. Особенно это касается тех, кто действительно побывал на грани жизни и смерти.
— Как бороться с тревожностью, когда постоянно живёшь с ощущением опасности?
— Отказаться от этой борьбы. Тревожность – это попытка психики предотвратить возможные неприятности. Человек не может отказаться от тревоги, потому что для многих это значит повернуться лицом к опасности. В некотором смысле люди неосознанно начинают тревожиться, поскольку это даёт ощущение контроля. Кажется, что если думать о возможных страшных последствиях, то удастся найти способ их предотвратить или избежать.
С тревогой надо подружиться, вступить с ней в диалог и поблагодарить за бдительность, признать её ценность. Дальше можно напомнить себе, что не все тревожные размышления помогают решить проблему. Если на какое‑то время вы откажетесь от размышлений о том, что может произойти, то ничего кардинально не изменится.
Когда спим, мы ничего не контролируем. Нужно осознать ошибочность глубинной установки «если я не буду постоянно думать о возможных бедах, то они случатся и застанут меня врасплох».
Есть ещё один радикальный способ – прожить свои худшие страхи. Лучше это делать вместе с психологом или близкими людьми, которые способны выдерживать сильные чувства другого. Дело в том, что тревожный человек часто представляет себе возможные неприятности, но сразу переходит к размышлениям о том, как их предотвратить. Это не снижает, а, скорее, поддерживает тревогу. Порой бывает полезно прикоснуться к своим худшим страхам, выдержать их, остаться в этой болезненной точке и поискать способы самоподдержки.
Оставайтесь в настоящем
— Есть ли какие‑то быстрые способы успокоиться, когда, допустим, слышишь звуки работы ПВО посреди ночи и начинает колотиться сердце или в других подобных стрессовых ситуациях?
— Да, например, можно использовать мышечную релаксацию Джекобсона. Её суть заключается в том, что мы постепенно напрягаем и расслабляем разные группы мышц, концентрируя внимание на телесных ощущениях и дыхании. Есть несколько вариантов такой релаксации, подробнее о них написано в Интернете. Суть одна: максимальное напряжение мышцы приводит к её полному расслаблению.
Другой способ – ведение дневниковых записей, в которых вы не просто записываете свои мысли и чувства, но и пытаетесь дать себе поддержку, будто разговариваете с лучшим другом или любимым человеком.
Либо попробуйте сконцентрировать внимание на настоящем моменте, понаблюдайте за собственными чувствами, опишите свои зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные ощущения, почувствуйте контакт ног с полом.
Наблюдайте за своим дыханием, разговаривайте с близкими, держите их за руку. Это помогает, потому что тревога связана с незаметными, но страшными мыслями, приходящими в голову. То есть пугают не только сами взрывы, но и те фантазии, которые они рождают. Тревога всегда уносит нас в возможное будущее, а надо учиться оставаться в настоящем моменте.
— Один из российских психиатров высказал мнение, что, когда обстановка всё время напряжена, мозг снижает чувствительность и более спокойно реагирует на многие вещи. То есть два года ковида и события этого года уже подготовили психику людей к мобилизации, начавшейся в сентябре. Что думаете по этому поводу?
— С одной стороны, адаптация действительно происходит: очень тяжело организму находиться в состоянии интенсивной и продолжительной тревоги. С другой – иногда последствием длительной тревоги становится апатичное, астеническое или депрессивное состояние, когда вместе со снижением страха пропадает и способность радоваться жизни. Психика выключает не только тревогу, но и другие чувства.
Замечайте счастливые моменты
— Как родственникам мобилизованных сохранить спокойствие и не впасть в уныние?
— Нормально испытывать тревогу, когда любимые люди находятся в опасности. Но можно учиться вместе с тревогой замечать и другие переживания. Что бы ни происходило, на этом жизнь не заканчивается, и рядом с тревожными и трагическими событиями часто случаются и счастливые моменты, их важно заметить и не обесценивать. Опасно запретить себе радоваться жизни.
— Стоит ли как‑то пытаться себя отвлечь и мысленно дистанцироваться от происходящего или лучше, наоборот, не убегать от реальности, а готовить себя к возможным сложностям?
— Вы предложили две крайние точки зрения, но существуют и другие варианты. Важно оценивать риски объективно, мыслить реалистично. Тревожный человек считает, что, если что‑то может произойти, значит, думать нужно только об этом и вести себя так, будто несчастье высоковероятно.
Пессимистичное мышление кажется ему реалистичным. При этом хорошие исходы не рассматриваются. Всё хорошо в меру. Даже сознательное отвлечение внимания от проблемы – неплохая стратегия, если не становится единственным способом совладания с трудностями.
— Какие сигналы для человека, живущего в условиях СВО, должны показать, что настало время обратиться за помощью к психологу?
— К психологу лучше ходить для профилактики тревожных расстройств: он учит заботиться о себе, замечать свои чувства, потребности, сигналы тела. Игнорирование или обесценивание своих эмоций и состояний приводит к усугублению проблемы.
Но особенно обратите внимание на следующие симптомы: пропала способность радоваться жизни, появились внезапные и острые приступы страха (панические атаки), телесные симптомы (чувство жжения или сдавленности в груди, комок в горле, хронические мышечные напряжения, головные боли), исчез аппетит, нарушился сон (бессонница или, наоборот, чрезмерно долгий сон), не хочется вставать по утрам.
Иногда психолог может работать вместе с психиатром. Правильно подобранные медикаменты тоже хорошо помогают поддержать нервную систему и восстановить душевное равновесие.
А вообще в настоящее время подойдут любые здоровые способы помощи самому себе: физические упражнения, прогулки, медитация, йога, чтение книг, путешествия, общение с близкими людьми и так далее. Попробуйте заняться тем, что приносило удовольствие в прошлом. Мы сейчас переживаем трудный период в нашей истории, но он обязательно закончится.
И чем бережнее вы отнесётесь к себе, тем больше ресурсов будет у вас для поддержки своих близких.
Беседовала Анна Черкашина