«В честь боярского сына, либо виной тому воевода». Откуда пошло и чем живёт село Зыбино
Историю села из Борисовского района рассказывает «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Если хотите отвлечься от городской суеты, вдохнуть опьяняющего деревенского воздуха, тогда берите курс из Белгорода на заповедный борисовский лес, а затем правее – и через 20 км по асфальтированной дороге вы попадёте в живописное село Зыбино, что на реке Локне.
Трассу окаймляют плантации ароматной клубники, молодые, недавно посаженные сады, где летом можно отведать сочных яблок и кисловатой шпанки. В Зыбино едут полюбоваться пейзажами, по‑шукшински взглянуть на местных жителей и послушать их истории.
Пять веков назад
Первое, на что обращаем внимание: указатель с названием деревни на фоне поля с солнечными цветами подсолнуха смотрится величественно, словно подпирает небо.
Со мной в машине едет глава администрации Крюковского сельского поселения Владимир Колесник.
«В селе 184 домовладения на девяти улицах, живёт 221 человек, имеются ФАП, клуб, библиотека, магазин», – вводит в курс дела Владимир Алексеевич.
Договариваемся сразу – местные достопримечательности для нас не только памятники и дома, но и жители с их увлечениями. За четыре с половиной часа в Зыбино мы успели послушать народные песни, попробовать вкусные вареники с творогом, полюбоваться лебедями и по душам побеседовать с селянами.
История села ведёт нас во времена царствования Михаила Фёдоровича. В нескольких километрах отсюда находился город-крепость Хотмыжск. Со временем на берегах Локни возникли три селения: Крюково, Чуланово и Зыбино, близко примыкая друг к другу и почти сливаясь в единый массив. До сих пор историки спорят, в честь кого названо третье село. Одни утверждают, что в честь Василия Зыбина из Белгорода, боярского сына, наделённого поместными землями за военную службу, другие уверяют, что виной тому воевода Панкратий Зыбин из Хотмыжска.
Некогда скупали здесь земли князь Меньшиков и граф Шереметев.
«Население слободы Зыбиной, как стали потом её именовать, увеличилось за счёт переселенцев – черкас. В дальнейшем заселение украинцами повлияло на формирование обычаев и языка. Если посмотреть на фамилии, то сплошь и рядом тут Галайко, Дуюн, Пустовой», – рассказывает старожил села – Николай Клочко.
На сайте Борисовского краеведческого музея есть интересная статистика:
«В 1756 году у Шереметева здесь было 56 дворов, на Локне ему принадлежало 7 мельниц. Крестьянские семьи в среднем тогда состояли из 10 человек. К концу XVIII века в слободе Зыбиной было уже 230 дворов и 3 886 десятин земли».
По словам председателя совета ветеранов, а в прошлом учителя истории Галины Дручининой, в слободе Зыбиной каждый мог купить пиво, вино и сыту медовую, изготовленные в шереметевской усадьбе. Дошедшие до нынешних времён ведомости свидетельствуют о том, что один крестьянский двор тратил на крепкие напитки в год 2 рубля 25 копеек – сумму, почти равную подушному налогу.
Без соседей
Дальний двор 97-летней Пелагеи Водяницкой, вдовы ветерана войны, знает в Зыбино каждый.
Рассказ долгожительницы – ценнейший исторический источник.
В семье её родителей было 10 детей, все приглядывали друг за другом. Когда Пелагее исполнилось 16 лет, она отправилась в Харьков – постигать азы городской жизни. Шла пешком почти неделю. Девушку взяли в прислуги нянчить двухлетнего ребёнка. Две недели отработала и домой ушла: не смогла к городу приспособиться. Тут и война началась.
Пелагея Ивановна помнит, как её угоняли в Германию. Мама тогда уже умерла, остались отец и два младших брата.
Стали девчат собирать, а она с ночи спряталась в кукурузе. Полицаи кричали, угрожали, что отца на расстрел поведут. Бургомистру, наверное, возиться не захотелось по полям искать, и он отложил отъезд девочки на другой раз. Так она в Германию и не уехала.
После войны вернулся в деревню её любимый Дмитрий, с которым в школе учились. Окончили она пять, он – семь. Его забрали в армию в начале 1940-х, а дома оказался только через 6 лет. Сразу и расписались. Дмитрий работал завфермой, Пелагея ему во всём помогала. Смотрит сегодня женщина на портрет супруга, и скупые слёзы медленно текут из глаз: ушёл из жизни рано. И только трое детей и твёрдый характер женщины-крестьянки дали ей силы пережить потерю. Вот уже два года она живёт под присмотром младшего сына – полковника авиации в отставке. Хотя ещё сама может и печку затопить, и в огороде похозяйничать.
