Сосчитай до десяти. Как удержать себя в приступе гнева
Стоит ли сдерживать эту эмоцию и как научиться её контролировать, «Белгородской правде» поясняет психолог Светлана Бутенко
-
Статья
-
Статья
Толкнули в автобусе и не извинились, начальник на работе накричал, не разобравшись в ситуации. Почти каждый день мы сталкиваемся с несправедливостью, которая может вызвать приступ гнева.
Природа гнева
«Все эмоции нам нужны. Функция гнева – это реакция на любую ситуацию, которую мы воспринимаем как угрозу. В этом случае происходит выплеск адреналина. Если мы раздражены или разгневаны, повышается артериальное давление, появляется потливость, учащаются сердечный ритм и дыхание, напрягаются мышцы. Мы краснеем, испытываем проблемы со сном и пищеварением, не можем разумно мыслить, чувства обостряются. Интенсивность гнева варьируется от чувства недовольства до ярости.
Если мы не можем контролировать его, то способны навредить как физическому, так и психическому своему здоровью, а порой и поставить крест на социальных связях. С другой стороны, сдерживать гнев тоже опасно, в том числе для вашей самооценки. Вы постоянно соглашаетесь, не высказываете то, что не нравится, боитесь отказать. В результате окружающие воспринимают это как должное.
Ключ к здоровью организма и стабильной психике – управление гневом».
Что делать?
«Как бы банально это ни звучало – дышите глубже и сосчитайте до 10. Постарайтесь отдалиться от ситуации. Если вы на работе, выйдите в коридор, пройдитесь. Дома примите расслабляющий душ. Возьмите тайм-аут, скажите тому, на кого злитесь: «Я сейчас испытываю сильные эмоции, мне нужно успокоиться, и тогда поговорим». Это помогает в напряжённые моменты. Главное – отвлечься от ситуации, чтобы избежать агрессивных реакций и не сделать того, о чём можно пожалеть. Хочется плакать – поплачьте. Плач усмиряет гнев и печаль.
Гнев не возникает сам по себе, он адресован кому‑то или чему‑то. Часто мы злимся на людей: на капризничающего ребёнка, на толкнувшего попутчика. Вроде бы они заслужили наше недовольство. Однако эти ситуации не несут угрозу вашему существованию, значит, возникновение гнева здесь не оправданно.
Причины ярости в нас самих. Гнев – это лишь вторичное чувство, ответ на другие, более глубокие эмоции, которые мы испытываем в связи с ситуацией.
Управлять гневом можно и нужно. Для начала разберитесь, что стоит за ним. Вспомните последние три–пять ситуаций и запишите их по схеме: ситуация – мысли – чувства и эмоции – реакции – поведение. Например, так.
Ситуация: «На совещании оглашают список работников, которым выплатят премию, а моё имя не звучит». Мысль: «Я работала больше, а премию получают другие. Они думают, что я плохо работаю. Это несправедливо». Эмоции: «Злость, отчаяние, бессилие». Реакции: «Перехватывает дыхание, ком в горле, напряжение в теле». Поведение: «Швыряю всё со стола в кабинете, высказываю коллеге то, что о нём думаю».
Другая ситуация: «Ребёнок устроил истерику в магазине». Мысль: «Я в него всю душу вкладываю, а он меня позорит. Люди подумают, что я плохая мать, не воспитываю ребёнка». Эмоция: «Злость, обида, стыд, ненависть, бессилие». Реакции: «Бросает в дрожь, трясутся руки, краснеет лицо». Поведение: «Хватаю ребёнка за руку, тащу к выходу, дома громко хлопаю дверью, ору».
Если вы сделаете анализ большего количества ситуаций, то, скорее всего, отследите что‑то общее. В этих примерах есть общие мысли (я плохой работник, плохая мать, что они обо мне думают) и похожее поведение (гнев выражается через крик, воздействие на посторонние предметы). Пусковой механизм – желание доказать, что «я хороший». Причина гнева имеет нарциссическое начало. Анализируя ситуации, вы поймёте, что можно злиться на начальника, а можно конструктивно поговорить о том, что вы имеете право на премию, приводя реальные аргументы».