«Мама у нас трудяга, на ней всегда были дети, хозяйство, огород. Помню, как всегда вставала рано, кушать готовила. У неё самые вкусные вареники на пару с вишнями и земляникой», – говорит Александр Водяницкий.
Мы прощаемся, и бабушка сетует, что хаты по бокам хозяева побросали, и теперь они с сыном живут без соседей.
Груша кудрявая
Следующая остановка – в сельском Доме культуры. Директор Екатерина Алейник – многодетная мама и замечательная рукодельница. В холле ДК выставка её работ – изделий из изовола: ростовые цветы, светильники. Научилась делать их всего два года назад, но уже не уступает городским мастерицам.
Екатерина – неутомимый двигатель культурной жизни на селе. Её сотрудники проводят тематические мероприятия, работают с детьми, организовывают концерты.
Она знакомит нас с вокальным ансамблем «Родные напевы». В этом году коллектив отмечает первый юбилей – пять лет. В его репертуаре более 50 песен. Сейчас в ансамбле насчитывается 12 человек, и они сохраняют лучшие песенные традиции на селе. Важно, что это не только пенсионеры, но и молодые женщины, а значит, фольклорная культура передаётся из поколения в поколение.
Сценические костюмы для коллектива приобрели спонсоры. С первыми платьями помогла директор санатория «Красиво» Галина Черкашина. А вот стилизованные народные костюмы сшили своими руками.
«Юбка называется малоросская. Мы её немного осовременили. Жилетка – это корсет. Он тоже отделан лентами. Вниз одевается вышитая рубаха, сверху повязывается бухарка или белый батистовый платок – праздничный костюм наших бабушек. Они наряжались и водили карагоды, мужики надевали косоворотки. Так было до революции», – вспоминают солистки ансамбля Анна Школа и Александра Шеховцова.
Пока мы рассматривали костюмы и выставку работ Екатерины, в зале зазвучала песня «Груша кудрявая». По словам Анны Ивановны, ей часто приходилось ездить с концертами в Москву, долгое время жила на Донбассе, но эту песню слышала только на малой родине – Зыбинской земле. Из рассказов мамы она знает, как раньше здесь отмечали праздники.
«На престольные ходили в церковь в Крюково, а потом в гости. К столу подавали холодец, запечённую картошку, кисели, вареники. К каждому большому празднику резали поросёнка. Обязательно угощали самогоном и пели нашу местную «Грушу», – вспоминает Анна Ивановна.
Не оставили ни двора
В центре села – братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году. С войны не вернулись 128 односельчан. На месте, где раньше находилось здание сельского клуба, в 1958-м воздвигли памятник Неизвестному Солдату, который держит в правой руке склонённое знамя. Не все имена погибших удалось установить, поэтому на металлической стеле написана только часть фамилий.
«Тут похоронены семьями. Фамилии сплошь зыбинские: Пустовые, семь раз встречается Рудась, ещё семь – Еглевские», – рассказывает Владимир Колесник.
Не раз в сезон он со своим водителем Александром Алейником косит на пригорке вокруг мемориала траву да и вообще следит за состоянием территории.
Тяжело далась война зыбинцам.
«В октябре 1941 года нынешняя территория Борисовского района была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Через Зыбино на Бубны шли части гитлеровцев. Напуганное население с ужасом наблюдало за новым порядком. Немцы чувствовали себя хозяевами: забирали свиней, стреляли кур, врывались в хаты, требовали хлеба. В селе остались старики и женщины с детьми. Их заставляли рыть окопы. В здании клуба немцы держали скот, птицу, там же была у них кухня. Для проведения досуга они выбрали жилой дом. В 1943 году жителей из села эвакуировали в Борисовку, Грайворон, Тарасовку Харьковской области. 5 августа 1943 года Зыбино освобождено от немецко-фашистских войск», – такую справку нам дали в управлении культуры администрации Борисовского района.
Краевед Николай Клочко из рассказов своего отца, ветерана войны, знает, что фронт находился здесь на протяжении пяти месяцев, поэтому немцы оставили много погребений.
«Часто чёрные копатели обнаруживали солдат, похороненных в плащ-палатках с немецкими медальонами. Как‑то сюда разрешили приехать представителям немецкого народного общества, они раскапывали своих из второй танковой дивизии СС «Рейх», – уточняет Николай Иванович.
По его словам, в деревне не осталось ни одного двора после войны, а когда фашисты уходили, минировали едва ли не каждый метр. Отец Клочко был тяжело ранен под Ленинградом и в 1943 году вернулся в Зыбино. После того как враги отступили, его назначили заместителем начальника отряда для разминирования района. Дали 60 молодых ребят. Они сносили снаряды в одно место, а отец Николая взрывал, затем подписывал все акты о приёмке полей.
Тысяча долларов в семенах
Зыбинцы славятся трудолюбием, огородничеством, цветоводством. На своём подворье нас встречают Евдокия и Василий Сивирины.
«Царица Екатерина Вторая послала сюда охранять границу четырёх казаков: Шульдешова, Уварова, Еглевского, Вишнякова. Мой род от Шульдешовых. А род мужа уже от пришлых. Мои предки-полеводы славились трудом. Вот и я стала агрономом», – рассказывает семейную историю хозяйка дома.
По своему огороду она не идёт – летит, показывая нам урожай. Сортов одних только помидоров у неё 75, огурцов – 20.
«Вот сорт «благовест», в этом году, когда надо было пасынковать, мы с мужем заболели коронавирусом. Поэтому они растут на вольных хлебах, кусты усыпаны томатами. Вот сорт «три сердца» – шоколадное, бежевое, коричневое. Помидоров у нас море, и они обалденные», – с гордостью заявляет Евдокия Ивановна.
Семья обрабатывает гектар земли. Клубника, малина, ежевика, картофель, морковь, капуста, бобовые и даже опытные гибриды: кабачок с огурцом – всему здесь есть место.
Откуда такое разнообразие семян, спрашиваю я и вижу хитрую улыбку хозяйки:
«В 1990-е годы профессор кафедры селекции и семеноводства овощных и плодовых культур Тимирязевской академии Сергей Гавриш кинул клич: кто вырастит помидор «русского размера» в 3 кг, тому он даст тысячу долларов. Я выращивала его два года. И получилось. Он снял помидор, зафиксировал победу и… выдал мне на тысячу долларов семян», – объясняет наша героиня.
Ей тогда это очень помогло. Организация, в которой она работала, приказала долго жить, и Сивирина стала работать на себя.
Элитный коммунхоз
Отдалённые от областного центра небольшие сёла принято считать местом жительства пенсионеров. В Зыбино могут с этим поспорить: у руля здесь два молодых, перспективных работника – глава поселения Владимир Колесник и его водитель Александр Алейник. Владимир – коренной житель. Селяне зовут его Алексеевичем. Родители-педагоги когда‑то приехали сюда по распределению. Отец 40 лет работал директором школы и преподавал физику, мама – алгебру и геометрию. Отец с прошлого года на пенсии, однако продолжает учить детей.
«У меня всегда была тяга к технике, электричеству, но судьба так повернула, что вот уже семь лет работаю главой Крюковского сельского поселения. Руковожу в трёх сёлах, всего здесь 400 жителей», – говорит Владимир Алексеевич.
Евдокия Сивирина очень тепло отзывается о главе:
«Это наша палочка-выручалочка. Ехали как‑то зимой, когда дорогу сюда ещё не проложили. Мост был плохой – в снегу застряли. Звоню ему (ночь на дворе), говорю: «Мы не можем подъехать». Тут же завёл свой трактор, приехал, расчистил. И выручил».
Правой рукой главы стал Александр Алейник. Их знакомство прошло необычным образом.
«Это уникальный человек! Все люди хорошие на селе, но он особенный. У нас весной часто случаются пожары. Как‑то тушим, мимо проезжает Сашка – в чистой одежде, на машине. Остановился, снял мастерку и бросился ко мне – выручать, огонь тушить. А потом пришёл и на работу устраиваться», – рассказывает Владимир Алексеевич.
Так и работают.
«Мы элитный коммунхоз», – шутит глава.
Траву косят вместе, пруд зарыбляют вместе, от бобровых плотин жителей спасают тоже вместе.
…Мы уезжаем, и зыбинцы, так и не уговорив остаться на ночь, отпускают нас с большим сожалением.
«Мы вам столько легенд и историй за ночь найдём – целую книгу напишете», – обещают они в голос.
Гостеприимный народ, доброжелательный, воспитанный на простых и естественных ценностях – свежий воздух, чистая питьевая вода, здоровая пища, тишина и живая природа вокруг.
Елена Ховхун