Выслушай меня
Часто гнев – это ответ на критику или унижение. Реакция у большинства предсказуема: любой ценой доказать обратное. Вспылите – и дело перерастёт в конфликт, в котором обидчик вряд ли признает вашу правоту.
Представим мужа, который, возвращаясь с работы, видит гору грязной посуды. Делает замечание уставшей жене: «Ты весь день просидела дома, неужели нельзя было тарелки помыть?!» Та реагирует вспышкой гнева: «Нельзя! Попробуй сам «дома посидеть». Я посмотрю, как ты справишься с двумя детьми, погуляешь с ними, сбегаешь по магазинам, всех накормишь, стирку развесишь, полы помоешь!» В запале она готова перечислить всю работу, которую выполняет, а муж не замечает.
Такое поведение усугубит конфликт и, скорее, вызовет ответный негатив. Здесь за гневом может стоять печаль и страх отверженности, ведь близкий человек видит жену не такой, какой ей хотелось бы выглядеть в его глазах: не супругой, которая вкладывает уйму сил в семью, а лентяйкой. Ещё женщина может переживать: если муж действительно считает её неряхой, вдруг не захочет больше с ней жить, начнёт искать другую? Лучший выход – озвучить настоящие эмоции: «Я очень расстроена, что ты меня ругаешь, могу рассказать подробно, как прошёл мой день, выслушай меня, пожалуйста».
Если он готов выслушать, есть смысл рассказать про прогулки, готовку, уборку и детей, а потом поделиться своими страхами: «Ты так говоришь… Значит ли это, что ты меня меньше любишь?» Разговор о чувствах и переживаниях стимулирует партнёра оценивать и свои поступки. Скорее всего, супруг в этой ситуации расскажет об усталости после работы и своих ожиданиях порядка дома, о том, что бросать жену не собирается. Со страхом уйдёт и гнев».
Не дышите мне в спину!
«Бывает, что вас бесит, если кто‑то толкнул в автобусе или люди в очереди уже почти вжались в вашу спину? Тут гнев возникает для защиты личного пространства. Личностные границы могут быть как физические (отстаивание пространства рядом с нами, защита собственности), так и психологические (те, которые охраняют ваш внутренний мир). Это, например, неприятные ситуации, когда обманывают, задают неудобные вопросы или давят.
Ещё одна причина – отрицание ценностей и неуважение интересов другого. Представим двух сотрудниц в кабинете. Одна постоянно рассказывает про шопинг и путешествия, а вторая вынуждена выслушивать то, что ей неинтересно. Но если бы у первой были дети, то она с радостью бы поговорила про то, как развиваются малютки. Гнев вызывают не сами разговоры, а то, что одна ведёт себя так, как никогда бы не повела вторая.
Можно попытаться уговорить «обидчика» изменить поведение, чтобы оно не противоречило вашим жизненным принципам. Сошлитесь на обилие работы: «Простите, я очень занята прямо сейчас, отчёт горит!» Повторяйте это каждый раз, когда заходит разговор на неприятную тему. Или откровенно обозначьте стоп-темы».
Поймите желание
«Другая распространённая причина гнева – нарушение планов. Вам кажется, что кто‑то мешает достичь цели и именно из‑за него вы не получаете желаемого. Например, с утра спешите на работу, выходите во двор, а сосед припарковался прямо перед вашей машиной. Выехать можно, но нужно потратить больше времени, а вы ведь опаздываете! Первое желание – пнуть машину по колесу и высказать водителю всё, что думаете. Но это приведёт к словесной перепалке, задержит ещё больше, испортит отношения с соседом, который, возможно, всего на пару минут так оставил машину.
В этом случае есть невыполненное желание (добраться быстрее на работу). Если вы осознаете, чего именно хотите, и донесёте это до оппонента вместо гнева, то достигнете лучших результатов.
Попробуйте выразить эмоции не в виде упрёка, а в виде пожелания. Можно сказать: «Отгоните, пожалуйста, машину буквально на пару метров влево». Скорее всего, вежливая просьба будет исполнена. Вместо нажитого врага вы получите человека, который однажды с вами уже сотрудничал и с большой вероятностью будет делать это дальше.
Перечисленные советы – лишь малая толика секретов управления гневом. Чтобы наработать навык, нужно время и умение распознавать его причину. И главное – научиться выражать эмоции словами, а не действиями».
Записала Анна Черкашина